Основные направления ценовой политики предприятий

курсовая работа

1.1 Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике

Цена и ценообразование - центральные элементы рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров (Рисунок 1).

Цена является рыночной характеристикой товара - в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

Традиционно выделяются две полярные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование. Процесс формирования цен в условиях рынка происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на товар и услугу, предложение, полезность предлагаемых товаров и услуги, целесообразность их приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный товар, оказанная услуга и цена на них проходят проверку на рынке, где формируется окончательная цена товара и услуги.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования от централизованного заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением непосредственно собственником или производителем товара и услуги. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой, основной функцией государства становится установление определенных правил, общих подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, товары, работы и услуги, от которых зависят масштаб цен в экономике и социальная защищенность отдельных групп населения [3].

Делись добром ;)