Особенности и перспективы корпоратизации предприятий
6. Приватизация
Схема приватизации в соответствии с таблицей 2 показана на рис. 1.
Рис.1. Схема приватизации
Приватизация государственных (коммунальных) предприятий осуществляется лишь во исполнение Государственной программы приватизации, что определяет ее цели, приоритеты и условия в порядке, установленном законом.
Корпоратизация может рассматриваться как этап подготовки к приватизации, а может и не иметь цели перехода к ней.
В соответствии со ст. 74 ХКУ государственное унитарное коммерческое предприятие может быть превращено в случаях и порядке, предусмотренных законом, в корпоратизированное предприятие (государственное акционерное общество). Корпоратизированное предприятие руководствуется ГКУ, ХКУ, Указом Президента Украины "О корпоратизации государственных предприятий" от 15 июня 1993 г. № 210/93, Законом Украины "О хозяйственных обществах" (с изменениями и дополнениями), а также новым Законом Украины "Об акционерных обществах". Чтобы улучшить деятельность подконтрольных предприятий, государство может корпоратизировать некоторые из них, приватизация которых пока что запрещена, но сохранить за собой 100% акций.
Таблица 2
Классификационные признаки предприятий, которые могут быть корпоратизированы
Классификационный признак |
Вид предприятия |
Примечания |
|
1. По форме собственности |
1.1. Коммунальное предприятие |
На основе коммунальной собственности |
|
1.2. Государственное |
На основе государственной собственности |
||
2. По уровню глобализации |
2.1. С иностранными инвестициями |
Не менее 10% уставного капитала |
|
2.2. Иностранное предприятие |
100% уставного капитала |
||
3. По способу учреждения и формирования уставного капитала |
3.1. Унитарное |
Один учредитель, формирующий уставный капитал, не разделенный на доли, утверждает устав, распределяет доходы, руководит предприятием |
|
3.2. Корпоративное |
Как правило, не менее двух учредителей, действующих по общему решению (договору), на основе объединения имущества и/или предпринимательской либо трудовой деятельности, совместного управления делами, на основе корпоративных прав |
||
3.2.1. Хозяйственное общество |
Уставный (сложенный) капитал разделен на доли между участниками |
||
3.2.1.1. Акционерное общество |
|||
3.2.1.2. Общество с ограниченной ответственностью |
|||
3.2.1.3. Общество с дополнительной ответственностью |
|||
3.2.1.4. Полное общество |
|||
3.2.1.5. Коммандитное общество |
|||
3.2.2. Кооперативы и др. |
|||
4. По уровню коммерциализации |
4.1. Коммерческое |
Цель - получение прибыли |
|
4.2. Некоммерческое |
Неприбыльное |
||
5. По уровню участия в хозяйственных объединениях |
5.1. Член объединения, в том числе: |
Объединение является юридическим лицом |
|
5.1.1. Корпорация |
|||
5.2. Не является участником объединений |
|||
6. По уровню контроля |
6.1. Является дочерним предприятием |
||
6.2. Имеет дочерние предприятия |
|||
6.3. Является участником холдинговой компании |
|||
6.4. Не имеет контроля |
Превращение государственных предприятий в АО позволяет создать организационно-финансовую основу для решения многих проблем, возникающих на протяжении их деятельности. Во-первых, обеспечивается вывод предприятия из административного подчинения министерству. Планы производственного и технологического развития утверждаются обществом самостоятельно, без какого-либо согласования сверху. Во-вторых, появляются дополнительные, довольно существенные, источники финансирования производственного развития. Корпоративный сектор экономики финансируется, прежде всего, за счет внутренних источников -- чистой прибыли и амортизации, а также за счет эмиссий ценных бумаг и кредитов.