Основные направления развития франчайзинга в Тверской области

курсовая работа

2.1 Особенности развития торговли с использованием франчайзинга

Термин «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что в переводе значит «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.

Франчайзинг - это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законами о товарных знаках и авторских правах [4, с. 102].

Согласно заключенному договору, франчайзи обязуется реализовать товар или услуги по заранее установленным договоренностям и правилам ведения предпринимательской деятельности, которые четко устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (предприятием, имеющим, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (предприятием или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения предпринимательской деятельности и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг.

При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Франчайзингу свойственны следующие основные особенности [20, с. 113]:

- фактическое место двух сторон соглашения (договора) - франчайзера и франчайзи;

- франчайзер является единоличным владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав, т.е. является правообладателем;

- франчайзер передает свои права франчайзи на определенных условиях.

- франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т.е. это своего рода сеть, работающая по установленной системе,

- франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке

- за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи;

- договор франчайзинга имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может распространяться на другие системы.

Существуют основные виды франчайзинга [16, с.127]:

- товарный франчайзинг;

- производственный франчайзинг;

- сервисный франчайзинг;

- франчайзинг бизнес-формата.

Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Товарный франчайзинг используется в сфере торговли. Он может применяться в отношении товаров, изготовителем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным другими компаниями и продаваемым под торговой маркой франчайзера. Примером эффективной работы в этом направлении может служить компания «Дженерал Моторс», которая до настоящего времени является лидером автомобильной промышленности.

Производственный франчайзинг - это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии.

Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше типами франчайзинга. Сфера его применения - услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляет право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд прав, закрепленных патентом, которые на основании договора передаются франчайзи.

Франчайзинг бизнес-формата является наиболее востребованным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса, в результате договора бизнес-формата франчайзи полностью интегрируется с франчайзером и становится неотлемлимой частью общей производственной системы [15, с. 54].

Таким образом, создание франчайзинговых торговых и производственных предприятий - хороший метод анализа рынка перед осуществлением крупных финансовых влияний, что способствует значительном финансовый и политический риск фирмы, начинающей работать в незнакомой стране.

Франчайзинг позволяет предприятию развиваться равномерно и эффективно, что вызывает большое доверие у потребителей, позволяет лучше учитывать их запросы и обеспечивает большую устойчивость системы.

Делись добром ;)