Анализ объема производства и реализации продукции
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции и эффективное использование различных ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
· определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции;
· зучение жизненного цикла изделий и внедрению новых совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших изделий;
· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры. Выполнить план по структуре -- значит сохранить в фактическом выпуске продукции соотношения отдельных ее видов запланированные. При увеличении удельного веса более дорогой продукции объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 6.):
(1.11)
(1.12)
(1.13)
где V ф.общ.-объем выпуска, УД -удельный вес.
Таблица 6.
Анализ структуры товарной продукции ООО «…»
Изделие |
Оптовая цена за 1 уп, тыс. руб. |
Объем производства продукции, уп. |
Товарная продукция в ценах плана, млн. руб. |
Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб. |
||||
план |
факт |
план |
Фактически при плановой структуре |
факт |
||||
А Б В Г |
5000 8000 7500 7500 |
5760 5600 2750 1920 |
5040 5544 3188 2698 |
28800 44800 20625 14400 |
29550 34 475 19 700 14775 |
25200 44352 23910 20235 |
-4350 +9877 +4210 +5460 |
|
Итого |
- |
16030 |
16350 |
108625 |
98500 |
113697 |
+15197 |
Данные пятой графы получены умножением показателя четвертой графы по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах ():
= 16 470 / 16 030 = 1,027449.
При условии, что план производства был перевыполнен на 102,7 % по всем видам продукции и запланированная структура не изменилась, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре он выше на 2450 млн. руб., значит увеличилась доля более дорогой продукции. Результат можно получить и более простым способом - способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных () и условно-натуральных показателей () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
(1.14)
(1,05 - 1,027449) х 98500 млн. руб. = +2450 млн. руб.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно вычислить с помощью средневзвешенных цен, если продукция однородная. Нужно определить средневзвешенную цену при фактической структуре продукции, затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
(1.15)
6231 тыс. руб.
6081 тыс. руб.
+150 тыс. руб. х 16350 = +2450 млн. руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 7.). Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2275 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Таблица 7.
Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки
Изделие |
Оптовая цена 1 уп, млн. руб. |
Объем реализации продукции, уп. |
Выручка по плановым ценам, млн. руб. |
Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб. |
||||
план |
факт |
план |
Факт при план структуре |
факт |
||||
A B C D |
5,0 6,0 7,0 7,5 |
5700 5600 2700 1900 |
4850 5300 3050 2560 |
28500 33600 18900 14250 |
28250 33305 18735 14035 |
24250 31800 21350 19200 |
-4000 -1505 +2615 +5165 |
|
Итого |
- |
15900 |
15760 |
95250 |
94325 |
96600 |
+2275 |