logo
Особенности и проблемы ведения бизнеса в Москве для иностранных компаний

1.3 Социальные и культурные особенности ведения бизнеса иностранной компании в России и в Европе

В развитых странах понятие социальной ответственности бизнеса давно и прочно вошло в научный и общественно-политический оборот. Споры о том, что следует понимать под концепцией социальной ответственности бизнеса дифференцировали ее на несколько видов и разновидностей, такие как классическая (традиционная) и современная (менеджерская), полная и ограниченная, внутренняя и внешняя, общая и частная, правовая, "компенсаторская", этическая, филантропическая и др.

Согласно традиционной концепции, берущей свое начало из учений классической школы политической экономии, и активно поддерживаемой лауреатом Нобелевской премии М. Фридманом, истинная роль бизнеса состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается открытой конкурентной борьбы и не прибегает к мошенничеству и обману. Главная функция бизнеса - получение максимальной прибыли и выполнение этим возложенных на него обязательств для достижения благополучия всего общества. Другие цели при этом неизбежно отступают на второй план. Приверженцы классической теории также подчеркивают, что если бизнес ограничивается лишь сферой хозяйственной деятельности, неся социальную ответственность за результаты своего труда, то и государство, в свою очередь, только по необходимости должно регулировать бизнес. Данный подход нашел свое воплощение в современной концепции юридической (правовой) ответственности бизнеса - на бизнес, как и на все социальные и политические институты, должны распространяться правовые требования. Ф. Хайек назвал это "правлением права", обязательным для всех членов общества Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Пер с англ. М., 1992. С.103..

Согласно этой точке зрения бизнес следует конкретным законам и нормам госрегулирования социальной сферы не допускает дискриминации при найме на работу, не завышает цены, производит безопасную продукцию, не допускает загрязнение Окружающей среды и т.п., но при этом не реализует самостоятельно никаких программ социальной помощи населению, возлагая их на государство.

Согласно другой точке зрения, на которой строится менеджерская концепция, бизнес, помимо обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения закона, должен направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Бизнес обязан жертвовать на благо и совершенствование общества. Формирующиеся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации, получающие прибыль, должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение, безопасность, гражданские права, защита интересов потребителей и т.п. Бизнес социально активно ответственен перед обществом, в котором он развивает свою деятельность. Центральной частью названного подхода становится модель корпоративной ответственности бизнеса, развивающаяся в трех направлениях забота о благосостоянии своих работников, забота о потребителях, забота о совершенствовании местных сообществ, улучшении их состояния. Эта точка зрения отражена в следующем высказывании главы фирмы "Проктер энд Гембл" Э.Дж.Харнеса "Открытое признание приоритетов и социально-ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному сообществу" Карагод В.С. Теория и методология управления системой развития корпора-тивной социальной отчетности: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2004. С. 87..

В данном подходе, помощь местным сообществам оказывается "прямыми социальными действиями" разработка и реализация программ по участию сотрудников фирм в проектах на благо сообщества, бесплатные консультации, пополнение бюджета образовательных учреждений и многое другое. Например, пожертвования на обновление городов, оказание помощи инвалидам, поддержка творческих начинаний, принятие на работу и переобучение представителей этнических меньшинств и т.п. В Японии, например, в 1990 г создан клуб "одного процента", т е объединение предприятий, которые на филантропические нужды выделя-ют не менее 1% их прибыли до уплаты налогов Учитывая размеры многих японских фирм, речь идет о немалых суммах У фирмы "Тойота", напри-мер, 1% составил в 1991 г 540 млн долл.

Уровень социальной ответственности предлагалось оценивать по методу "социальных ревизий" - составление и проверка отчетов о социальном влиянии действий и программ организаций. Анализируя современное состояние названного метода, профессор Л.Престон отмечает, что метод "пережил период повышенного интереса и быстрого развития, достиг пикового состояния, лишившись кое-где исходных целей, и, в конечном счете, институционализировался в формах несколько менее амбициозных, чем предсказывали наиболее активные его последователи". Единственные заметные следы этой активности, сохранившейся до сего дня, - это почти универсальные, но в высшей мере избирательные "социальные разоблачения", содержащиеся в годовых отчетах ведущих корпораций и в ежегодных обзорах журнала "Форчун" с перечнем наиболее и наименее уважаемых компаний, для оценки деятельности которых используется среди прочего индекс "ответственности перед сообществом и средой обитания" в качестве элемента совокупной схемы ранжирования Preston Lee E. Socml Issues m Public Pohc m Busmess and Manage-ment Retrospect and Prospect Colleqe Park Umversity of Maryland Press, 1986. P.19..

Многочисленные сторонники менеджерского подхода социальной ответственности бизнеса (А.Берли, Д.Гелбрейт, П.Дракер, Дж.Кларк, Дж.Стайнер и др.) Марченко И. Доктрины политической и социальной ответственности бизнеса // Политиче-ская теория и политическая практика в развитых странах М., 1992., в свете усилившейся роли государства в западных обществах во второй половине двадцатого столетия, полагают, что предпринимательские структуры должны разделить ответственность с государством за развитие политической, социальной, культурной, образовательной, медицинской и других сфер жизнедеятельности общества, принимать активное участие в борьбе с загрязнением окружающей среды.

Реальным воплощением взаимодействия бизнеса и государства по выработки социально значимых решений на национальном уровне является модель социального партнерства.

Собственно термин "социальное партнерство" появился еще в период первой мировой войны. Данная доктрина сформировалась на солидаристских принципах в рамках теории социализации капитализма, через ориентацию на социальную рыночную экономику с принятием установки ответственности бизнеса перед обществом Симон В. Всесилие союзов предпринимателей / Пер с нем. М., 1979 С. 50-51..

Социальное партнерство в современных обществах опирается на четко отлаженный механизм взаимодействия его участников государства, предпринимателей и трудящихся. Такая система трехсторонних отношений получила в международной практике название трипартизма. Эффективность этого механизма взаимодействия его участников основывается на целесообразности распределения прав и ответственности сторон за выработку и реализацию социально-экономической политики, за ее политические последствия. Несомненно, что в основе балансирования интересов, прежде всего, учитываются интересы работодателей, интересы хозяйственного развития, но трипартизм позволяет индустриально развитым странам в большинстве случаев предотвращать серьезные социальные потрясения, создавать основу устойчивого развития экономики на протяжении последних десятилетий.

Постепенное расширение социальной ответственности бизнеса неизбежно сопровождалось и расширением его политической власти, усилением степени участия в принятии политических и социально значимых решений. Один из примеров - США, где сегодня 2/3 представителей американской экономической элиты в разное время занимали те или иные правительственные и высшие государственные посты, "уходящие из Вашингтона при очередной смене администрации только для того, чтобы вновь появиться там, когда президентом становится член их партии" Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита: эволюция теоретиче-ских концепций. М., 1996. С. 30..

Проблема социальной ответственности бизнеса является не только внутригосударственной, а в настоящее время фактически становится стержневой в процессе глобализации. Известно, какое огромное влияние на создание международной концепции социального развития и для новой концепции ООН устойчивого (стабильного) развития оказала деятельность Римского клуба, в состав которого помимо европейских ученых вошли и представители делового мира. Последние инициативы Генерального секретаря ООН г-на К.Аннана, также направлены на диалог между ООН и бизнесом. Основной спектр действий, согласно Глобальному пакту, - права человека, экологическая безопасность и трудовое законодательство.

Первоначальное распространение концепция социальной ответственности бизнеса получила в начале ХХ в. в среде американских инженеров, видевших в демонстрации "большего чувства социальной ответственности" путь к повышению социального престижа своей профессии. Через некоторое время указанную концепцию начали связывать с бизнесом. Первым человеком, который поставил вопрос о социальной ответственности бизнеса был Э. Карнеги, сформулировавший основные положения, на которых основывается понятие социальной ответственности. Первое - принцип благотворительности, второе - принцип служения.

В настоящее время наблюдается глобальная тенденция сдвига ценностной ориентации бизнеса в направлении от строгой финансовой ориентации к более целостному подходу. Компания, как правило, рассматривается с точки зрения именно целостного подхода. Это означает, что компания должна подтверждать документально, что она не только экономически конкурентоспособна, как это было еще 10-20 лет назад, но что она заботится об окружающей среде и является социально-ответственной.

Социальная ответственность, в отличие от юридической ответственности, предполагает некий добровольный отклик на то, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. Это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества.

Прослеживаются две модели поведения бизнеса, одну из которых принято называть американской или англо-саксонской, а другую - континентально-европейской или германской Социальная ответственность власти и бизнеса / сост. Н.П. Залывский. Архангельск: Приморский ун-т им. М.В.Ломоносова, 2005. С.84..

Американская модель обычно ассоциируется с понятием т.н. компании акционеров (shareholding company). Ее отличительной чертой является полный, практически абсолютный контроль акционеров и высших менеджеров над корпорацией и ее персоналом. Этот последний предстает здесь только как наемная рабочая сила, отдающая свой труд "продавцам" - собственникам и получающая взамен лишь заработную плату и ничего более. Компания собственников отказывается также от участия в любых социальных программах и исходит из того, что все свои социальные потребности работник должен удовлетворять за счет справедливой заработной платы. Более того, как полагают сторонники данной концепции, работникам компании гораздо выгоднее именно такой порядок удовлетворения своих социальных нужд, поскольку это дает ему возможность получать свою зарплату "сполна" и самому выбирать тот набор социальных услуг, их количество и качество, в которых он нуждается. Работнику уже ничего не навязывается, он пользуется "свободой выбора", которая представляет собой одну из наиболее существенных ценностей индивида.

Как полагают (и не без некоторого основания) сторонники этой модели, в условиях прогрессирующей глобализации она существенно укрепляет конкурентоспособность компаний и облегчает их экспансию на мировых рынках

Что касается социальной ответственности за пределами очерченных выше трудовых отношений и отношений с государством, то она отнюдь не исключается, однако сводится почти исключительно к чисто благотворительной деятельности по линии филантропических фондов компаний.

Западноевропейская или германская модель - это т.н. модель "капитализма участия", в основе которой лежит концепция "компании участников" (stakeholding company). В предельно упрощенном виде содержание данной концепции сводится к тому, что лица и организации, обеспечивающие нормальное функционирование корпорации - собственники-акционеры (включая банки и других институциональных инвесторов), менеджеры, наемные рабочие и служащие, местные власти и сообщества (communities), поставщики, потребители не просто поддерживают те или иные отношения и связи между собой, но представляют собой спаянные общим интересом образования. Каждый из них, помимо выполнения отведенной ему роли, участвует в решении общих задач - управлении, распределении прибыли, об устройстве социально-бытовых условий, возникающих как внутри самой корпорации, так и на ее "периферии", т. е. прежде всего у местного сообщества. От традиционного социального партнерства "компанию участников" отличают более тесные и более равноправные отношения "работодателя" и "работника" (что ведет к своего рода синтезу с концепцией "человеческих отношений") Участие в управлении рассматривается здесь не просто как уступка наемному персоналу и его организациями, но как солидарные действия, позволяющие всем "держателям" разделить как права, так и ответственность за "общее дело". В том же, "солидаристском", ключе рассматривается и участие в собственности и прибылях Там же. С.85..

Возможна и иная типология социальной ответственности бизнеса: рыночный подход; подход с позиции государственного регулирования; подход с позиции "корпоративной совести"; подход с позиции "заинтересованного лица".

Социальная ответственность бизнеса воспринимается на Западе, как многомерная конструкция, и соответственно критерии могут быть различными в зависимости от того, в каких направлениях работает компания. Это могут быть инвестиции в охрану окружающей среды, это может быть оценка и характер производимых товаров и услуг, оценка отношений с работниками, отношения к меньшинствам, отношение с обществом и филантропические программы.

Интенсивность преобразований, происходящих в современной России, поражает воображение. Россия в контексте социальных трансформаций является ярким примером страны со сложным характером социальных изменений. Российское общество конца XX - начала XXI столетия оказалось в плену множества политических, экономических, социальных проблем и противоречий.

О проблеме обеспокоенности бизнесменов отношением к ним общества было заявлено еще в 1995 г. на Втором конгрессе российских предпринимателей: "Нас не любят" - так, очень приблизительно, можно резюмировать высказывания участников форума на тему "Предприниматель и общество" Фетисов А. Второй Конгресс российских предпринимателей: тен-денции, проблемы и неясные перспективы // Бизнес и политика. 1995 № 11 С. 29.. И хотя на конгрессе была принята Хартия бизнеса России, задачей которой фактически является формирование положительного имиджа предпринимателя, нельзя сказать, что отношение общества к российским бизнесменам с тех пор существенно изменилось. Социальная хартия российского бизнеса. Принята XIV съездом РСПП. Москва, 16 ноября 2004

Опыт налаживания предпринимателями внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены весьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельство заметно влияет на готовность потенциальных иностранных партнеров осуществлять инвестиции в российскую экономику. Рынок - это не просто место купли-продажи товаров, а, прежде всего особая логика, психология и этика, словом, значительный культурный слой, который необходимо готовить заранее.

Практически полное отсутствие у российских предпринимателей привычки и традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у работников сферы сервиса.

Сюда же можно отнести стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на блат, незаконные льготы и действия; отсутствие имиджа делового человека, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться и вести себя. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего, является непревзойденным механизмом, позволяющим с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.

Российские компании действуют, в большинстве случаев, не обращая внимания на интересы общества. Согласно данным опроса потребителей, проведенного исследовательской фирмой Environics International в 20 странах мира, бизнес-структуры, действующие в США, Канаде, Мексике и Великобритании вынуждены максимально обращать внимание на свою социальную политику, поскольку потребители их товаров и услуг уделяют этому аспекту деятельности компаний большое внимание.

Очень важно подчеркнуть, что существуют факторы, влияющие на оценку социальной ответственности бизнеса. Совершенно очевидно, что, чем выше уровень развития общества, тем выше критерии социальной ответственности бизнеса.

Если рассматривать основную функциональную направленность бизнеса: максимизацию прибылей и минимизацию расходов, то между российским и цивилизованным западным бизнесом, вроде бы нет никакой разницы. Разница - и принципиальная - выявляется, когда мы начинаем исследовать способы реализации этих функций. Бизнес на Западе достигает своих целей, способствуя уменьшению политических рисков, разработке мер по поддержанию социальной стабильности и снижению напряженности в обществе. Создание условий для нормального функционирования понуждает бизнес-структуры принимать на себя ряд социальных обязательств, сообразовывать свои личные интересы с общественными, а также выполнять ряд других функций, которые заложены в так называемой концепции социальной ответственности бизнеса.

Характерно, что в условиях нынешних рыночных отношений на Западе предприниматели все чаще обращаются к столь неэкономическому понятию как нравственность. "Нравственная же легитимность постсоветского предпринимательства весьма проблематична, - пишет Н. Зарубина, - и это обстоятельство не может не обострять его взаимоотношений с обществом" Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М , 1998. С. 339..

Схематично отметим основные различия, понимаемые под реализацией мероприятий социальной ответственности компаний в Европе и России (табл. 1).

Таблица 1. Основные отличия мероприятий по социальной ответственности в Европе и России Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ журнал "Менеджмент в России и за рубежом"№3, 2005

Сравнимые индикаторы

Великобритания и континентальная Европа

Россия

Основные стейкхолдеры по степени важности

*Персонал.

*Потребители.

*Сообщество.

*Акционеры.

*Государство.

*Собственники.

*Персонал.

*Потребители.

Стимулирующие/

движущие силы развития КСО

*Сами корпорации.

*НКО и сообщество.

*Государство.

*Государство (верховная исполнительная власть).

*Сами корпорации.

*Местные власти.

Роль неправительственных/ некоммерческих организаций

*Многочисленны и многообразны; *Одни из основных драйверов, подстегивающих и/или сотрудничающих с бизнесом в (Гринпис, Бизнес в Сообществе, т.п.);

*Большое влияние на общественное мнение существенным влиянием и реальные механизмы давления на бизнес в целом (например, дело «Шелл» и вышки «Брент Спар»).

*Пока сравнительно немногочисленны;

*Скорее помощники, чем двигатели КСО;

*В вопросах КСО пока недостаточно КСО.

Тенденции социальной

отчетности (СО)

*СО инициируется самим бизнесом;

*СО находится на начальном этапе;

*Стандарты СО хорошо адаптированы и широко применяются;

*СО ориентировано на всех большинство стейкхолдеров.

*СО находится на начальном этапе;

*Зачастую недопонимается как целостная система и недооценивается ее полезность в долгосрочной перспективе;

*СО в основном ориентирована на государство и акционеров (в меньшей степени - на общество).

Невозможно не обратить внимание на существенную разницу корпоративного мышления в западных и российских компаниях. Для мирового бизнеса определенные нравственные нормативы стали настолько необходимы и естественны, что в Западной Европе получил развитие даже так называемый "этический бизнес", и на его нормы ориентируются не только общественные организации, но и полноценные коммерческие структуры. Исследование «Социальная ответственность бизнеса -- опыт России и Запада», Комитет по укреплению социальной ответственности бизнеса «Деловая Россия» -- М., 2004.

Во времена кризиса многие компании в Европе пытаются сохранить свой рабочий состав, тем самым снимая с сотрудников головную боль о поиске нового рабочего места и создавая чувство привязанности и принадлежности к компании. В российских же условиях с наступлением кризиса неминуема волна сокращений. Пауль В. Иностранец в джунглях российского бизнеса

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что социальная ответственность - мощный инструмент для общения компании с внешним миром, это шанс гласно и без дополнительных издержек вложить необходимые средства в формирование мнения о своей деятельности и о своей продукции, о сути роли бизнеса в обществе.