logo
Особенности аграрного сектора экономики России

- особенности инновационного развития аграрного сектора экономики России;

- программу развития АПК 2013-2020.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Аграрный сектор экономики

1.1 Понятие аграрного сектора экономики

В России, стране с третьей по площади пашней мира и немалым негородским населением, сельское хозяйство является традиционно проблемной отраслью.

Это следствие характерного для старой и современной России доминирования государства над частным сектором и связанной с этим слабой зашиты нрав собственности крестьян. Возникновение (усилиями правящей элиты) и затянувшееся (ради ее интересов) существование института крепостного права (XVII -- середина XIX в.), сохранение после его отмены в 1861 г. больших выкупных платежей и нехватка земли у крестьян, советская система уничтожения зажиточных крестьян и прикрепления оставшихся к колхозам и совхозам -- все это сильно затормозило рыночные отношения и укрепление института частной собственности в этой отрасли и стране в целом.

Начавшаяся в 1990-е гг. аграрная реформа свелась в основном к отмене государственной монополии на землю. Колхозы и совхозы были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью, товарищества и кооперативы с наделением их участников (бывших членов колхозов и совхозов) условными долями в обшей земельной собственности этих сельхозорганизаций и правом выхода из них со своей долей. Однако желающих выйти оказалось немного из-за юридических трудностей оформления выхода и из-за частичной утраты у сельского населения России интереса к аграрному предпринимательству, а также из-за слабой государственной поддержки фермерства (особенно если фермеры не входят в районную элиту). Поэтому численность крестьянских (фермерских) хозяйств невелика и даже сокращается (255 тыс. в 2006 г., по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи), хотя остающиеся фермерские хозяйства укрепляются (средний размер их земельного участка увеличился почти в два раза -- до 83 га) и увеличивают свой вес в выпуске сельхозпродукции (с 2% в 1995 г. до 8% в 2009 г.). Фактически фермерских хозяйств больше, так как статистика не относит к ним лиц, полностью занятых в личном подсобном хозяйстве.

Бывшие колхозы и совхозы остаются крупными производителями сельхозпродукции -- около 20-25% ее объема, по оценке автора. Участники обществ, товариществ и кооперативов заинтересованы в их существовании во многом из-за того, что они остаются для них источником ощутимого дохода, а также потому, что бывшие колхозы и совхозы обеспечивают своим членам агротехническую помощь (тракторы, корма и удобрения) для их личных подсобных хозяйств.

Небольшие по размерам личные подсобные хозяйства вместе с крошечными участками горожан и дачников стали основой российского сельского хозяйства -- в 1990 г. на них производилось 26% сельхозпродукции страны, а в 2000 г. -- 54%, хотя затем их вес начал постепенно снижаться и в 2009 г. составил уже 46%. Они производят подавляющую часть картофеля и овощей, а также существенную часть мяса, молока и яиц.

Прочие сельхозорганизации состоят преимущественно из частных агрофирм и агрохолдингов (объединяющих производство, переработку и часто торговлю сельхозпродукцией), выкупивших земельные доли у бывших колхозников и совхозников и использующих их как наемную рабочую силу. Эти организации выпускают остальную часть сельхозпродукции, т.е. около 25-30%. Как и бывшие колхозы и совхозы, они специализируются на производстве зерна, сахарной свеклы, мяса, молока и яиц и вместе с фермерскими хозяйствами являются наиболее динамичным сектором российского АПК.

В ходе аграрной реформы начала 1990-х гг. около 70% сельскохозяйственных угодий было приватизировано и перешло в руки сельхозорганизаций, фермеров, отдельных граждан. Тем не менее они слабо используют эти угодья: за 1989-2008 гг. посевные площади сократились более чем в 2 раза (правда, в основном за счет малоурожайных), поголовье крупного рогатого скота -- в 6 раз, свиней -- более чем в 4 раза, хотя в конце первого десятилетия XXI в. падение этих показателей прекратилось. Отчасти оно компенсировалось ростом продуктивности: заметно повысилась урожайность зерна (в 1986-1990 гг. составляла 15,9 ц/га, в 2003-2008 гг. -- 20,3 ц/га), выросли надои молока (с 2,7 т молока на одну корову в 1988 г. до 4,2 т в 2008 г.), увеличился прирост мяса от крупного рогатого скота и свиней. Но в целом за 1990-е гг. выпуск сельхозпродукции сократился радикально и стал восстанавливаться лишь в следующем десятилетии (по большинству видов сельхозпродукции, кроме молока и яиц, а производство овощей даже превысило дореформенный уровень).

Сбор зерна (в весе после доработки), составлявший 104 млн. т в среднем за 1986-1990 гг., упал до 65 млн. т в 1996-2000 гг., но затем повысился до 88 млн. т в 2005-2009 гг. Производство мяса (в убойном весе) в 1989 г. составляло 10,1 млн. так 2000 г. сократилось до 4,4 млн. т, но в 2009 г. достигло уже 6,7 млн. т.

Частичное восстановление производства мяса произошло в основном за счет мяса птицы и свинины (сказались невысокие цены на отечественное зерно и быстрая окупаемость современных свиноферм и птицефабрик), так как производство говядины в России в условиях дешевого импорта остается дорогостоящим как из-за нехватки сочных кормов и высокой продолжительности стойлового содержания крупного рогатого скота, так и вследствие недостаточных инвестиций в эту отрасль животноводства из-за больших сроков их окупаемости (около семи лет).

Тем не менее, в условиях, когда потребление основных продуктов питания восстановилось примерно до дореформенного уровня, а по некоторым показателям даже превысило его, продовольствия в стране не хватает еще больше, чем в конце 1980-х гг. Поэтому наряду с традиционным для России большим импортом продукции тропического и субтропического земледелия вырос импорт молока и молочных продуктов, но особенно мяса и мясных продуктов, прежде всего из-за сокращения стада крупного рогатого скота. Однако вследствие уменьшения этого стада образовались зерновые излишки (собираемое в стране зерно идет в основном на корм скоту), и поэтому даже при меньшем сборе зерна страна все больше его экспортирует (фактически в обмен на импорт мяса и молока). Есть и объективные причины роста этого экспорта -- невысокая себестоимость производства зерна в России по сравнению с мировыми ценами. В 2008-2009 гг. Россия стала третьим экспортером зерна в мире (вместе с Австралией и Канадой) после США и ЕС. Тем не менее, по внешнеторговой статье «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)» дефицит продолжает нарастать -- если в 2000 г. импорт превысил экспорт на 6 млрд., то в 2009 г. -- на 20 млрд. долл.

Главными причинами того, что сельское хозяйство современной России не справляется с потребностями страны, являются провал аграрной реформы (колхозники не стали фермерами), нехватка техники, удобрений и квалифицированных кадров, диспаритет цен, недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства. Так, ценовой диспаритет (опережающий рост цен на продукцию для сельского хозяйства по сравнению с ростом отпускных цен на сельхозпродукцию) резко снижает и без того традиционно невысокую рентабельность сельскохозяйственной деятельности и во многом объясняется слабой антимонопольной активностью государства на рынках продукции для сельского хозяйства и в розничной торговле, где крупные торговые сети часто закупают сельхозпродукцию по заниженным ценам, близким к издержкам (одновременно вводя на эту продукцию высокие торговые наценки).

Общеизвестно, что сельское хозяйство было донором отечественной индустриализации в 1930-1950-е гг., однако в последние десятилетия советской власти ему стали выделять огромные средства, в том числе за счет нефтедолларов. Даже в кризисном 1990 г. на развитие АПК пошло 27% всех капитальных вложений. Однако затем эта доля резко упала и в 2008 г. была, по оценке автора, примерно в четыре раза меньше. Поэтому быстрый подъем российского АПК без расширения господдержки маловероятен, хотя она существенна и продолжает расти.

Так, для помощи аграриям в закупках сельхозтехники и племенного скота действует госкомпания «Росагролизинг», она же осуществляет интервенции на зерновом рынке для поддержания рентабельных внутренних цен через закупки зерна (слета 2008 по лето 2009 г. закупила почти 10 млн. т). Для поддержки отечественных производителей действуют различные квоты на ввоз импортного продовольствия, прежде всего мяса, а сверхквотные поставки облагаются повышенными пошлинами.

Реструктурируется задолженность сельхозпредприятий, а главное -- им выдаются различные дотации и компенсации из госбюджета (в основном на субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым прежде всего от государственного Росссельхоз - банка, а также на уплату процентных ставок «Росагролизингу»). Господдержка из бюджета осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации на 2008-2012 годы.

Совокупная бюджетная поддержка сельхозпроизводителей в России в 2005 г. составляла 15% стоимости валовой сельхозпродукции, т.е. находилась на уровне США и Канады, и выше, чем в Австралии, Бразилии и Китае, хотя и ниже, чем в ЕС и Японии. Однако основную часть субсидий получала довольно узкая группа в несколько сотен крупнейших сельхозорганизаций, т.е. господдержка нацелена на крупные и доходные сельхозорганизации (агрофирмы и агрохолдинги), что естественно для монополистического госкапитализма. С этим выводом коррелирует и тот факт, что из общей суммы средств, выделяемых из госбюджета на сельское хозяйство и рыболовство, около 60% расходовалось на посредников, подрядчиков и поставщиков (по данным за 2006 г.). Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение в отсутствие госзаказа, слабого спроса со стороны частного сектора и низкой конкурентоспособности своей продукции уменьшило ее выпуск в десятки раз. Если в 1986 г. выпуск тракторов составил 264 тыс. шт., то в 2000 г. -- 19 тыс. шт. и в 2008 г. -- 17 тыс. шт., а зерноуборочных комбайнов -- 112, 5 и 8 тыс. шт. соответственно. При этом ежегодно импортируется несколько тысяч тракторов и зерноуборочных комбайнов, однако и этот импорт не может остановить сокращение парка тракторов и комбайнов в стране.

Менее драматично развивалось производство минеральных удобрении, сильно переориентировавшееся на экспорт (экспортируется около 90% продукции) -- с 19 млн. т в 1988 г. до 16 млн. т в 2008 г. В результате количество тракторов и зерноуборочных комбайнов в расчете на каждую тысячу гектаров посевов сократилось в 2 раза и продолжает сокращаться, а внесение минеральных удобрений -- с 88 кг на гектар посевной площади в 1990 г. снизилось до 17 кг в 1995 г. и 36 кг в 2009 г.

Пищевкусовая промышленность и внутренняя торговля в этих условиях заметно переориентировались на импортное сельхоз- сырье и продовольствие и поэтому смогли удовлетворить спрос населения. Однако настораживает, что наряду с небольшим сокращением производства за прошедшие 20 лет водки и ликероводочных изделий резко возрос выпуск пива (в 3,5 раза), а также сигарет и папирос (в 4 раза). Другой проблемой является большая доля фальсифицированных продуктов в общем объеме их выпуска и продажи.

Концепция-2020 нацеливает отечественный АПК на обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства, повышение уровня жизни сельского населения и сокращение его отставания от городского, а также повышение конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства и импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве). В качестве целевых ориентиров намечается увеличить сбор зерна до 120-125 млн. г на основе повышения урожайности до 26-28 ц/га (в том числе за счет повышения внесения удобрений до 110-117 кг на гектар посевных площадей), а также увеличить в 1,7 раза производство мяса.

1.2 Особенности аграрного сектора

Прежде всего, сельское хозяйство в развитых странах представляет собой классический пример совершенно конкурентной отрасли, поскольку сельхозпроизводство ведется большим количеством продавцов, каждый из которых не обладает достаточным объемом предложения для влияния на цены, продукт практически не диверсифицируем, а кроме того, практически отсутствуют барьеры входа и выхода с рынка.

Вторая особенность - сильная зависимость сельхозпроизводства от природных условий. Засухи, наводнения, вредители, болезни животных и растений делают аграрный сектор сферой относительно рискованного приложения капитала.

Еще одна особенность - вследствие слабой дифференцируемости продукции продавцы имеют мало возможностей для повышения цен. Паритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства из года в год во всем мире изменяется не в пользу аграрного сектора.

Конечным продуктом сельскохозяйственного производства и продовольственного сектора является продовольствие. Но ценовая эластичность спроса на продукты питания, как правило, низка. Потребители приобретают основные виды продовольствия независимо от роста или сокращения цен на них практически в неизменных объемах. С другой стороны, спрос на сельскохозяйственные и продовольственные товары является неэластичным и по доходу.

Низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию порождает так называемую долгосрочную фермерскую проблему. Сама по себе низкая эластичность спроса еще не является проблемой для сектора экономики, если предложение не растет или растет медленно. Но дело в том, что за последний век аграрный сектор пережил значительный научно-технический прогресс, резко выросла производительность аграрного труда, и предложение сельскохозяйственной продукции стало быстро расти. А с ростом реальных доходов спрос каждой отдельной семьи, предъявляемый к аграрно-продовольственному сектору, сокращается. Но с ростом благосостояния обычно сокращается и рождаемость, а это означает снижение темпов роста населения. В результате совокупный спрос на сельскохозяйственную продукцию в обществе растет медленнее, чем ее предложение.

Таким образом, по мере развития экономики и научно-технического прогресса сельское хозяйство оказывается «зажатым» между двумя тенденциями. С одной стороны, с ростом предложения суммарная выручка сектора стремится к уменьшению. С другой стороны, цены на приобретаемые товары обгоняют цены на фермерскую продукцию. Результирующим трендом становится относительное падение фермерских доходов. В долгосрочной перспективе фермерские доходы всегда отстают от доходов в нефермерских секторах экономики. Так как сельское хозяйство - высоко конкурентная отрасль, казалось бы, что в силу законов рынка параллельно с падением доходов должен происходить отток фермеров из этой отрасли в более прибыльные сферы деятельности. Однако на практике этого не происходит. Иммобильность ресурсов в сельском хозяйстве приводит к усугублению долгосрочной фермерской проблемы. Особенность сельского жителя и сельского работника, выражается в его особой привязанности к устоям жизни и труда и обусловливает особый общественный консерватизм этой части населения. Ценовая неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию в совокупности с большой зависимостью аграрного производства от природного фактора и конкуренцией производителей порождает краткосрочную фермерскую проблему: цены на рынке сельхозпродукции крайне нестабильны. Малейшие колебания в объемах предложения в зависимости от тысячи неподконтрольных фермеру причин и цена падает или взлетает с неадекватной скоростью.

Еще одно отличие аграрного сектора от других секторов экономики заключается в том, что наиболее распространенной формой сельскохозяйственного предприятия является крестьянское хозяйство, семейная ферма. Для этого предприятия целью функционирования является благосостояние семьи, которое не исчерпывается доходом от аграрного производства. Поэтому исходное положение теории фирмы о том, что предприниматель всегда стремится к максимизации своей прибыли, для аграрного сектора в чистом виде неприменимо.

В дополнение к вышеназванным особенностям аграрной экономики следует отметить, что этот сектор характеризуется еще и особым отношением общества к нему. Протекционизм как экономическая политика защиты отечественного производителя присущ, безусловно, не только сельскому хозяйству. Однако именно в продовольственной сфере он наиболее распространен и силен. Наряду с общими аргументами в пользу протекционизма в аграрной сфере используют и специфические доводы. Прежде всего, это стремление к продовольственной безопасности нации, которая понимается часто как автаркия, и стремление сохранить традиционный вид сельской местности, так называемый сельский ландшафт.

1.3 Влияние финансового кризиса на экономическое состояние аграрного сектора России

Научное, системное изучение последствий финансового кризиса 1998 г. имеет важное значение для оценки экономического состояния аграрного сектора России и обоснования, незамедлительных мер по выводу его из кризиса. Финансовый кризис 1998 г. ухудшил и без того трудное экономическое положение сельского хозяйства.

По данным Госкомитета России, в 1998 г. по сравнению с 1997 г. сокращение общего производства продукции сельского хозяйства составило более 12%. Доля убыточных сельскохозяйственных предприятий от их общего количества достигла 82%. Возник пятикратный диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленности для села. За счет этого фактора в сочетании с импортом продовольствия удалось сохранить уровень потребления для горожан, однако доход сельского хозяйства перераспределился в другие отрасли и сектора. Данные Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте РФ, которые были сделаны в конце 1998 г. в аграрном секторе России, позволяют сделать вывод, что последствия финансового кризиса проявились по различным направлениям:

- ухудшилось материально-техническое обеспечение сельского хозяйства;

- сократился размер государственных субсидий сельскохозяйственным предприятиям;

- ухудшилось социальное положение сельского населения; увеличился разрыв между ценами на ресурсы и продукцию сельского хозяйства; проблема диспаритета цен остается острой для всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- значительно сократился объем льготного кредитования сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- увеличились долги по выплатам заработной платы; усилился рост безработицы на селе; произошло усиление роли бартерных сделок. Результаты программы обследования предусматривали разработку, и принятие первоочередных антикризисных мер в аграрном секторе России, к которым относятся:

- разработка экстренных мер по закупкам сельскохозяйственной продукции в хозяйствах, у населения и у фермеров;

- реструктурирование кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей поставщикам;

- увеличение размеров специального фонда льготного кредитования и лизинговых операций для товаропроизводителей;

- замена всех налогов, которыми сейчас облагаются сельскохозяйственные товаропроизводители, единым налогом на землю;

- снижение ставок НДС на продукты питания первой необходимости и ограничение торговой надбавки для предприятий, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продукты питания;

- разработка системы дотирования детских учреждений, учебных заведений, больниц и других бюджетных организаций при закупках ими отечественного продовольствия;

- оказание государственной поддержки посредническим структурам, закупающим сельскохозяйственную продукцию, и перерабатывающим предприятиям в виде: предоставления льготных кредитов, сокращения налогов, участия государства в качестве основного учредителя или акционера;

- запрет любых ограничений на свободное перемещение сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на территории России;

- устранение диспаритета цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией;

- предоставление долгосрочных льготных кредитов для закупки техники, племенного скота, мелиорации, строительства и т. д.;

- дотирование сельскохозяйственной продукции;

- снижение цен на электроэнергию, топливо, основные средства производства;

- отсрочка или полное списание долгов;

- введение госзаказа на сельскохозяйственную продукцию;

- временная отмена пошлины на импортируемые материально-технические ресурсы для сельского хозяйства.

Следует отметить, что при обследовании последствий финансового кризиса на экономическое состояние аграрного сектора России не нашла достаточной поддержки идея разрешения ограниченной продажи земли с целью привлечения инвестиций (30% респондентов поддержали эту идею, 62% - не поддержали, 7,8% - затруднились ответить).

Необходимо также отметить и такой факт, что наступивший финансовый кризис 1998 г. и связанные с ним сокращение объемов и рост цен на импортируемые продовольственные товары привели к существенному увеличению спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию. Следовательно, кризис дал шанс к увеличению отечественного сельскохозяйственного производства, продукции перерабатывающей отрасли и развитию рынка отечественного продовольствия.

Эти возможности необходимо использовать в системе мер по восстановлению и устойчивому развитию аграрного сектора России.

Таким образом, первоочередными мерами в аграрном секторе России являются:

· разработка механизмов санации и банкротства неперспективных предприятий;

· радикальное ускорение кредитно-финансовой политики государства, которая позволит развиваться перспективным предприятиям;

· реформирование системы налогообложения с таким учетом, чтобы у сельских товаропроизводителей не было побуждения уходить от налогов;

· незамедлительная интенсификация процесса разработки земельного законодательства, где должна быть четко проведена линия на передачу сельскохозяйственных угодий от неэффективного производителя к эффективному;

· вытеснение из сферы аграрной экономики юридических и физических лиц, осуществляющих противоправную деятельность, в том числе легализирующих денежные средства, полученные незаконным путем, наживающихся на незаконном ввозе и реализации недоброкачественных и опасных для здоровья продуктов.

Осознание реального положения и очевидных перспектив АПК позволяет сделать вывод о необходимости новой аграрной политики в России.

Новая аграрная политика - это система финансово-инвестиционных, материально-технических и официально-управленческих мер, избирательно осуществляемых или поддерживаемых государством по отношению к тем предприятиям и организациям АПК, которые показали свою устойчивость в условиях кризиса последних лет, представляют особую значимость для будущего аграрного сектора или расположены в перспективных в природном отношении регионах.

Ее цель заменить хаотичную поддержку отдельных, технологически и экономически не связанных между собой предприятий научно-обоснованной системной деятельностью, осуществляемой федеральными и региональными властями совместно с производителями, а также финансовым и аграрным бизнесом.

2. Особенности и перспективы развития аграрного сектора экономики в России