Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг

курсовая работа

Введение

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:

- повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;

- объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;

- определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;

- контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;

- выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

- проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить следующие виды анализа (табл.1).

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Таблица 1 - Классификация видов экономического анализа

Признак классификации

Вид анализа

По функциям управления

Уровень информационного обеспечения

- внутренний управленческий анализ

- внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

- перспективный (предварительный) анализ

- ретроспективный (последующий) анализ

- оперативный анализ

- итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

- анализ стадий расширенного воспроизводства

- отраслевой анализ

- анализ ведомств и предприятий

- анализ составных элементов производства и производственных отношений

Прочие виды классификации

Субъекты анализа

- анализ по заданию руководства и экономических служб

- анализ по заданию собственников и органов управления

- анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

Периодичность

- годовой анализ

- квартальный анализ

- месячный анализ

- декадный анализ

- ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых вопросов

- полный анализ

- локальный анализ

- тематический анализ

Методы изучения объекта

- комплектный анализ

- системный анализ

- сравнительный анализ

- сплошной анализ

- выборочный анализ

Степень автоматизации работ

- анализ с использованием ПЭВМ

- анализ без применения ПЭВМ

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

- определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

- установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

- выявление формы взаимосвязи между факторами;

- выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

- количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

Делись добром ;)