Особенности и перспективы корпоратизации предприятий

контрольная работа

1. Этапы корпоратизации

Начиная реформирование отношений собственности в 1992 г., государство ставило целью, прежде всего, проведение широкомасштабного и быстрого изменения правового статуса государственных предприятий. Однако это само по себе не могло быть достаточным средством повышения эффективности производства. По мнению В. Рыбалкина и Л. Мамичевой, объясняется это тем, что правовые отношения собственности - не реальные (экономические), а волевые (идеальные) отношения, не образующие субстанции производственных отношений и в связи с этим пребывающие вне сферы производства. Внутренним свойством реализации любой, в том числе и акционерной, собственности является управление данным процессом, без чего собственность не реализуется.

Как подчеркивал Е. Григоренко, технология первого этапа приватизации, заложенная в приватизационное законодательство 1992 г., консервативность населения, преобладание социалистических стереотипов, экономическое господство директоров государственных предприятий и председателей колхозов и совхозов толкнули практически всю сферу экономики на путь коллективизации: к колхозам на селе прибавили колхозы на предприятиях. На первом этапе приватизации (1992-1998 гг.) 96% объектов оказались в руках не просто отечественного инвестора, а, как правило, инвестора без денег и без рыночного опыта; 63% малых и средних предприятий были приватизированы трудовыми коллективами. Результатом массовой приватизации стали: во-первых, распыление собственности среди мелких акционеров, во-вторых, недополучение инвестиций, в-третьих, управление предприятиями старым менеджментом, не сумевшим улучшить их работу.

Второй этап приватизации связан с Указом Президента Украины "О неотложных мерах по ускорению приватизации в Украине" от 29 декабря 1999 г. и с изменением методологии проведения приватизации, заключающемся в отказе от дробления собственности в процессе приватизации крупных и средних предприятий, а также с продажей контроля над ними в одни руки и с началом денежной приватизации по принятым в мире схемам.

Корпоратизация развернулась еще в начале первого этапа приватизации и задумана была как этап подготовки к приватизации. Но распыление акционерной собственности на первом этапе приватизации привело к другой крайности: чтобы на предприятии был создан один акционер -- государство, которое бы так и оставалось единственным акционером, без последующей приватизации. Верховная Рада Украины в 1999 г. изменила стратегию корпоратизации, узаконив существование предприятий, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы. 7 июля 1999 г. был принят Закон Украины "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" № 847-XIV, содержащий два приложения, в которые периодически вносятся изменения. Если имеются намерения корпоратизировать определенное государственное предприятие, не подлежащее приватизации, нужно пройти процедуру внесения изменений в этот закон, чтобы из Приложения № 1 ("Перечень предприятий, не подлежащих приватизации") предприятие было перенесено в Приложение № 2 ("Перечень предприятий, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы").

В последнее время понимание термина "корпоратизация" расширяется, он означает процессы превращения не только в акционерные общества (АО), но и в другие корпоративные предприятия.

Делись добром ;)