Анализ общего уровня экономического развития предприятия-участника ВЭД

курсовая работа

1.1 Понятие общего уровня экономического развития предприятия - участника ВЭД. Основные стратегии экономического развития

Понятие «предприятие» обозначает «обособленную производственную единицу, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства создать нужную потребителям продукцию (или услуги) соответствующего назначения и получить прибыль». Тришкина Н. А. Экономика организации (предприятия). Учебно - методический электронный курс. На уровне предприятий внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Несомненно, ВЭД является составной частью всей работы большинства российских предприятий.

Для российских предприятий общий уровень развития оценивается от нулевого до четвертого уровня.

Общий уровень развития предприятия включает в себя следующие направления:

- экономическое развитие;

- развитие корпоративной культуры;

- техническое и технологическое развитие;

- организационно - управленческое развитие.

Что касается общего уровня экономического развития предприятия, к нулевому уровню относятся предприятия, обеспечивающие простое производство, а к четвёртому - предприятия, у которых доля оборота на одного сотрудника составляет примерно 60 - 80 тыс. долл./чел. в год.

Сам по себе термин «экономическое развитие» невозможно определить однозначно. Это достаточно трудноизмеряемый процесс, происходящий не прямолинейно, а неравномерно, по спирали. Он включает в себя периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике предприятия, положительные и отрицательные явления и тенденции. Можно сказать, что экономическое развитие циклично. Каждый цикл состоит из нескольких периодов:

- период спада;

- период депрессии;

- периоды оживления и подъема, сопровождающиеся пиками подъема и спада.

Необходимо также разделять экономическое развитие по коротким и длительным периодам. Во время короткого периода предприятия могут корректировать производство путем изменения количества переменных ресурсов, таких как сырьевые материалы и рабочая сила, но не способны повлиять на фиксированные ресурсы. Под длительным же периодом понимается период времени, достаточный для изменения всех факторов -- и переменных, и постоянных, в том числе и капитала.

Для эффективной работы предприятия и повышения его конкурентоспособности на мировой арене следует чётко определить стратегию его экономического развития и использовать творческий подход для реализации этой стратегии.

В современном менеджменте выделяют следующие виды стратегий экономического развития предприятия:

- базовая - описывает, в основном, развитие производственно - сбытовой деятельности предприятия;

- конкурентная - нацелена на достижение преимуществ предприятия перед конкурентами;

- функциональная - разрабатывается для каждого функционального подразделения предприятия в частности.

Наиболее сложными являются решения стратегии базового уровня, так как они касаются всего предприятия в целом.

Можно выделить следующие виды базовой стратегии:

Базовая стратегия

1 - активного развития

2- адаптационной стабилизации

1 - прорыва

2 - эволюционная

3 - выживания

1 - ограниченного роста

2- роста

3- сокращения

4- сочетания

1 - развития

2- выживания

1- захвата

2- приспособления

3 - выживания

1 - стабильности

2- роста

3 - сокращения

Среди этого разнообразия видов базовой стратегии чаще всего используют три основных типа: стратегию стабильности, роста и сокращения. Стратегия стабильности используется в основном крупными, доминирующими на рынке предприятиями и заключается в поддержке существующих направлений бизнеса. Предприятие в данном случае прилагает усилия, направленные на избежание чрезмерного государственного контроля и наказаний за монополизацию.

Стратегия роста используется в основном предприятиями с постоянно меняющимися технологиями и заключается в увеличении предприятия, зачастую благодаря проникновению и захвату новых рынков с помощью слияния или покупки контрольного пакета акций других предприятий.

Стратегия сокращения необходима тогда, когда предприятию после длительного периода роста нужна перегруппировка, дабы избежать последующий период спада. В таких ситуациях предприятия чаще всего избирают путь целенаправленного сокращения производства.

Таким образом, можно вывести следующее определение общего уровня экономического развития предприятия: это одно из основных направлений общего уровня развития предприятия, включающее в себя экономический рост и экономическую эффективность деятельности предприятия.

Делись добром ;)