Основы планирования производства
1 Организация контроля качества продукции
1.1 Понятие качества изделия, основные показатели качества
В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 "качество -- это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности".
Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Количественная характеристика свойств продукции выражается с помощью показателей качества.
Показатели качества делятся:
- на функциональные;
- ресурсосберегающие;
- природоохранные.
К функциональным показателям качества относятся те, которые выражают потребительские свойства изделия:
- технический эффект (производительность, мощность, скорость, быстродействие и т.д.);
- надежность (долговечность);
-эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований);
- эстетичность.
К ресурсосберегающим показателям относятся:
- технологические (ресурсоемкость при производстве изделия: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость);
- ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации).
Природоохранные -- включают показатели экологичности и безопасности.
Под уровнем качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.).
К показателям качества продукции относятся следующие группы показателей:
назначения;
надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);
экологичности;
эргономичности;
технологичности;
эстетичности;
стандартизации и унификации;
патентно-правовые;
безопасности применения;
сертификационные.
Эти показатели формируются в нормативах на стадии стратегического маркетинга, уточняйся в технической документации на стадии НИОКР, материализуются на стадии производства, используются (реализуются) на стадии эксплуатации (применения). Из этой цепочки формирования показателей качества продукции наиболее ответственным этапом является стратегический маркетинг. [5]