Глава 3.Показатели работы транспортного хозяйства предприятия
Основными экономическими показателями работы транспорта являются производительность труда, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, фондоотдача. Производительность труда применительно к сети в целом и дорогам
где ?рlпр-- объем выполненной продукции в год, приведенные т-км;
Чв -- численность эксплуатационного штата (число работников, занятых на перевозках).
Большое влияние на уровень производительности труда оказывает научно-технический прогресс на железнодорожном транспорте. Увеличению производительности и уменьшению потребного штата способствует рост объема перевозок и совершенствование организации труда и заработной платы, повышение квалификации работников и совмещение профессий, распространение передовых методов труда Русалева Л.Б. Основы логистики. Новосибирск.: НГАЭУ, 2008. - С.79.
Себестоимость перевозок определяется денежным выражением текущих затрат на выполнение единицы перевозок:
где ?Э -- сумма эксплуатационных расходов на выполнение перевозок (заработная плата с отчислениями на социальное страхование, топлива и электроэнергия, материалы и запасные части, амортизационные отчисления, прочие затраты)
Экономное ведение хозяйства позволяет снижать себестоимость перевозок и, следовательно, увеличивать накопления, необходимые как для развития самого железнодорожного транспорта, так и для удовлетворения общегосударственных и социальных нужд. Важнейшими мерами по снижению себестоимости перевозок являются увеличение производительности труда, экономное расходование топлива и энергии, повышение степени использования технических средств Синица Л.М. Организация производства, - Мн.:ТетраСистемс, 2011.- С.160.
Прибыль -- это показатель, в котором аккумулируются итоги всей хозяйственной деятельности железных дорог и предприятий транспорта. Этот показатель имеет особое значение в новых условиях хозяйствования. Прибыль определяется по формуле:
где ?Д -- суммарные доходы, т. е. средства, полученные дорогой, отделением или предприятием за произведенную и реализованную продукцию, работу и услуги (по перевозке пассажиров, грузов, почты и багажа, за работы, выполненные подсобными и промышленными предприятиями, и др.).
Прибыль будет тем больше, чем ниже расходы на единицу продукции, т. е. себестоимость перевозок. Прибыль предприятий является главной статьей дохода государственного бюджета и основным источником финансирования капитальных вложений в расширение действующих и строительство новых предприятий, а также в жилищное, культурно-бытовое строительство и др.
Часть прибыли идет на платежи в бюджет государства, в том числе за производственные фонды, на проценты в банк за полученные кредиты, на развитие производства, науки и техники, а оставшаяся часть - на создание поощрительных фондов, используемых для улучшения условий труда и быта работников предприятия, а также для их поощрения.
Вместе с тем важно знать не только абсолютные размеры прибыли, но и сколько ее получено с каждого рубля стоимости производственных фондов, т. е. рентабельность. Показатель рентабельности выражается в процентах и определяется по формуле
где ОФпл и ОБСпл -- среднегодовая стоимость соответственно основных производственных фондов и оборотных средств в планируемом году. К основным производственным фондам относятся производственные и служебные здания, сооружения (путь, линии электропередачи и др.), подвижной состав, приборы, механизмы, станки, оборудование.
Оборотные средства состоят из оборотных производственных фондов (материалы, сырье, топливо, запасные части) и фонда обращения (запасы готовой продукции на складе, товары, отгруженные, но не оплаченные получателем, материалы и топливо в пути, денежные средства на расчетном счете в банке или кассе предприятия) Турцова О.Г. Организация производства и управления предприятием, - М.: Инфра-М, 2010. - С.140.
Уровень использования основных производственных фондов характеризуется также показателем фондоотдачи, который исчисляется в натуральном и стоимостном выражении:
Рассмотренные экономические показатели тесно связаны между собой: с увеличением производительности труда снижается себестоимость и возрастает прибыль, рентабельность перевозок и фондоотдача.
Отчисления и поощрительные фонды зависят главным образом от роста производительности труда и снижения себестоимости продукции. При этом для увеличения отчислений коллектив предприятия должен стремиться к строжайшей экономии материальных ресурсов, повышению эффективности использования основных фондов и оборотных средств, увеличению прибыли.
Высокие экономические показатели работы транспорта могут быть достигнуты на основе использования интенсивных факторов развития техники и технологии, внедрения полного хозрасчета и самофинансирования.
экономический показатель оценка работа транспорт
- 55.Виды транспорта. Транспортная система Республики Казахстан.
- 1.3 Основные технико-экономические показатели работы транспортного хозяйства предприятия. Планирование и организация транспортного хозяйства
- Значение, задачи и структура транспортного хозяйства. Виды транспорта
- 36. Транспортное хозяйство и его назначение. Основные показатели работы транспортного хозяйства. Структура транспортного хозяйства
- Сравнительный анализ достоинств и недостатков основных видов транспорта. Сферы экономически целесообразного использования различных видов транспорта.
- 48.Значение транспорта в экономике и основные понятия транспортной логистики.
- 12.5. Основные технико-экономические показатели и направления повышения эффективности работы транспортного хозяйства
- 41 Транспортный комплекс рф и его основные составляющие. Роль в транспортной системе и основные характеристики железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
- 4.6. Показатели экономической безопасности функционирования транспорта
- Вопрос 5 Технико-экономические показатели транспортного хозяйства и пути их улучшения