Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования (на примере центра "Торговый комплекс БГЭУ")
2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Центр «Торговый комплекс БГЭУ» тесно сотрудничает с рядом предприятий и организаций, которые являются поставщиками своей продукции либо выступают в роли оптовых посредников. Поставщиками продукции и полуфабрикатов для «Торгового комплекса БГЭУ» выступают: предприятия пищевой промышленности; сельскохозяйственные предприятия; торговые посредники; государственные учреждения и др.
Для дачи характеристики организации хозяйственных связей, возникающих между объектом исследования (центром «Торговый комплекс БГЭУ») и поставщиками продукции, необходимо провести анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров. Результаты анализа будут являться основой для выявления проблем в данной области и, как следствие, базой для разработки предложений и выработки конкретных мер по их оптимизации.
Так как центр «Торговый комплекс БГЭУ» сотрудничает с огромным множеством организаций по поставке продукции и товаров, тогда, для приобретения практических навыков в учебных целях проведем АВС-анализ по основным поставщикам. Для этого, как отмечалось ранее, в качестве параметра определим стоимостной объем поступления за 1 квартал 2012 г. (продукции, полуфабрикатов и т.п. укрупненных товарных групп); отсортируем основных поставщиков по убыванию параметра; рассчитаем удельный вес поступления от каждого поставщика по отношению к суммарному объему поставок за аналогичный период; а также определим удельный вес с накопительным итогом [см. таблицу 3].
Таблица 3 - АВС-анализ основных поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Наименование поставщика |
Поставляемая продукция |
Поступление продукции |
Удельный вес с нарастающим итогом, % |
Группа |
||
сумма, млн р. |
удельный вес в итоге, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
ОАО «Пинский мясокомбинат» |
мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты |
189,8 |
19,99 |
19,99 |
А |
|
ОАО «Слонимский мясокомбинат» |
мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты |
155 |
16,33 |
36,32 |
||
ОАО «Минбакалеяторг» |
Бакалейные товары |
149,6 |
15,76 |
52,07 |
||
ОАО «Белбакалея» |
Бакалейные товары |
89,7 |
9,45 |
61,52 |
В |
|
ИП «Фирусь» |
овощи и фрукты |
63,4 |
6,68 |
68,20 |
||
ИООО «Мегавита» |
овощи и фрукты |
57,1 |
6,01 |
74,22 |
||
ТКУП «МОБ» |
Бакалейные товары |
55 |
5,79 |
80,01 |
||
ООО «Агравиа» |
овощи и фрукты |
52,1 |
5,49 |
85,50 |
С |
|
УП «Минский хладокомбинат №1» |
Молочные продукты |
29,5 |
3,11 |
88,60 |
||
ИП «Кока-кола» |
безалкогольные напитки |
27,7 |
2,92 |
91,52 |
||
ОАО «Гормолзавод №2» |
Молочные продукты |
21,6 |
2,28 |
93,80 |
||
ОАО «Гормолзавод №1» |
Молочные продукты |
16,3 |
1,72 |
95,51 |
||
Рыбокомплекс |
рыба |
11,9 |
1,25 |
96,77 |
||
ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» |
Молочные продукты |
9,6 |
1,01 |
97,78 |
||
Хлебозавод №4 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
9,2 |
0,97 |
98,75 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Белрыба |
рыба |
8,1 |
0,85 |
99,60 |
С |
|
ОАО «Бобруйский мясокомбинат» |
мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты |
3,8 |
0,40 |
100,00 |
||
Итого |
949,4 |
100,00 |
- |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видно из приведенной таблицы 3 более 50 % объема поставок приходится лишь на 3-х поставщиков: ОАО «Пинский мясокомбинат», ОАО «Слонимский мясокомбинат», ОАО «Минбакалеяторг. Названные предприятия составляют 17,6 % в общем количестве приведенных в таблице. А значит, на данном этапе сотрудничества с «Торговым комплексом БГЭУ» риск попадания в зависимость от них со стороны организации общественного питания невысок.
4 поставщика в лице ОАО «Белбакалея», ИП «Фирусь», ИООО «Мегавита» и ТКУП «МОБ» представляют группу В. Концентрация этого числа партнеров в общем объеме поставок составляет около 30 %, что является вполне достаточным для резерва А-группы, а следовательно, поставщики группы В - основные претенденты для попадания в доминирующую группу.
Группа С, напротив, слишком разрозненна, так как количество поставщиков ее составляющих (10) составляет почти 60 % от общего их числа. Объемы поставок некоторых из них характеризуют едва ли не единичные контакты с организацией общественного питания. Данный факт отражает, что по отдельным товарным позициям силы центра «Торговый комплекс БГЭУ» распылены, и это может привести к снижению эффективности организации хозяйственный связей с поставщиками данной классификационной группы.
Итак, классификация основных поставщиков по группам позволила определить их место в системе поставок центра «Торговый комплекс БГЭУ». Далее дополнить картину анализа хозяйственных связей позволит VEN-анализ, основанный на анализе объемов продаж соответствующих товарных групп за аналогичный период в месячном разрезе по XYZ-классификации. Данный метод представляет собой распределение реализуемой продукции по группам X, Y, и Z в соответствии с выявленными коэффициентами вариации (v), которые рассчитываются по следующей формуле:
,(21)
где у - стандартное отклонение;
- среднее значение объема поставок.
В свою очередь, стандартное отклонение рассчитывается по формуле (22):
, (22)
где - значение i-го периода;
n - количество периодов.
Таблица 4 - XYZ-анализ объемов продаж по товарным группам центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Продукция |
Объем продаж в 2012 г., млн р. |
Средний объем продаж за мес., млн р. |
Станд-ное откл-ние, млн р. |
Коэфф. вариации, % |
Группа |
|||
январь |
февраль |
март |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты |
485,9 |
520,4 |
549,6 |
518,63 |
26,04 |
5,02 |
X |
|
Бакалейные товары |
317 |
347,2 |
364,8 |
343,00 |
19,74 |
5,75 |
Х |
|
Овощи и фрукты |
148 |
211,7 |
185,8 |
181,83 |
26,16 |
14,38 |
Y |
|
Молочные продукты |
67,6 |
99,2 |
131,4 |
99,40 |
26,05 |
26,20 |
Z |
|
Безалкогольные напитки |
66,7 |
68,8 |
98,6 |
78,03 |
14,57 |
18,67 |
Y |
|
Рыба |
31,7 |
55,6 |
30,3 |
39,20 |
11,61 |
29,62 |
Z |
|
Хлеб и хлебобулочные изделия |
7,3 |
9 |
8,3 |
8,20 |
0,70 |
8,51 |
X |
|
ИТОГО |
1124,2 |
1311,9 |
1369 |
1268,30 |
- |
- |
Примечание - Источник: собственная разработка