Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования (на примере центра "Торговый комплекс БГЭУ")

курсовая работа

2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Центр «Торговый комплекс БГЭУ» тесно сотрудничает с рядом предприятий и организаций, которые являются поставщиками своей продукции либо выступают в роли оптовых посредников. Поставщиками продукции и полуфабрикатов для «Торгового комплекса БГЭУ» выступают: предприятия пищевой промышленности; сельскохозяйственные предприятия; торговые посредники; государственные учреждения и др.

Для дачи характеристики организации хозяйственных связей, возникающих между объектом исследования (центром «Торговый комплекс БГЭУ») и поставщиками продукции, необходимо провести анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров. Результаты анализа будут являться основой для выявления проблем в данной области и, как следствие, базой для разработки предложений и выработки конкретных мер по их оптимизации.

Так как центр «Торговый комплекс БГЭУ» сотрудничает с огромным множеством организаций по поставке продукции и товаров, тогда, для приобретения практических навыков в учебных целях проведем АВС-анализ по основным поставщикам. Для этого, как отмечалось ранее, в качестве параметра определим стоимостной объем поступления за 1 квартал 2012 г. (продукции, полуфабрикатов и т.п. укрупненных товарных групп); отсортируем основных поставщиков по убыванию параметра; рассчитаем удельный вес поступления от каждого поставщика по отношению к суммарному объему поставок за аналогичный период; а также определим удельный вес с накопительным итогом [см. таблицу 3].

Таблица 3 - АВС-анализ основных поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Наименование поставщика

Поставляемая продукция

Поступление продукции

Удельный вес с нарастающим итогом, %

Группа

сумма, млн р.

удельный вес в итоге, %

1

2

3

4

5

6

ОАО «Пинский мясокомбинат»

мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты

189,8

19,99

19,99

А

ОАО «Слонимский мясокомбинат»

мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты

155

16,33

36,32

ОАО «Минбакалеяторг»

Бакалейные товары

149,6

15,76

52,07

ОАО «Белбакалея»

Бакалейные товары

89,7

9,45

61,52

В

ИП «Фирусь»

овощи и фрукты

63,4

6,68

68,20

ИООО «Мегавита»

овощи и фрукты

57,1

6,01

74,22

ТКУП «МОБ»

Бакалейные товары

55

5,79

80,01

ООО «Агравиа»

овощи и фрукты

52,1

5,49

85,50

С

УП «Минский хладокомбинат №1»

Молочные продукты

29,5

3,11

88,60

ИП «Кока-кола»

безалкогольные напитки

27,7

2,92

91,52

ОАО «Гормолзавод №2»

Молочные продукты

21,6

2,28

93,80

ОАО «Гормолзавод №1»

Молочные продукты

16,3

1,72

95,51

Рыбокомплекс

рыба

11,9

1,25

96,77

ТПКУП «Минский хладокомбинат №2»

Молочные продукты

9,6

1,01

97,78

Хлебозавод №4

хлеб и хлебобулочные изделия

9,2

0,97

98,75

1

2

3

4

5

6

Белрыба

рыба

8,1

0,85

99,60

С

ОАО «Бобруйский мясокомбинат»

мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты

3,8

0,40

100,00

Итого

949,4

100,00

-

Примечание - Источник: собственная разработка

Как видно из приведенной таблицы 3 более 50 % объема поставок приходится лишь на 3-х поставщиков: ОАО «Пинский мясокомбинат», ОАО «Слонимский мясокомбинат», ОАО «Минбакалеяторг. Названные предприятия составляют 17,6 % в общем количестве приведенных в таблице. А значит, на данном этапе сотрудничества с «Торговым комплексом БГЭУ» риск попадания в зависимость от них со стороны организации общественного питания невысок.

4 поставщика в лице ОАО «Белбакалея», ИП «Фирусь», ИООО «Мегавита» и ТКУП «МОБ» представляют группу В. Концентрация этого числа партнеров в общем объеме поставок составляет около 30 %, что является вполне достаточным для резерва А-группы, а следовательно, поставщики группы В - основные претенденты для попадания в доминирующую группу.

Группа С, напротив, слишком разрозненна, так как количество поставщиков ее составляющих (10) составляет почти 60 % от общего их числа. Объемы поставок некоторых из них характеризуют едва ли не единичные контакты с организацией общественного питания. Данный факт отражает, что по отдельным товарным позициям силы центра «Торговый комплекс БГЭУ» распылены, и это может привести к снижению эффективности организации хозяйственный связей с поставщиками данной классификационной группы.

Итак, классификация основных поставщиков по группам позволила определить их место в системе поставок центра «Торговый комплекс БГЭУ». Далее дополнить картину анализа хозяйственных связей позволит VEN-анализ, основанный на анализе объемов продаж соответствующих товарных групп за аналогичный период в месячном разрезе по XYZ-классификации. Данный метод представляет собой распределение реализуемой продукции по группам X, Y, и Z в соответствии с выявленными коэффициентами вариации (v), которые рассчитываются по следующей формуле:

,(21)

где у - стандартное отклонение;

- среднее значение объема поставок.

В свою очередь, стандартное отклонение рассчитывается по формуле (22):

, (22)

где - значение i-го периода;

n - количество периодов.

Таблица 4 - XYZ-анализ объемов продаж по товарным группам центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Продукция

Объем продаж в 2012 г., млн р.

Средний объем продаж за мес., млн р.

Станд-ное откл-ние, млн р.

Коэфф. вариации, %

Группа

январь

февраль

март

1

2

3

4

5

6

7

8

Мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты

485,9

520,4

549,6

518,63

26,04

5,02

X

Бакалейные товары

317

347,2

364,8

343,00

19,74

5,75

Х

Овощи и фрукты

148

211,7

185,8

181,83

26,16

14,38

Y

Молочные продукты

67,6

99,2

131,4

99,40

26,05

26,20

Z

Безалкогольные напитки

66,7

68,8

98,6

78,03

14,57

18,67

Y

Рыба

31,7

55,6

30,3

39,20

11,61

29,62

Z

Хлеб и хлебобулочные изделия

7,3

9

8,3

8,20

0,70

8,51

X

ИТОГО

1124,2

1311,9

1369

1268,30

-

-

Примечание - Источник: собственная разработка

Делись добром ;)