logo
Особенности издержек предприятия и пути их снижения

1.2 Классификация издержек

Одним из определяющих моментов рациональной организации учета производственных затрат является экономически обоснованная их классификация (группировка по определенным признакам всего разнообразия затрат на производство и сбыт продукции в экономически обоснованные группы). Единая классификация затрат для всех отраслей экономики до сих пор была существенным преимуществом отеческого учета перед западным, где отсутствуют подобные классификации затрат. Каждое предприятие в своей системе производственного учета имеет право разрабатывать свою номенклатуру затрат (имеются ввиду западные предприятия). Отличительная черта таких классификаций - это их условность, упрощенность. Это можно объяснить прагматизмом западного учета, так как все направленно именно на создание условий для удобства практического применения.

Если говорить о классификации издержек, то и у нас, и за рубежом имеют место классификации затрат на основные - накладные, прямые - косвенные, переменные - постоянные. Однако остальные признаки классификации имеют различия. Это, по мнению автора, обусловлено тем, что в соответствии с международными стандартами за рубежом на предприятиях практикуется разделение учета на финансовый и управленческий.

Существует множество классифицирующих признаков, по которым проводится разделение издержек производства по видам. Важнейшей группировкой затрат, которая используется в теории и практике учета затрат на производство продукции на отечественном предприятии, является группировки по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Группировки по экономическим элементам представляют собой материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления в фонды, амортизация основных средств, прочие денежные расходы. Группировка по статьям калькуляции - это сырье и материалы, технологическое топливо и энергия, основная з/п, дополнительная з/п, расходы на освоение и подготовку производства, расходы на содержание машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, потери от брака, коммерческие (непроизводственные расходы).

По своему отношению к технологии производства затраты подразделяются на основные и накладные расходы.

Основными называются такие затраты, которые непосредственно связаны с технологией изготовления продукции - это сырье, материалы, заработная плата производственных рабочих, амортизация производственного оборудования, производственных помещений, технологическая энергия.

Накладные (периодические) - затраты, которые связаны непосредственно с управлением и обслуживанием производства - заработная плата аппарата управления, командировочные, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и другие. В свою очередь накладные расходы делятся на производственные и непроизводственные (общехозяйственные).

Накладные расходы включают в себя:

· начисленную заработную плату мастеров, бригадиров и отчисления от нее в страховые фонды

· арендная плата за производственное оборудование

· оплата простоев, сверхурочных

· изготовление и ремонт инструментов

· командировочные производственного персонала

· прочие

К общехозяйственным расходам можно отнести:

· начисленная заработная плата работников аппаратного управления (в том числе и отчисления в соответствующие фонды)

· командировочные расходы

· затраты на содержание административного здания (отопление и освещение)

· амортизация административного здания

· затраты на рекламу, подготовку кадров

· налоги, относимые на себестоимость

Эти же расходы можно еще классифицировать по способу включения в себестоимость на прямые и косвенные.

Прямые издержки (затраты) можно непосредственно отнести на себестоимость конкретного изделия. Косвенные же можно списывать на себестоимость через распределение по какому-либо признаку.

По степени однородности все затраты подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные.

Простые затраты имеют однородное содержание: сырье, материалы, топливо, заработная плата. Комплексные включают в себя разнородные элементы. К ним относятся, например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховые расходы.

Было отмечено, что не все издержки ведут себя одинаково с изменением объема производства. В связи с этим, принято говорить о постоянных издержках (FC - fixedcosts) и переменных издержках (VC - variablecosts).

Основной характеристикой переменных издержек является их изменяемость в зависимости от объема производства. При изменении объема и реализации переменные издержки могут быть пропорциональными, дегрессивными, прогрессивными.

Под остаточными издержками понимается часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация на какое-то время остановлены. К стартовым издержкам относятся издержки, вернее та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции.

Таким образом, необходимо в данном случае ввести понятие валовых издержек, коль скоро мы упомянули о постоянных и переменных издержках.

Под валовыми издержками (totalcosts - TC) понимается сумма постоянных и переменных издержек:

TC = FC + VC

Исходя из этой формулы делаем вывод о том, что ТС (валовые издержки) с каждой новой единицей продукции увеличиваются на ту же величину, что и сумма VC. (переменные издержки). Подробнее постоянные и переменные издержки рассмотрим в отдельном параграфе.

При калькулировании и оценке уже готовой к реализации продукции затраты можно группировать на входящие и истекшие. В этом случае к входящим нужно относить приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, которые могут принести доход в будущем.

Истекшие - это израсходованные ресурсы, которые уже принесли доход и потеряли способность получения дохода в будущие периоды, поэтому входящие затраты являются составной частью оборотных средств, а истекшие - составной частью издержек производства продукции.

Если говорить об управлении затратами, то требуется новый подход к их учету, который состоит в построении некой учетной модели, показывающей связь затрат и прибыли. Решение этих вопросов проводит к разделению затрат на постоянные и переменные.

Постоянные затраты - это минимальный уровень затрат, который необходим для обеспечения вида деятельности, вызывающего эти затраты.

Переменная часть затрат смешанного типа изменяются в связи с изменением объема того вида деятельности, который вызывает данные издержки. Например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - это полупеременные издержки, так как состоят из расходов на плановый ремонт, который проводят независимо от степени загрузки оборудования (постоянная часть) и расходы, которые связаны с загрузкой оборудования (переменная часть).

Издержки производства с позиции социально-экономических отношений делятся на издержки общества и издержки предприятия.

К издержкам общества можно отнести затраты всего живого и овеществленного труда, отражающегося в стоимости готовой продукции. В то же время к издержкам производства предприятия можно отнести результат воспроизводственного процесса, эти издержки отражают денежные затраты предприятия на потребление в производстве средства производства и выплату заработной платы.

Говоря о производственных издержках, подразумеваются затраты, связанные с производством, прямо или косвенно. А как же быть с такими затратами, как затраты по дизайну офиса, презентации? Они, явно, не относятся к производственным издержкам по выпуску продукции, но в условиях рыночной экономики они вполне оправданы. Безусловно, это издержки, но к какому виду издержек их можно отнести?

Согласно мнению А. Роберта часть затрат в учете не отражаются, например, расходы на рекламу сверх установленных норм, а это тоже затраты предприятия. Кроме того, учет издержек в переходный период осуществляется не только юридические лица, но и предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Поэтому учитывая все вышесказанное, есть смысл расширить значение категории «издержки предприятия» как «издержки (отдельных) хозяйствующего субъекта», и уточнить понятие «издержки производства» как «издержки производства (отдельно) хозяйствующего субъекта».

Издержки производства (отдельно) хозяйствующего субъекта - это совокупные затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции в денежной форме.

Издержки (отдельно) хозяйствующего субъекта - это совокупность издержек производства (отдельно) хозяйствующего субъекта и расходов, имеющих место кроме издержек производства.

Эти изменения целесообразно внести как с целью учета издержек, так и с целью управления ими. Если же мы говорить о транзакционных издержках, то надо попробовать определить, к какому виду издержек - постоянным или переменным их можно отнести. Этому вопросу будет посвящен одни из пунктов данной курсовой работы.

А. Паркинсон издержки производства подразделяет на обязательные и управляемые. Обязательные издержки - это ин что иное, как затраты, которые нельзя отбросить или сократить, так, чтобы не оказать влияние на прибыль фирмы.

Управляемые же издержки - затраты, применение которых происходит на основании решения менеджера - нужно ли их предпринимать или нет, причем через необходимые интервалы времени. К ним относятся: расходы на исследования, на рекламу, на повышение квалификации персонала.

Исходя из последнего определения видно, затраты, связанные с принятием управленческого решения по поводу рекламы или исследования относятся к постоянным издержкам. Мы считаем, что затраты, связанные с реализацией продукции и существовавшие в до рыночный период в незначительных размерах, являются прототипом транзакционных издержек. В финансовом учете предприятия данные издержки в пределах установленных норм учитывают как прочие накладные расходы, а остальные - как уменьшение прибыли. В целях управленческого учета предлагается часть транзакционных затрат отправить в издержки производства (отдельно) хозяйствующих субъектов, а часть - в издержки (отдельно) хозяйствующего субъекта.

С переходом нашей страны к финансовому и управленческому учету потребуется пересмотреть классификацию затрат на производство.

В заключении можно сделать следующий вывод: сведения о затратах (издержках) необходимы для таких целей, как: контроль, управление, планирование, ценообразование, принятие решений. Для эффективного осуществления контроля необходимо принять определенную методику учета издержек, при этом издержки подлежат регистрации и отражению в финансовой отчетности. [2, 91-96]