Основные формы и виды собственности и хозяйствования

курсовая работа

2.1 Трансформация отношений собственности в современной России

Трансформация отношений собственности - понятие достаточно обширное. В переходной экономике трансформация представляет собой:

Преобразования, включающие правовое и экономическое содержание институтов собственности, отсутствующие в административно-командной системе.

Изменение уже существовавших институтов собственности.

В переходной экономике трансформация отношений собственности рассматривается с позиции оформления (экономического и юридического) институтов собственности. Так же разгосударствление рассматривается, как перераспределение прав собственности с их новой спецификацией.

Непродуманное проведение реформ привело к низкой результативности экономических преобразований в России.

В процессе реформ экономика перешла на систему, сочетающую государственную, частную и смешанную формы собственности. Это соотносится с направлением перехода к рынку, т. к. конкуренция между различными формами собственности должна возникнуть вследствие предложения рынка свободы производителей и коммерческой деятельности. Из этого следует, что основной целью трансформации собственности в экономике является создание условий для развития многообразия форм собственности и хозяйствования. Процесс перехода от всеобъемлющей государственной собственности к ее многообразию рассматривается как:

Процедура уменьшения контроля государством и управления экономикой с расширением прав предприятий в принятии различного рода рений.

Совершенствование предприятий, которые находятся в государственной и иных формах собственности.

Изменение государственной и коллективной собственности в индивидуальную частную собственность.

Из этого следует, что трансформацию отношений собственности и приватизацию (как выражение трансформации) нельзя ограничивать как изменение юридической формы собственности предприятия. Этот процесс более сложный и долгий.

В переходной экономике приватизация рассматривается как составная часть программы перехода к рынку. В России, в основном, выделяют три этапа приватизации:

собственность приватизация трансформация хозяйствование

Таблица 2.1 - Этапы приватизации в России

Этап

Название этапа

Характеристика

1 (1992-1994гг.)

Ваучерная или чековая приватизация

Каждый гражданин получил ваучер номинальной стоимостью до 10 тыс. руб., получая при этом право распоряжаться им.

2 (1994-1997гг.)

Денежная приватизация

Планировалось достижение активной деятельности крупных предприятий.

3 (с 1997 по настоящее время)

Точечная приватизация

Приватизация осуществляется на плановой основе.

Первый этап приватизации прошел с 1992 по 1994 (этот этап получил название ваучерная, или чековая приватизация). Данный этап начался с момента принятия в новой редакции Закона о приватизации 5 июня 1992г. 11 июня того же года была принята Государственная программа приватизации, которая разрабатывалась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» был подписан президентом Российской Федерации 14 августа 1992 г. Все жители получили ваучеры, номинальная стоимость которых составляла 10 тыс.руб. Более того, предоставлялось право распоряжаться этим чеком на свое усмотрение (обменять на акции предприятия в ходе закрытой подписки; купить акции посреднических организаций; продать свой ваучер). Большое количество чековых инвестиционных фондов (ЧИФов) не смогли приобрести контрольные пакеты акций предприятий, используя ваучеры граждан (из-за запрета законодательством 1990-хх гг.). Всего в 1991-1992 гг. было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, к 1993 г. число приватизационных предприятий увеличилось до 88,6 тыс., к 1994 г. - до 112,6 тыс. В течение двух лет большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. К концу 1994 г. в России, в основном, процесс малой приватизации был завершен.

Указом президента от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» был утвержден переход ко второму этапу приватизации (денежная приватизация). В планах данного этапа было принято решение достичь активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий (подразумевается инвестиционная активность владельцев). Цель данного процесса заключалась в проведении структурной перестройки предприятий и увеличение доходной части государственного бюджета с помощью поступлений от приватизации. В центре активной деятельности находились крупные предприятия основных отраслей экономики, которые определяли производственный потенциал страны. Так же было принято решение обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет с помощью залоговых аукционов. В 1995 г. президентом был подписан указ «О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В том же году начались аукционные торги. Выручка от продаж акций составила 5,1 трлн. рублей. Результатом второго этапа стало замедление приватизационного процесса. К 1 января 1997 г. насчитывалось 126 793 приватизационных предприятия.

Заключительный этап получил название точечной приватизации. По материалам Счетной палаты РФ он называется этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью. Этот этап начался с изданием закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 г. Основным документом, регулирующим приватизацию на данном этапе, считается ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (приватизация осуществляется на плановой основе). Планирование приватизации проводится под компетенцией правительства РФ. Данный орган обязан ежегодно утверждать программу приватизации и представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации. С 1993 по 2003 в российскую казну поступило 9,7 млрд. долларов от продажи 145 тысяч госпредприятий. К этому моменту насчитывалось всего 705 неприватизированных объектов. В момент на 1 января 2010 г. РФ является собственником 3517 ФГУПов, акционером 2959 АО. Правительством России был утвержден «Прогнозный план приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг.». В 2011 г. правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компаний - государство к 2017 г. сохранит в ряде компаний только «золотую акцию». К 2017 г. целесообразно осуществить выход РФ с использованием «золотой акции» из уставных капиталов: ОАО "Совкомфлот", ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС"; ОАО "Банк ВТБ"; ОАО "Русгидро" и ОАО "НК Роснефть", начиная с 2012 года; ОАО "Объединенная зерновая компания"; из капитала ОАО "Зарубежнефть" - по итогам переговоров по международным договорам, участником которых является компания. Кроме этого планируется выход из капитала ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Росагролизинг", ОАО "АК Алроса", ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". Более того, предлагается снизить до 2017 г. долю РФ до контрольного пакета (50%+1 акция) в уставных капиталах ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" и ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация". Также до 75% плюс 1 акция - в ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", начиная с 2012 г.

Рассматривая итоги приватизации можно отметить следующее: наиболее важным итогом первого этапа приватизации явилось становление полугосударственного и частного секторов, доминирующие в Российской экономике и являющиеся основой для будущих рыночных преобразований. Эти сектора производят около 70% ВВП государства.

Уже с начала приватизации в России сложилась новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с предыдущей плановой экономикой. Более того, такие отношения собственности исключали возможность возврата к плановой экономике СССР и благоприятствовали развитию рынка. Однако приватизация имела и отрицательные последствия: так как она имела бесплатный характер, то не сопровождалась созданием реального капитала и его накоплением. Следовательно, из-за отсутствия экономического роста невозможно было преодолеть экономический кризис. В конце концов, российская приватизация так и не стала источником пополнения государственного бюджета.

Делись добром ;)