logo
Основы экономического учения К. Маркса

3. Представления о социалистическом обществе у Маркса и у социалистов-утопистов

В ранних социалистических утопиях, начиная с сочинений Платона и кончая произведениями Т. Мора, Т. Кампанеллы и других, речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиций морали. Из сути их утопических концепций было очевидно тяготение к примитивному идеалу общественного устройства на принципах равенства потребностей и равенства способностей.

Однако в первой половине XIX в. под влиянием трудов представителей классической политической экономии доктрины социалистов-утопистов претерпели существенные качественные изменения. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли свое отражение в разработках лидеров нового поколения этой школы экономической мысли, и прежде всего Р. Оуэна в Англии и К. Сен-Симона и, Ш. Фурье во Франции.

Именно эти авторы и их последователи стали увязывать свои идеи со сложившимися к началу XIX в. экономическими условиями и господствовавшими тогда принципами политической экономии классической школы. В частности, они, как и классики, ратуют за дальнейшее ускорение технических изобретений и научных открытий и всемерный рост общественного производства, считая это главной целью экономической политики. Кроме того, и те другие придерживаются концепции естественного порядка, т.к. выдвигают модели идеального социального устройства общества и каждого человека, с той, правда, разницей, что сущность эти моделей и пути их построения у тех и других диаметрально противоположны. экономический стоимость трудовой эксплуатация маркс

В данном контексте речь идет о том, что, в отличие от классиков, социалисты-утописты эпохи промышленного переворота и приемлют (Р. Оуэн) либо критикуют (К. Сен-Симон и Ш. Фурье институт частной собственности, а также осуждают идею и практику экономики ничем не ограниченной свободы конкуренции видя в последней причину не только эксплуатации человека челе веком, но и неизбежной монополизации хозяйственной жизни соответственно, экономических кризисов.

Исходя из этого в качестве основной ими выдвигается задач проведения повсеместной агитации и пропаганды, направленных на достижение цели по уничтожению антагонистических классов конкуренции при сохранении свободы и запросов производства рамках рекомендуемых (и организуемых лично) свободных ассоциативных образований трудящихся, в которых каждый сохранит для себя полный продукт своего труда.

Следует также отметить, что, с одной стороны, социалисты утописты нового поколения, как и их предшественники, отрицают как возможность эволюционных социально-экономических преобразований к лучшему, так и необходимость революционной, т.е. насильственной ломки "эксплуататорского" общества. Но с другой стороны, их доктрины, базирующиеся по-прежнему на агитации и пропаганде идеи социальной справедливости, присущей социализму, в естественный характер которого будто достаточно поверить, чтобы всем миром сразу отказаться от несправедливого настоящего, -- обретают уже не просто утопический, а антирыночный характер.

Наконец, важно указать и на сложившиеся различия в содержании самих антирыночных доктрин утопического социализма первой половины XIX в. При этом имеется в виду то, как представляли себе авторы этой школы, во-первых, механизм замены индивидуализма коллективизмом и, во-вторых, принцип предстоящего объединения трудящихся в коллективные организации. Обратив внимание на эти обстоятельства, Ш. Жид и Ш. Рист сделали, к примеру следующие выводы.

· К. Сен-Симон и его единомышленники являются "истинной предтечей коллективизма", поскольку они стремится "захватить в коллективную организацию всех членов нации" и возможность такого объединения предполагают "сверху", т.е. посредством "национализации" и других действий "правительства экономического", которое сменит "правительство политическое";

· Р. Оуэн и Ш. Фурье и их последователи -- это "социалисты-ассоцианисты", так как в отличие от "сен-симонистов" желают, чтобы "индивид не потерялся в массе", и предпочитают "сохранить его с помощью организации маленьких автономных групп", т.е. предполагают, что "объединение... придет снизу, а не сверху".

В теории марксизма социализмом называли общество, находящееся на пути развития от капитализма к коммунизму, то есть ещё не общество социальной справедливости, а только подготовительная ступень к нему.

Социалистическое общество выходит из капиталистического и поэтому "во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло".

Результат труда распределяется сообразно тому, сколько каждый индивидуальный производитель вкладывает (трудовой пай), трудодни. Он получает квитанцию о том, какой он сделал вклад, и получает такое количество предметов потребления из общественных запасов, на которое затрачено данное количество труда. Господствует принцип эквивалентности: равное количество труда обменивается на равное. Но, так как разные индивиды обладают разными способностями, то они получают неодинаковую долю предметов потребления. Принцип: "От каждого по способностям -- каждому по труду".

В собственность лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. В отличие от капитализма, запрещено частное предпринимательство (уголовное преступление).

Государство представляет собой революционную диктатуру пролетариата.

В Манифесте коммунистической партии определены следующие черты социализма:

· Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

· Высокий прогрессивный налог.

· Отмена права наследования.

· Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

· Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с государственной монополией.

· Централизация, монополия всего транспорта в руках государства.

· Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.

· Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

· Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

· Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством.