logo
Особенности развития потребительской кооперации в конце ХХ-начале ХХI века

5. Повышение участия пайщиков в экономической деятельности потребительских обществ.

Содержание вопросов курсовой работы изучалось по следующим источникам:

1. Теплова Л.Е. «Основы потребительской кооперации».М. Вита-Пресс, 2001 г.

2. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М. ИКЦ «Маркетинг», 2002

3. Концепция Развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года.

В работе имеется 5 рисунков. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключение и списка использованной литературы. Общий объём курсовой работы составил 38 страниц печатного текста.

1. Проблемы развития потребительской кооперации в XXI веке

потребительская кооперация пайщик

В XXI веке условия развития кооперации изменяются по сравнению с концом XIX - началом XX века. Рыночная экономическая система достигла такого уровня развития, при которой значительно возрос уровень жизни населения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемых услуг для удовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным для обычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождается индивидуализацией потребностей и потребления.

Кооперативы как специфические организационно-правовые формы предприятий были созданы в условиях становления и развития капиталистических отношений. Только при капитализме были созданы предпосылки для возникновения кооперативов разных видов. Потребительские кооперативы (потребительские общества) возникли одновременно с другими видами кооперативов, вливаясь в общее кооперативное движение. Поэтому имеет смысл рассматривать общие предпосылки возникновения и развития кооперативов разных видов. Все предпосылки как необходимые условия развития кооперативов можно объединить в три группы:

социально-экономические предпосылки;

юридические (правовые) предпосылки;

идеологические (теоретические) предпосылки.

Эта группа предпосылок включает формирование социальной базы кооперативов, создание условий для накопления денежных средств населением и образования кредитно-банковской системы.

Высокий уровень развития товарно-денежных отношений привел к созданию кредитно-банковской системы, которая заменила ростовщиков (частных денежных капиталистов). Заемные средства (кредиты) стали дешевле. Если ростовщики устанавливали годовую процентную ставку за выдаваемый ими кредит в размере 200-400%, то банки -- в размере 16-20%.

Кооперативы объединяют преимущественно средние социальные слои населения, располагающие недостаточными собственными средствами для развития конкурентоспособной хозяйственной деятельности. Поэтому кооперативы очень нуждаются в заемных средствах для закупки товаров большими партиями (потребительские торговые кооперативы), сырья и оборудования (производственные кооперативы кустарей и ремесленников), семенного зерна, племенного скота, машин (сельскохозяйственные кооперативы крестьян и фермеров). Банки, предлагавшие значительно дешевле заемные средства, способствовали развитию кооперативов. Используя собственные и дешевые заемные средства, кооперативы могли значительно расширить объемы своей деятельности и за счет этого увеличить получаемую прибыль. Такие условия развития кооперативов позволили им укрепиться в рыночной экономике и стать равноправными партнерами других субъектов рынка (товариществ, акционерных обществ).

Для создания кооперативов необходимы юридические предпосылки, т.е. законы, позволяющие государственным органам регистрировать каждый кооператив как юридическое лицо.

Создание юридических предпосылок значительно ускорило появление кооперативов разных видов и их объединений.

В возникновении и развитии кооперации при капитализме важная роль принадлежит идеологам кооперации.

Идеологи кооперации -- компетентные люди, которые понимали сущность кооперативов, умели составлять кооперативные законы и уставы, донести до других людей особые свойства кооперативов, помочь создать кооперативы и кооперативные объединения. Величайшими идеологами кооперации XIX и начала XX в. были Роберт Оуэн и Ванситарт Нил -- в Англии; Шарль Фурье, Луи Блан и Шарль Жид -- во Франции; Фридрих Райффайзен и Герман Шульце-Де-литче -- в Германии; Николай Чернышевский, Михаил Туган-Барановский и Александр Чаянов -- в России.

Кооперативные идеи были поддержаны общественными организациями (профсоюзами), политическими партиями, государственными органами на федеральном и местном уровнях. Общество стало понимать преимущества кооперативов и содействовать их развитию, поэтому можно говорить о том, что в обществе сформировались идеологические предпосылки развития кооперативов и их объединений и создания кооперативного движения.

Таким образом, в условиях становления и развития капитализма были сформированы социально-экономические, юридические и идеологические предпосылки, которые способствовали возникновению и развитию кооперативов и кооперативных объединений разных видов (потребительских, кредитных, сельскохозяйственных, производственных), созданию мощного социально-экономического кооперативного движения.

Единственной кооперативной системой, располагающей внутренней
иерархической структурой, сложившейся в период функционирования
централизованно-управляемой экономики является система потребительской кооперации РФ. В то же время, несмотря на сохранение этого направления кооперативного движения как системы, организации потребительской кооперации устойчиво теряют свои позиции на рынке товаров и услуг. Сохранение сложившихся тенденций изменения объемных и качественных показателей объективно приводит к ее разрушению и ликвидации большинства действующих кооперативов. Отдельные позитивные примеры работы первичных кооперативных организаций не меняют картины в целом.

Успешно работающие кооперативы могут сохраниться в течение достаточно длительного периода времени, но не могут сохранить систему в целом. Экономические потери системы потребительской кооперации в последнее десятилетие сравнимы с потерями, которые она понесла в начальный период формирования централизованно-управляемой экономики. Несмотря на это система потребительской кооперации России все еще располагает значительным экономическим потенциалом, позволяющим ей возглавить процесс возрождения кооперации в стране, способствовать развитию всех направлений кооперативного движения и на этой основе сформировать кооперативный сектор национальной экономики, способный сыграть важную роль в становлении социально-ориентированной рыночной экономической системы.

Проведенный анализ состояния и развития потребительской кооперации позволяет сделать принципиальный вывод о том, что в основе негативных процессов, характерных для потребительской кооперации, лежит отсутствие заинтересованных, эффективных собственников.

По нашему мнению, на первом этапе формирования кооперативного сектора экономики страны целесообразно передать собственность потребительской кооперации системы Центросоюза РФ работникам. В результате этого появятся действительно эффективные собственники, жизненно заинтересованные в сохранении и преумножении имущества кооперативов, успешном развитии хозяйственной деятельности при сохранении ее социальной направленности, способные участвовать в управлении делами. Как показано выше, работники или работники-пайщики стали той силой, которая удержала систему потребительской кооперации от полного развала на самом трудном этапе ее современной истории. Пайщики, не работающие в потребительском обществе, могут сохранить свой статус при условии совершения основной части покупок товаров в предприятиях кооператива и участия в работе органов управления и контроля. Таким образом, кооперация в сфере потребления должна быть трансформирована в кооперацию в сфере производственных отношений. Это позволит перевернуть кооперативную пирамиду, поставив в ее основание интересы пайщиков.

На втором этапе в качестве приоритетной, наряду с торговым и иным обслуживанием населения, должна быть определена интегрирующая роль организаций системы потребительской кооперации как составной части агропромышленного комплекса страны. Организации потребительской кооперации могут стать интегратором, способным эффективно организовать сбыт товарной продукции, произведенный другими участниками АПК, включая личные подсобные хозяйства.

Интегрирующая роль организаций системы потребительской кооперации заключается в следующем:

- пропаганда кооперативной идеи и преимуществ кооперативной формы организации хозяйственной деятельности;

- содействие созданию и организации деятельности обслуживающих кооперативов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- содействие реорганизации предприятий АПК из иных в кооперативную организационно-правовую форму;

информационная, консультационная поддержка новых кооперативов;

содействие созданию союзов кооперативов различных видов с целью формирования систем кооперативов;

организация взаимодействия участников АПК в области переработки сельскохозяйственной продукции;

организация сбыта произведенной продукции;

- обучение и переподготовка членов и персонала кооперативов в образовательных учреждениях системы потребительской кооперации;

- создание и организация деятельности финансово-расчетной системы АПК.

Создаваемые кооперативы могут быть жизнеспособны только при условии их выхода за собственные рамки и объединения в единую систему, базирующуюся на регулируемых товарных отношениях инфраструктуре.

Третий этап. Создание и укрепление первичных кооперативов различных видов, объединение их в союзы создает базу для развития кооперативного движения на более высоком региональном уровне. Преимущество такого подхода к образованию систем кооперативов заключается в том, что системное построение начинается не сверху, а снизу на основе заинтересованности кооперативов в развитии своей деятельности и учета специфических особенностей деятельности кооперативов различных видов.

Четвертый этап. Завершение формирование национальных кооперативных систем, объединение их в российскую ассоциацию национальных кооперативных союзов, основной целью которой должна стать защита интересов кооперативного движения на государственном уровне. В условиях правового государства важной задачей является создание кооперативной политической партии, способной оказывать влияние на формирование органов государственной власти различных уровней и через своих представителей в выборных органах власти лоббировать интересы национальных кооперативных систем и движения в целом посредством инициирования и принятия необходимых законодательных актов. Создание национальных кооперативных систем и их ассоциации открывает реальные возможности участия и оказания влияния на развитие мирового кооперативного движения как главной движущей силы противостояния процессам экономической глобализации.

2. Направления совершенствования правовых, экономических и социальных основ потребительской кооперации

Законодательной базой жизнедеятельности всех видов кооперативных организаций Российской Федерации, помимо отраслевых законов, в перспективе должен стать Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации». Требуются принципиально новые подходы к регулированию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» кооперативное законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности кооперативных организаций, принятые и готовящиеся законы о различных видах кооперации, свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.

Для укрепления правового статуса потребительской кооперации России необходимо закрепление:

в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ термина - «кооперативная собственность» как самостоятельной формы собственности;

в проекте Трудового кодекса РФ положения, регулирующего специфику работников кооперативных организаций с отсылкой на особенности, предусмотренные федеральными законами о кооперативных организациях, их уставами;

в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» положения о разграничении полномочий членов совета и правления потребительского общества, союза потребительских обществ.

Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Федерации неправомочны принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации - потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребительской кооперации, не должны противоречить федеральным законам.

Широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Однако необходимо формирование законодательной базы для регулирования взаимоотношений потребительских обществ и союзов с органами государственной власти и органами местного самоуправления на региональном уровне.

Уставы потребительских обществ, союзов должны в полной мере соответствовать Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Принятые с учетом местного законодательства, особенностей региона, сложившихся обычаев делового оборота, уставы в своей основе должны соответствовать примерным уставам потребительского общества, союза. Новое видение организаций потребительской кооперации, выработанное на российских научно-практических конференциях: расширение видов деятельности, усиление социальной направленности, активизация работы с пайщиками, повышение роли участковых кооперативных комитетов, магазинов-центров кооперативных участков, комиссий кооперативного контроля, решение проблемы занятости путем создания рабочих мест, должно найти отражение в уставах потребительских обществ, их союзов.

Особое внимание следует уделить регулированию отношений между потребительскими обществами и союзами, членами которых они являются, а также между союзами. Закон о потребительской кооперации повышает роль и значение уставов по данному вопросу. Основная их задача, как правоустанавливающих документов, - сохранение и упрочение системы потребительской кооперации.

В уставах потребительских обществ, союзов должны быть отражены следующие положения:

члены союзов - только потребительские общества (для уставов союзов);

ответственность руководителей потребительских обществ, союзов за результаты социальной и экономической деятельности;

соблюдение и выполнение решений органов управления соответствующих союзов для потребительских обществ и союзов в соответствии с Законом РФ о потребительской кооперации;

информированность пайщиков через газету «Российская кооперация»;

разграничение полномочий совета и правления;

формирование состава совета с преобладанием пайщиков (представителей), не являющихся работниками потребительской кооперации;

создание неделимого фонда как механизма обеспечения сохранности недвижимого кооперативного имущества.

Закрепление этих положений в уставах обеспечит целостность системы и управляемость организациями потребительской кооперации.

Потребительская кооперация законодательно определена как система потребительских обществ и их союзов.

Потребительские общества и их союзы объединены в систему общностью целей и задач. Потребительские общества, являясь элементами системы, объединяются в союзы, на уровне которых обеспечивается согласованное функционирование системы в целом.

Согласно Закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ. Законодательно закреплено положение, обязывающее все союзы потребительских обществ создать контрольно-ревизионные управления для осуществления проверок деятельности организаций потребительской кооперации.

Руководителям организаций потребительской кооперации необходимо соблюдать требования законодательства РФ и прежде всего Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», выполнять и проводить в жизнь решения общих собраний представителей потребительских обществ Российской Федерации, других органов управления Центросоюза РФ, областных (краевых, республиканских, районных) потребсоюзов.

Контроль со стороны пайщиков за работой органов управления организаций потребительской кооперации - непременное условие ее деятельности.

Сохранность кооперативной собственности. Организации
потребительской кооперации, в том числе хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы потребительских обществ - собственники многочисленных объектов недвижимости (административных, медицинских и учебных зданий, магазинов, торговых центров, приемозаготовительных пунктов, хлебокомбинатов, производственных цехов, пунктов общественного питания и других). Подтверждение прав на объекты недвижимости - одна из важнейших задач для организаций потребительской кооперации.

Права на объекты недвижимости, поступившие к организациям потребительской кооперации от прежних правообладателей, подтверждаются договорами в отношении недвижимого имущества, заключенными в соответствии с законодательством РФ, актами передачи имущества и другими актами, указанными в ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» потребительские общества, союзы имеют право создавать неделимые фонды, имущество которых не подлежит распределению между членами и при ликвидации потребительского общества имущество неделимого фонда передается другому (другим) потребительским обществам на основании решений общих собраний общества. Это право следует использовать в полной мере для повышения гарантии сохранения недвижимого кооперативного имущества.

Следует укреплять законодательную базу для сохранности собственности организаций потребительской кооперации и защиты недвижимого имущества неделимого фонда.

Организациям потребительской кооперации необходимо продолжать работу по возврату собственности, отчужденной с нарушением законодательства РФ.

Предотвращение банкротств. Первоочередными мерами предотвращения банкротства являются разработка и создание необходимых предпосылок для принятия нормативно-правовых актов, решений, которые в совокупности позволяют сформировать целостную систему законодательства в отношении потребительской кооперации и устранить противоречивость и пробелы действующих законов.

Среди мер правовой поддержки, необходимой для осуществления общей стратегии экономического оздоровления, следует внедрить и использовать:

возможность обжалования решений арбитражных судов о банкротстве потребсоюзов, так как Закон о. банкротстве не распространяется на союзы потребительских обществ;

ходатайства областных и республиканских союзов потребительских обществ о включении наиболее крупных кооперативных организаций в рекомендации федеральных округов по обновлению перечня крупных, экономически или социально значимых организаций.

В уставах необходимо предусмотреть ответственность членов советов и правлений потребительских обществ за невыполнение планов их финансового оздоровления. В ряде случаев необходим механизм контролируемого управления, который предусматривает отстранение председателя правления организации-должника и временное назначение компетентного управляющего для вывода организации из предбанкротного состояния.

Следует шире использовать досудебную санацию как защитную меру в предбанкротных ситуациях в форме финансовой поддержки (например, дополнительные целевые взносы пайщиков, финансовые льготы и прямая финансовая помощь со стороны органов власти субъектов РФ тем организациям потребительской кооперации, которые обязуются наращивать закупки, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции). Необходимо применять в виду угрозы банкротства субсидиарную ответственность пайщиков и руководителей. Вопросы реального применения субсидиарной ответственности требуют тщательного урегулирования и закрепления в уставах организаций системы потребительской кооперации. Следует перейти от признания ее возможности к практическому применению.

Правовая обеспеченность деятельности - актуальный вопрос для потребительской кооперации. Работники юридических служб союзов и потребительских обществ, а также созданных ими организаций решают сложные правовые проблемы, связанные с реорганизацией юридических лиц, сохранением кооперативной собственности, разработкой уставов, применением новых законов и иных правовых нормативных актов, участием в разработке законодательных актов, касающихся организаций потребительской кооперации как на федеральном уровне, так и на местах, с защитой интересов организаций в судебных органах.

Вместе с тем в системе потребительской кооперации заметно уменьшилось количество и ухудшился качественный состав юридических служб. Во многих потребительских обществах должность юрисконсульта занимают лица, не имеющие юридического образования. Отсутствие должного правового обеспечения деятельности организаций потребительской кооперации приводит к неправильному применению законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, принятию необоснованных решений, что вызывает значительные финансовые потери.

3. Направления развития социально-экономической деятельности потребительской кооперации о реализации ее социальной миссии

Основная задача современной экономической политики Российского государства -- формирование социально ориентированной рыночной экономики.

Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации -- потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.).

Потребительская кооперация -- социально ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель -- социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение системы потребительской кооперации.

Потребительская кооперация -- система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

В этом определении четко выражена социальная миссия -- главная цель системы потребительской кооперации -- удовлетворение материальных и иных потребностей членов.

Социальная миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза):

потребительские общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов -- пайщиков;

потребительские союзы созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов -- потребительских обществ и их пайщиков.

Единая социальная миссия потребительских обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирование и развитие в единой системе потребительской кооперации.

Миссия потребительской кооперации существенно не изменилась на протяжении многолетней истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение -- удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко: удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью.

Социальная миссия -- это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций.

Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы -- каждого потребительского общества и каждого потребительского союза. Социальная миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков. Конкретная социальная миссия потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий (магазинов, заготовительных пунктов, производственных цехов и др.) лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.

С позиции XXI века необходимо осмыслить роль и место потребительской кооперации в жизни общества, сделать новый шаг в изменении мышления, отойти от шаблонов в оценке работы потребительской кооперации как чисто хозяйственной организации, занимающейся торговлей, заготовками, производством, привлечь внимание к ее социальной миссии государства, местных органов самоуправления и общественности. Именно такая идеология заложена в Законе о потребительской кооперации, в решениях научно-практических конференций (рис. 1, см приложение).

Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы -- осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.

Потребительская кооперация - социально ориентированная система. Это означает, что, во-первых, она реализует социальную миссию, во-вторых -социальной миссии отдается приоритет.

Задача кооперативных организаций - сосредоточить усилия на социальной миссии как важнейшем факторе роста устойчивой динамики хозяйственной деятельности, стабилизации местного бюджета, формирования денежных доходов сельского населения, увеличения товарных ресурсов.

Следует сохранить экономическую поддержку пайщиков и всего сельского населения в следующих формах:

доставка социально значимых товаров в отдаленные населенные пункты и их реализация по ценам райцентров;

содержание планово-убыточных магазинов;

обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, приютов, больниц и т.д.);

организация школьного питания;

товарный кредит населению (отпуск товаров под договор на закупку товаров);

льготные путевки членам кооператива в счет кооперативных выплат;

наборы продуктов, подарки ветеранам;

транспортные и другие услуги.

Социальная миссия должна быть направлена на все сельское население. Российская кооперация, имея членами 11,3 млн. пайщиков, обслуживает 35 млн. сельских жителей. Тем самым формируется имидж потребительской кооперации как социально ориентированной системы, создается возможность кооперирования, то есть укрепления социальной базы.

Выполнение социальной миссии потребительской кооперации связано с сохранением рабочих мест на действующих предприятиях. Потребительская кооперация обеспечивает занятость работников на действующих предприятиях, открывает новые производства и виды деятельности, привлекает население на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня, возрождает надомный труд, народные промыслы.

В потребительской кооперации значительное внимание уделяется подготовке кадров. Студенты и аспиранты вузов и колледжей, обучающиеся по направлениям организаций потребительской кооперации, уменьшают социальную напряженность. На период обучения студентов можно отнести к социально защищенной категории населения. И в этой защите значительная роль принадлежит потребительской кооперации. Кооперативное образование следует рассматривать как форму социальной защиты населения.

Потребительская кооперация может предоставлять рабочие места за счет развития сферы услуг на селе:

- дает возможность обеспечения занятий населению, в том числе таким социально незащищенным слоям сельского населения, как пенсионерам, инвалидам. В сфере услуг легче всего создаются условия предоставления работы на неполный рабочий день для этих категорий населения;

- через трудовую деятельность повышается уровень жизни сельского населения, сохраняется социальная стабильность, сокращаются сопутствующие безработице пороки;

- сфера услуг - высокодоходная отрасль деятельности, ее развитие обеспечивает потребительской кооперации быструю окупаемость затрат и повышение рентабельности;

- развитая сфера услуг улучшает среду обитания, качество жизни, сокращает расходы сельского населения на поездки в город.

Концепция развития потребительской кооперации предусматривает:

восстановить на селе сферу бытовых услуг: открыть столярные цехи, мастерские по ремонту бытовой техники, транспортных средств, часов, одежды, обуви, пошивочные мастерские, парикмахерские, фотографии, бани и прачечные, службу ритуальных услуг, цехи по строительству и ремонту жилья, хозяйственных построек; добиться, чтобы сельское население имело возможность получать эти услуги на месте, не затрачивая время и денежные средства на поездки за ними в города и районные центры;

обеспечить население услугами (выработка из сырья населения на давальческих началах колбасных изделий и копченостей, муки, крупы, масла растительного, стройматериалов), ветеринарных и сельскохозяйственных услуг (обработка приусадебных участков, внесение удобрений, выпас скота). Зачислять в штат потребительского общества пастухов;

развивать такие виды деятельности, как туризм, гостиничное хозяйство и т.д.;

- предоставлять населению в магазинах потребительской кооперации услуги почтовые, междугородной телефонной связи, в том числе продажу телефонных карт, и др.;

- оказывать услуги по уходу за детьми, инвалидами, пенсионерами, по ведению домашнего и подсобного хозяйства и другие.

Социальная миссия предполагает развитие потребительской кооперации как общественной организации. Следует создавать женские советы, комитеты по делам молодежи, библиотеки, в том числе в магазинах, возрождать художественную самодеятельность, народные театры, клубы по интересам, спортивные клубы, секции, устанавливать игровые автоматы.

Потребительские общества и союзы должны отслеживать занятость работников, уволенных из системы во время кризиса, инвалидов, пенсионеров, то есть самых незащищенных групп населения и отдавать им предпочтение в трудоустройстве.

У потребительской кооперации значительные возможности в обеспечении занятости населения за счет организации новых производств, привлечения надомников к выпечке хлеба, организации подсобных сельских хозяйств, пасек, прием на работу пастухов, расширения сферы услуг, открытия магазинов на дому, палаток, ларьков, киосков.

Предстоит большая работа с молодежью, вовлечение ее в деятельность потребительской кооперации. Именно с молодежью система связывает свои планы по реструктуризации производства, техническому перевооружению отраслей, внедрению новых технологий, информатизации управления.

4. Концептуальные направления развития торговли, общественного питания, промышленности, заготовок, платных услуг

Торговля -- основная отрасль хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Большая часть материальных и трудовых ресурсов системы потребительской кооперации используется в торговле. Из 140 тыс. предприятий всех отраслей хозяйства более 80 тыс. -- это предприятия торговли. Из общей численности работников системы потребительской кооперации, насчитывающей 400 тыс. человек, в торговле занято около 200 тыс. человек.

В условиях рыночной экономики доминирует обращение товаров, поэтому роль торговли как связующего звена между сферой производства и сферой потребления увеличивается. От торговли производители получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменении спроса на производимую продукцию. В соответствии с полученной информацией осуществляется производство товаров, необходимых потребителю. Торговля выступает посредником между производством и потреблением, обеспечивая воспроизводственный процесс, при этом розничная торговля завершает процесс обращения товаров

Потребительская кооперация осуществляет оптовую и розничную торговлю. Оптовая торговля занимается закупкой крупных партий товаров у поставщиков (производственных и оптовых предприятий) для последующей реализации товаров предприятиям розничной торговли.

Розничная торговля занимается продажей товаров потребителям -- населению; она удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах.

Основные функции розничной торговли, направленные на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

Для осуществления розничной торговли, выполнения ее функций потребительская кооперация имеет широкую сеть предприятий розничной торговли: магазины, палатки, киоски, автомагазины и другие предприятия.

Таким образом, потребительская кооперация, располагая разветвленной торговой сетью, удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах как в крупных, так и в небольших населенных пунктах.

Розничную торговлю в стране осуществляют разные формы организаций: товарищества, хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, организации системы потребительской кооперации -- потребительские общества и потребительские союзы.

Основными организациями, осуществляющими розничную торговлю в системе потребительской кооперации, являются потребительские общества (районные, сельские, городские) и рай-потребсоюзы. На потребительские общества и районные потребительские союзы приходится около 90% оборота розничной торговли. Этим организациям принадлежит большая часть розничных торговых предприятий, в них трудится большинство работников потребительской кооперации.

Таким образом, торговля имеет важное значение в рыночной экономике и в экономике потребительской кооперации:

торговля выступает посредником между производством и потреблением;

торговлю осуществляют организации разных организационно-правовых форм, в том числе потребительские общества и их союзы, составляющие систему потребительской кооперации;

торговля выполняет различные функции, направленные на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

торговля является основной отраслью хозяйственной деятельности потребительской кооперации.

Розничная торговля потребкооперации в первые годы реформ (90-е гг. XX в.) развивалась под воздействием многих негативных внешних и внутренних факторов. Основными из них являлись: высокий уровень налогов; высокий уровень процентных ставок за банковский кредит; высокий уровень инфляции; низкие доходы обслуживаемого населения, снижающие платежеспособный спрос населения; усиление конкуренции на потребительском рынке; увеличение тарифов на транспорт и энергоносители; недостаток собственных оборотных средств; слабое экономическое участие пайщиков в деятельности организаций потребительской кооперации; неэффективное управление социально-экономической деятельностью потребительской кооперации.

Существенной особенностью розничной торговли потребительской кооперации является обслуживание особого контингента потребителей -- сельских жителей. За годы реформ значительно снизились доходы сельских жителей, соответственно снизилась покупательная способность населения. В структуре расходов сельских жителей стали преобладать расходы на продукты питания, которые превысили 40% от общей суммы расходов на конечное потребление. В условиях развития конкуренции потребительская кооперация потеряла значительную долю рынка за счет сокращения торговли в районных центрах, уступки самого выгодного сегмента сельского рынка предприятиям других организационно-правовых форм. Повсеместно уменьшилось количество магазинов, торгующих непродовольственными товарами. Рассмотренные факторы способствовали изменению структуры оборота розничной торговли потребительской кооперации, в которой стали преобладать продовольственные товары.

Потребительская кооперация в дальнейшем будет сохранять приоритет продажи продовольственных товаров на потребительском рынке. Для этого у потребительской кооперации имеются реальные возможности.

Потребительская кооперация занимается сельским хозяйством, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья, производством продовольственных товаров на промышленных предприятиях. Эти отрасли являются поставщиками товаров для розничной торговли потребительской кооперации.

В настоящее время в общем объеме оборота розничной торговли страны на долю потребительской кооперации приходится около 5%. В то же время удельный вес оборота розничной торговли отдельных потребсоюзов в обороте розничной торговли своих территорий (районов, областей, краев, республик) значительно выше.

Потребительская кооперация была и остается основной торгующей системой на селе. Ее удельный вес в продаже социально значимых продовольственных товаров остается достаточно высоким: по отдельным товарам он колеблется в пределах от 10 до 20% в общем обороте розничной торговли страны.

В розничной торговле системы преобладают следующие основные потребительские товары: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, сахар, кондитерские изделия, маргарин, растительное масло, чай, мясопродукты, одежда, обувь, галантерея, парфюмерия, электротовары, строительные материалы.

Основными особенностями розничной торговли потребительской кооперации являются следующие:

Розничная торговля потребительской кооперации занимается обслуживанием населения преимущественно в небольших сельских населенных пунктах.

Розничная торговая сеть потребительской кооперации состоит в основном из магазинов.

Более крупные магазины размещаются в районных центрах и поселках городского типа.

Основным типом магазинов потребительской кооперации является магазин «Товары повседневного спроса».

В структуре оборота розничной торговли преобладают продовольственные товары.

Удельный вес оборота розничной торговли потребительской кооперации в общем обороте розничной торговли страны составляет около 5%, однако по отдельным социально значимым товарам он значительно выше (10-20%). В розничную» торговлю потребительской кооперации поступает 35,5% товаров собственного производства, что позволяет обеспечить устойчивый ассортимент социально значимых товаров.

Деятельность организаций потребительской кооперации направлена на стабилизацию и увеличение объемов оборота розничной торговли с целью наиболее полного удовлетворения потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в товарах и услугах.