Основные направления развития франчайзинга в Тверской области

курсовая работа

1. Современное состояние малого предпринимательства в России

Впервые понятие малого предпринимательства дается в нормах Федерального закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. (в ред. 29.12. 2015), согласно которыми малыми предприятиями являются экономические субъекты, внесённые в единый государственный реестр юридических лиц и обладающие определенными признаками. Это ограничения по выручке, доли участия других компаний, лимита среднесписочной численности работников, которые ежегодно корректируются Правительством РФ.

Стоит отметить, что 2016 году для малых предприятий необходимо выполнение следующих условий:

- Выручка. В 2016 году новый лимит выручки для микропредприятий составляет 120 млн. руб. (вместо прежних 60 млн. руб., которые действовали ранее). Для малых предприятий -- 800 млн. руб. вместо 400 млн. руб. Эти новые лимиты предусмотрены в постановлении Правительства от 13 июля 2015 г. №702. Стоит также отметить, что в 2016 году действует новый срок, в течение которого компания, превысившая лимиты по выручке и численности работников, все равно считается малым или микропредприятием. Раньше этот срок составлял два года, следующих один за другим. В 2016 году критерии малого предприятия предусматривают трехлетний срок (ч.4 ст.4 Закона №209-ФЗ).

- Доля участия других компаний. В 2016 году предприятие считается малым при условии, что доля участия в ее уставном капитале других организаций максимум 49 процентов. Такой лимит действует с 30 июня 2015 года (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. №156-ФЗ). Прежний лимит составлял 25 процентов.

- В 2016 году лимит среднесписочной численности сотрудников за прошлый календарный год остался прежним. У микропредприятий штат не может превышать 15 человек. У малых предприятий -- 100 человек.

Необходимость для развития экономики государства огромно и заключается в следующих основных положениях:

- Малые предприятия - это важный сектор развития рыночной экономики и более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия

- Малые предприятия - один из основных источников налоговых поступлений и участвует в формировании бюджетов всех уровней.

- Малые предприятия выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства.

- Малые предприятия способствуют созданию новых рабочих мест, доходами [8, с. 32-33].

В целом, необходимость функционирования малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается.

Сегодня в России развитие малого бизнеса фактически пребывает в состоянии стагнации. С 2000 года число предприятий малого и среднего бизнеса сокращается, и только лишь ежегодный темп прироста численности индивидуальных предпринимателей создает некую видимость роста.

Начало реформ 90-х годов в России ознаменовалось большим притоком людей в малый бизнес. Достаточно сказать, что к 1995 году почти 60% всех российских частных предприятий были малыми. Последовавший после этого кризис 1998 года, однако, пришелся тяжелым ударом по малому бизнесу. Но в последние годы количество малых предприятий в России год от года увеличивается. Так к началу 2015 года в России было зарегистрировано 231,6 тыс. малых предприятий, что на 5,4% больше, чем годом ранее. При этом количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей оставило 162,1 ед., что превышает показатель прошлого года на 7,3 ед [6].

Среди основных особенностей малого бизнеса необходимо отметить, неравномерность распределения малых предприятий на территории России . Так, около 30% всех действующих фирм расположены в центральном районе. Среди городов сохраняют лидерство Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

В 32 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей за прошедший год снизилось [8].

Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 51 регионе. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Новосибирской области (на 86,6 ед.), Республике Карелия (на 67,2 ед.), Ивановской области (на 63,2 ед.), Санкт-Петербурге (на 57,7 ед.), Сахалинской (на 47,8 ед.) и Свердловской (на 34,9 ед.) областях.

По итогам 2015 года среднесписочная численность персонала на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 4,8% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5 829,1 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых составил 12,6% [8].

Наиболее значительное сокращение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Чеченской Республике, Оренбургской области, Республиках Коми и Мордовия, Орловской и Астраханской областях.

Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 2014 год составил 12 909,4 млрд. рублей, что на 26,0% выше аналогичного показателя 2013 года (с учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 20,3%) [8].

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2014 году в целом по РФ составил 281 395,5 млн. рублей, что на 9,1% выше аналогичного показателя 2013 года).

Структура сферы малого бизнеса за последние годы не изменилась. По-прежнему лидируют торговля и общепит - ими занимается половина предприятий. Пятая часть малого бизнеса оказывает разнообразные услуги. 13% фирм занято в строительстве, а 12% - в промышленности.

Очень незначительна доля сельскохозяйственных компаний - около 2%. В целом уровень развития малого предпринимательств в России , по сравнению с Европой, невелик. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий (20 в Москве и 23 в Санкт-Петербурге) тогда как в странах - членах ЕС не менее 30.

Особое распространение малые предприятия получили в торговле, под которой в общем смысле понимается особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена [18, с. 147].

Торговля подразделяется на два вида [12, с. 231].

Оптовая торговля - это любая деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их в целях или дальнейшего использования (переработка, пошив), или перепродажи. Поэтому при оптовой торговле товар закупается крупными партиями и в больших объемах.

Розничная торговля - это особая деятельность людей, связанная с осуществлением акта купли-продажи товаров и услуг конечным потребителям. Эта деятельность представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена, и является завершающим звеном движения товара (услуг) в сфере обращения.

В рыночных условиях торговля, как оптовая, так и розничная, именно осуществляемая малыми предприятиями в России, ориентируется на развитие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, где широко внедряются достижения науки и техники, сосредоточены большие людские ресурсы, привлекаются значительные финансовые средства.

Так по итогам 2014 года общий оборот торговли в Российской Федерации составил 73.841 трлн. рублей. Это на 7.1% больше чем в 2013 году. А в целом оборот торговли в России с каждым годом стабильно увеличивается на 7-10%.

Среднегодовая численность работников торговли в 2014 году составила 12.5 млн. человек. В торговом секторе задействовано 18.4% всех работающих граждан РФ. Количество работников торговли с каждым годом увеличивается. По отношению к 2013 году, рост составил 0.8%, а по сравнению с 2005 годом, количество работников увеличилось на 12.8%. По итогам 2014 года средняя зарплата в торговле составила 25 267 рублей, что на 5% больше чем в 2013 году, но на 22.5% меньше средней зарплаты в 2014 году в России [12, с.330].

В сфере торговли в Российской Федерации больше всего представлено частного капитала, т.е. капитала малых предприятий, доля государственных предприятий в розничной торговле составляет чуть менее 1% от общего количества, а в оптовой торговле этот показатель еще меньше - 0.3%. Что касается структуры организаций торговли, то здесь преобладают малые предприятия. В оптовой торговле доля малых предприятий составляет 63.6%, а оборот - 28.6%. В розничной торговле малые предприятия составляют 76.1% от общего количества при обороте 25%.

Таким образом, развитие малого бизнеса в России в целом можно признать как удовлетворительное.

Делись добром ;)