logo
Основные направления экономической политики России в целях стабилизация экономики

1.4 Факторы, влияющие на формирование экономической политики

Экономическая теория - основа научной политики. Экономическая теория и экономическая политика находятся во взаимодействии и влияют друг на друга. Прежде чем рассмотреть, как это происходит, выясним сущность этих понятий.

Экономическая теория является системой научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Оно не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует предотвращению повторения некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие. В широком смысле экономическая политика охватывает политические отношения, политическую организацию и политическую идеологию как определенное единство. В узком смысле экономическая "политика является практической деятельностью государства Последняя осуществляет свою деятельность в социально-культурной, политико-административной и экономической, хозяйственной деятельности. Нас интересует хозяйственная деятельность и экономическая политика, осуществляемые государством.

Экономическая политика охватывает цели, направления, пути, методы, рычаги развития экономики, которые определены субъектами власти.

Экономическая политика предусматривает сочетание двух факторов:

1) главные цели, на достижение которых ориентирован развитие народного хозяйства;

2) средства, которые необходимо мобилизовать для достижения поставленных целей.

Более глубоко цели экономической политики и средства достижения их можно охарактеризовать через такие понятия.

Экономический рост - количественный и качественный рост товаров и услуг. Экономическая эффективность - снижение производственных ресурсов на изготовление разнообразных благ.

Социальная эффективность - улучшение социально-экономической жизни людей: рост заработной платы, улучшения жилищных условий и условий труда, улучшение образовательного, медицинского обслуживания, обеспечения больных, недееспособных, престарелых граждан и т.п. Размещение ресурсов заключается в том, что государство обеспечивает соответствие между производством и условиями относительного недостатка ресурсов.

Распределение доходов имеет целью содействовать обеспечению социальной справедливости. Стабильные условия развития предусматривают обеспечение для всех субъектов хозяйствования благоприятных условий для рационального размещения и использования ресурсов.

Политика активно вмешивается в общественную жизнь и может влиять на экономический прогресс в трех направлениях: способствовать его развитию; сдерживать общественный прогресс, в том числе экономическое развитие; противоречиво действовать на экономический прогресс, ускоряя его в одном направлении и сдерживая в другом.

Человечество всегда пыталось узнать, при каких условиях политика становится движущей силой развития экономики.

Исторический опыт убеждает, что теория трансформируется в практику через политику. Если политика основывается на объективно действующих законах, с учетом самых разнообразных интересов общества и предусматривает много вариантность решений и свободу выбора, она становится движущей силой развития общества и человека. Такая политика является научно обоснованной. Следовательно, она должна основываться на научной теории.

Если же политика исходит из искажено теории, которая игнорирует объективные законы и всю совокупность интересов общества, подчиняет одни интересы другим, она не является научной. Такая политика ведет общество к кризисных явлений, а то и регресса. Это же касается экономической политики.

Научное обоснование экономической политики в период перехода к новым экономическим отношениям способствовать глубокому обновлению материальной жизни, полнее раскрытию социальных ресурсов общества.

Для выработки экономической стратегии, которая основывается на всестороннем учете требований объективных экономических законов, первостепенное значение масс обеспечения объективной оценки достижений в решении социально-экономических проблем, их причин, а также имеющихся возможностей, ресурсов для дальнейшего социально-экономического прогресса.

Научная объективность в политике требует учета присущих обществу противоречий и трудностей. Более того, экономические законы действуют как тенденции. Формы их проявления неоднозначны и определяются конкретными обстоятельствами. Очень важное значение в практике общественного хозяйствования имеет умение трансформировать требования законов к условиям каждого этапа развития общества, учитывать их действие, четко определять роль и место субъективного фактора.

Субъекты формирования экономической политики, ее объект. Экономическая политика формируется в сфере надстройки субъектами, в руках которых находится власть, и представляет собой выработку политических решений во всех сферах жизни. До недавнего субъектом, производивший экономическую политику в нашей стране, была коммунистическая партия. Власть была сконцентрирована в руках партийно-государственного аппарата и стала, по сути, партийно-государственной властью, направленной преимущественно на обеспечение ведомственных интересов.

С течением времени такое положение становилось тормозом экономического роста, социального прогресса общества. Построенная на командно-административных методах, "экономическая политика стала причиной как деформаций в базисе, его структуре, так и застоя в общественных науках, их приспособлению к действиям того или иного лидера партии, его амбиций.

Субъективистская, волюнтаристское политика создавала догмы, идеологию, которые утверждали в общественном сознании представления о деформирована общество, как об самые. Волюнтаризм превратился в главный метод регулирования общественной жизни.

В результате экономическая жизнь отошло от требований объективных законов развития общества, нарушилась взаимодействие экономики и политики, утвердилась авторитарно-бюрократическая система хозяйствования.

Субъективизм и волюнтаризм экономической политики обусловлены рядом причин, которые основаны на двух догмах. Одна из них утверждала, что государство как субъект собственности общенародного средств и хозяйствующий субъект должен осуществлять чуть ли не все процессы присвоения в общественном производстве, быть монополистом в формировании экономической политики. Вторая заключалась в том, что объектом экономической политики являются потребности и интересы государства, которые выдавались за общенародного. В этих условиях интересы реальных субъектов экономических отношений - работников, трудовых коллективов, региональные - рассматривались как несущественные, второстепенные и подчинялись государственным интересам, что на практике приводило к отчуждению отдельных работников и их коллективов от средств производства, к абсолютизация административно-командных методов хозяйствования.

Исходя из этих догм, роль государства как экономического центра сводилась к главной ее функции - укрепление и приумножение государственной собственности. Государство как собственник общенародного средств производства и субъект хозяйствования была обязана, во-первых, формировать экономическую политику и разрабатывать на ее основе общегосударственные планы развития народного хозяйства как единого целого, во-вторых, активизировать роль местных органов для выработки планов на разных уровнях - региональном, межотраслевой, отраслевом, объединений, предприятий; в-третьих, реализовать политику и всю систему в общественном воспроизводстве.

Государственные органы в этих условиях были, по сути, лишь исполнительными органами партии, которые самостоятельно не могли принять ни одного законодательного акта.

Самая массовая организация трудящихся - профсоюзы - превратилась в орган, который выполнял поставленные партией задачи, а не обеспечивал интересы тех, кого он представлял. Тем самым сущность профсоюзов деформировалась и свелась практически нет.

В условиях административно-командной системы управления трансформировалась действие и использования законов общественного развития, в том числе экономических.

В переходном периоде к рыночной экономике, в котором сейчас находится Украина, количество субъектов, участвующих в выработке экономической политики, значительно возрастает. Ими являются вновь созданные движения, партии, старые политические и силовые структуры, трансформируются, а также предприятия, финансовые и другие организации, которые владеют материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. Именно эти силы в условиях социально-экономической трансформации старой системы, стремясь занять свое место под солнцем в новой системе, определяют тип воспроизведения модели рынка и способы его построения, пути разгосударствления и приватизации, место и роль государства в этом процессе.

Факторы - это элементы, порождающие то или иное явление либо определяющие последовательные стадии действия механизма.

Это общее определение дает представление о чрезвычайно распространенном употреблении термина в экономической теории; настолько распространенном, что частое использование сделало его синонимом "причины", а точнее, структурной или постоянной причины. Так, говорят о факторах инфляции, спада, оживления, промышленной концентрации.

Беря за основу общепринятое определение: "фактор - причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющее его характер или отдельные черты"9, сделаем вывод, что к экономическим факторам, следовательно, можно отнести причины, движущие силы, необходимые условия, существенные обстоятельства, оказывающие влияние на ход тех или ины хэкономических процессов, определяющие характер или отдельные черты последних.

Фактор может быть частью системы или, являясь величиной самостоятельной, независимой от системы, оказывать влияние на последнюю. Например, время, являясь величиной независимой в любом из процессов, оказывает существенное влияние на их ход. В экономической теории фактор времени - это". объективный фактор, который необходимо учитывать при приведении разновременных затрат и результатов производства к экономически тождественному (сопоставимому) виду. Учет фактора времени позволяет оценить динамику затрат и результатов производства в неизменных условиях базы".

Факторы приобретают экономическое значение тогда, когда они выступают в качестве предпосылки одних экономических процессов и, одновременно, являются причиной других. К примеру, безработица, как фактор экономический, служит предпосылкой становления рынка труда и обусловливает необходимость полной занятости. Следует обратить внимание на то, что не только "экономические" факторы "оказывают влияние на ход тех или иных экономических процессов". Например, введение эмбарго, являясь по сути чисто политической мерой, в значительной мере влияет на экономику, а значит является экономическим фактором по определению. Таким образом экономические факторы можно классифицировать на непосредственно "экономические" - внутренние и факторы опосредованного влияния - внешние. По нашему мнению, экономические факторы обладают подобно товарам взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью.

Взаимозаменяемые факторы - факторы, для которых существует обратное соотношение в воздействии на те или иные экономические процессы, например два фактора - рабочую силу и автоматизацию производственных процессов можно условно назвать взаимозаменяемыми. Первоначально факторы подразделяются на экономические и неэкономические. В число неэкономических факторов входят политические, географические, демографические, психологические и прочие факторы, несомненно влияющие на состояние системы, но не являющиеся предметом изучение данной работы.

Рис 3. Общая схема факторов

Принципы, лежащие в основе классификации экономических факторов, разнообразны и применение какого-либо из них зависит от конкретной цели, стоящей перед исследователем. Так, на приведенном рисунке факторы дифференцируются на:

Внутренние фактор - факторы, определяющие структуру экономической системы. К примеру, определяющими факторами рыночной экономической системы считают свободную конкуренцию, наличие частной собственности на ресурсы и продукты и т.д.

Внешние факторы - факторы, не определяющие структуру экономической системы, но оказывающие влияние на ее функционирование. Политические, социальные, культурные и др. факторы, не имея ярко выраженного экономического содержания, тем не менее, оказывают значительное влияние на экономические процессы.

Непосредственные факторы (правильнее будет назвать эту группу факторов не "непосредственными" а "оказывающими непосредственное влияние") - это факторы (чаще всего внутренние), оказывающие прямое воздействие на те или иные экономические процессы. Например, спрос и предложение являются непосредственными экономическими факторами.

Опосредованные факторы - факторы, косвенно влияющие на те или иные экономические процессы. К этой группе факторов можно отнести как внутренние (уровень развития экономической инфраструктуры, изменение налогообложения и пр.), так и внешние (изменение экологического баланса, политический кризис и пр.) факторы.

Первичные факторы - факторы, лежащие в основе изменений экономических процессов и являющиеся их причиной. В качестве примера можно привести такой экономический фактор как цена. Цена, являясь экономическим фактором лежит в основе изменения емкости рынка при анализе его эластичности. Следует заметить, что данный фактор первичен лишь в пределах рассмотрения процесса производства.

Продолжать подобную классификацию экономических факторов можно достаточно долго (вторичные, вещественные, комплексные и т.д.), но в экономической теории приоритетно рассматриваются факторы производства, поэтому сосредоточим свое внимание на них