logo
Особенности развития сельского хозяйства в России

1.1 Особенности экономики агропромышленного комплекса (АПК)

Переход от плановой к рыночной экономике привел к большим системным изменениям в агропромышленном комплексе (AПK). Государство ликвидировало плановую экономику, появились экономически независимые хозяйства, предприятия и их объединения, которые самостоятельно решают вопросы снабжения, выбора направлений производственной деятельности, реализации своей продукции и в целом функционируют по законам рынка.

В таком состоянии агропромышленный комплекс рассматривается как система условно объединенных хозяйствующих и смежных субъектов. Этот термин по-прежнему используется в официальных документах, научно-технической и энциклопедической литературе.

С позиции положений общей теории систем общенациональная экономика как система состоит из ряда подсистем. Одной из них является агропродовольственная экономика, которая включает две подсистемы: производство (сельское хозяйства) и переработку сельскохозяйственной продукции (пищевая и перерабатывающая промышленность). В своей деятельности она связана с другими подсистемами (финансовой, машиностроительной, химической, транспортной, энергетической и др.) через интеграцию с частью их элементов (продукция и услуги).

Основная цель агропродовольственной экономики - обеспечение населения и других потребителей натуральными продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, по качеству и структуре соответствующими спросу его различных групп и предприятий. В связи с реформированием экономики этот процесс осуществляется на новой, рыночной основе.

Следует отметить, что в отличие от планово-распределительной системы, которая исходила из приоритета ускоренного развития производства, рынок как регулятор экономических отношений существенно смещает акцент в отношениях производитель - потребитель в сторону интересов потребителя. Другими словами, рынок формирует механизм, при котором производство настраивается исключительно на потребительский спрос.

Рынок - это форма экономических отношений в общенациональной экономике, главным отличительным признаком которых является контакт покупателей и продавцов товаров (услуг) с целью продажи или покупки этих товаров, при этом расчеты осуществляются в денежной форме.

Обобщая известные в литературе формулировки рынка, можно дать следующее определение агропродовольственный рынок - это форма экономических отношений в агропродовольственной экономике, в рамках которых формируются спрос, предложение и цены на товары и услуги. Основным товаром агропродовольственного рынка является продукция сельскохозяйственных и перерабатывающих производств - сырье, корма и пищевые продукты.

На механизм регулирования рыночных отношений оказывают влияние:

закон стоимости, определяющий формирование уровня средних цен и уровня материальных и трудовых затрат на производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

закон спроса и предложения, определяющий эффективность обмена между субъектами рынка, соотношение денежных и товарных потоков;

конъюнктура - экономическая ситуация на рынке, характеризующаяся соотношением спроса и предложения, уровнем цен, товарных запасов и др.;

конкуренция - экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта, механизм стихийного регулирования процессов производства посредством перетекания капитала в более прибыльные сегменты рынка, в результате чего несостоятельные предприятия разоряются и становятся банкротами.

На эффективность регулирования рыночных отношений могут оказать негативное влияние:

монополия - форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями; как правило, крупные фирмы, корпорации и их объединения сосредоточивают в своих руках значительную часть производства и (или) сбыта продукции, что позволяет им устанавливать монопольные цены и получать сверхприбыль;

теневая экономика - не контролируемые государством производство, распределение, обмен и потребление товаров (сельскохозяйственной продукции, продовольствия, материально-технических ресурсов и др.).

Английский экономист А. Смит считал, что рыночная экономика как система подчиняется объективным законам развития и способна к высокой степени самонастройки и саморегулирования различных интересов хозяйствующих субъектов (так называемый принцип «невидимой руки»). Эту концепцию поддержали многие экономисты (Ж.Б. Сэй, Дж.Б. Кларк, Ф. Хайек, М. Фридмен и др.), и она была господствующей до 30-х годов ХХ в. Великая депрессия, охватившая не только американскую, но и мировую экономику в конце 20-х - начале 30-х годов, скорректировала теорию саморегулирования экономики. Вопреки этой теории рынок не только не «саморегулировал» экономику, а, наоборот, усиливал разрушительные тенденции.

В середине 30-х годов ХХ в. появилась теория Дж.М. Кейнса, которая обосновывала необходимость и значимость вмешательства государства в рыночный механизм, прежде всего в регулирование спроса, инвестиционных процессов, в осуществление кредитной политики и занятости населения. В процессе практической реализации этой теории в разных странах сложились два способа государственного регулирования экономики: централизованный (законодательный) - обязательный для всех и децентрализованный (косвенный) - через воздействие на цены, правила торговли, регулирование доходов, налогов и т. д.

Способы государственного регулирования рыночной экономики известны, используются постоянно, но могут варьировать в зависимости от ситуации на рынке. При этом совокупность принимаемых мер должна обеспечить оптимальное развитие агропродовольственной экономики. В реальных условиях лица, которые принимают решения по оптимизации агропродовольственной экономики, могут отследить и реализовать далеко не все связи, существующие между субъектами рынка. Исходя из этого, необходимо либо значительно увеличивать число управленцев, что нерационально, либо искусственно сокращать количество регулируемых связей между субъектами, что в конечном итоге приведет управляемую систему к хаосу (чисто либеральная экономика). Государство в процессе оптимизации должно отобрать и регулировать такие связи, которые будут, с одной стороны, обеспечивать наиболее эффективное действие законов рынка, а с другой - минимизировать влияние негативных факторов на процесс его развития.

Вклад агропродовольственной сферы экономики в валовой внутренний продукт (ВВП) России весьма значительный. Стоимость продукции сельского хозяйства (растениеводства и животноводство) в 2007 г. составила около 1,5 трлн. руб., что более чем в 2 раза больше, чем в 2002 г. (табл. 1). В 2008 г. производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах по сравнению с 2007 г. выросло более чем на 11%. На рис. 1 показан рост ВВП экономики России и сельского хозяйства в 2002-2007 гг. Отставание темпов роста ВВП сельского хозяйства происходит главным образом по причине нарушения равновесия цен . Стоимость продукции, произведенной предприятиями пищевой промышленности, включая производство напитков и табака, в 2007 г. превысило 2,2 трлн. руб. На конец 2007 г. в сельском хозяйстве действовало более 262 тыс. организаций, а в отраслях пищевой промышленности- 63,5 тыс. организаций. Для производства сельскохозяйственной и пищевой продукции используется около 200 млн. га земли. В сельском хозяйстве занято около 8 млн. человек, а в пищевой промышленности - 1,4 млн.

Производство сельскохозяйственной продукции (сырья) и продовольствия- многоотраслевая, сложная система, состояние и развитие которой зависят от комплексного воздействия различных факторов внешнего и внутреннего характера, в том числе с участием государства. Принимаемые им оперативные меры наиболее действенны, когда они направлены на поддержание доходности АПК, расширение сбыта отечественной продукции на внутреннем рынке и обеспечение условий для нормальной конкуренции отечественных товаропроизводителей с внешним рынком В настоящее время российский АПК не в полном объеме выполняет свою основную функцию - обеспечение населения страны достаточным и полноценным питанием, особенно в части мясомолочной продукции. На достижение этой цели направлена аграрная политика государства.

Ее реализация включает следующие механизмы развития зерновой отрасли:

-совершенствование системы селекции и семеноводства, расширение доступности семян высшего качества для большинства товаропроизводителей;

-постепенная переориентация сбыта минеральных удобрений на внутренний рынок, стимулирование производства и использования средств защиты растений;

-расширение до повсеместного применения новых энергосберегающих технологий, повышение технической оснащенности производства зерна на базе качественно новых технических средств и машинных систем;

-применение эффективных схем долгосрочного и краткосрочного кредитования производительных сил АПК;

-развитие финансово-кредитной системы, в наибольшей степени отвечающей специфике ведения зернового хозяйства;

социальное развитие села.