Особенности развития сельского хозяйства в России

курсовая работа

1.2 Проблемы развития сельского хозяйства России

Сложности в развитии отечественного сельского хозяйства были и остаются следствием недооценки роли государства в формировании национальной аграрной политики, отсутствия необходимой материально-технической и финансовой поддержки отрасли. Это и привело к перекосу, когда отечественное продовольствие по отношению к субсидированному импортному оказалось неконкурентоспособным. Оно стало дороже ввозимого и повсеместно вытесняется с российского рынка. Объем закупок за границей продовольствия только за 3 последних года вырос в 1,6 раза. В России также не развито производство качественной и производительной сельскохозяйственной техники, фермеры выбирают лучшее и закупают импортные тракторы и сеялки. Можно ли переменить ситуацию? Можно и нужно.

Мощным обновляющим импульсом для экономики страны, ее оздоровления и стимулирования развития экономики стали приоритетные национальные проекты, в том числе «Развитие АПК», которые в сжатые сроки должны были решить наиболее острые проблемы села. При этом признание агропромышленного комплекса страны государственным приоритетом следует рассматривать как перелом в отношении к труду аграриев, сельскому хозяйству, как подтверждение того, что оно является одной из основных отраслей экономики, обеспечивающей стабильность жизни граждан и продовольственную безопасность страны.

Как оценивать реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК»? Со стороны Совета Федерации, в частности Комитета по аграрно-продовольственной политике только за два предыдущих года проведено множество мероприятий, связанных с совершенствованием законодательства в области землепользования и животноводства.

Как известно, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включал в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе». Можно отметить заметные успехи в его реализации: выросло производство мяса и молока, получили развитие малые формы хозяйствования, увеличилось число сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществлены мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе.

Безусловно, выполнение нацпроекта «Развитие АПК» позволило повысить рентабельность птицеводства и животноводства. Но для дальнейшего ускорения этого процесса требуется провести техническое перевооружение действующих отраслевых комплексов и ввести в эксплуатацию новые мощности. Без индустриализации, то есть широкого применения новой производительной техники желаемых результатов не получить. Где брать средства на ее приобретение? Сельские труженики уже знают - в виде ссуд в банках, за счет доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на период до 8 лет, а также увеличения поставок техники и оборудования по системе федерального лизинга.

На рост производства продукции отечественного животноводства нацелено совершенствование мер таможенного и тарифного регулирования путем утверждения квот и таможенных пошлин на мясо. Отменяются ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов. Однако одной из главных целей нацпроекта «Развитие АПК» являлось увеличение производства мяса в стране. Поэтому основные мероприятия предусматривали создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развития животноводства, за счет выделения дополнительных бюджетных средств для субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство и модернизацию животноводческих и птицеводческих комплексов. Число сельских тружеников, взявших кредиты, увеличилось. Особенно заметно вырос спрос на кредиты хозяйств населения.

Активное развитие получило льготное кредитование строительства крупных животноводческих комплексов. Есть положительные примеры и лизинговых услуг, за счет чего на село поставлено значительное количество племенного высокопродуктивного скота и оборудования.

Одним из примеров успешного развития сельского хозяйства, и в частности птицеводства и животноводства, в стране служит Белгородская область. Она стала лидером по производству мяса птицы, а также добивается высоких показателей в производстве свинины, входит в десятку передовых регионов по производству других видов сельхозпродукции. В области активно осваиваются современные индустриальные методы сельскохозяйственного производства. Внедрение высоких технологий является характерным для сельского хозяйства XXI века, а при высокой степени механизации обеспечивается высокое качество продукции.

Следует признать, что Россия оказалась не готова к росту отечественного сельхозпроизводства. Сельхозтоваропроизводители стали поставлять на рынок высококачественную сельскохозяйственную продукцию, которая по многим параметрам лучше привозной, но дороже, поскольку себестоимость ее высока. В таких условиях потребители, конечно, купят более дешевые, но и менее качественные, импортные продукты. Значит, необходимы особые механизмы для защиты отечественного продовольственного рынка и самих сельхозтоваропроизводителей.

Сельское хозяйство развитых стран дотируется государством. Свыше 70% продовольствия в Россию поступает из Евросоюза, США и Канады, то есть из тех государств, где экспорт всеми способами поддерживается и лоббируется. Западные поставщики пользуются тем, что у нас не доработаны стандарты качества продовольственной продукции и соответствующая политика пока не проводится. Как импортное мясо с высокой степенью заморозки, привезенное из-за океана, может конкурировать с отечественным парным? В этих условиях требуется поддержка государства. Защищать же отечественных сельхозтоваропроизводителей можно только разработкой соответствующих законов и контролем за их выполнением.

Причины отставания отечественного животноводства известны даже неспециалистам - это неразвитость кормовой базы, низкая конкурентоспособность отечественной продукции. Потребление мяса на душу населения в России менее 57 кг на человека в год, что ниже рекомендуемого рационального уровня, который составляет примерно 75-77 кг, и значительно уступает уровню потребления мяса и мясных продуктов в развитых странах. К примеру, оно в три раза ниже, чем в США, и в два раза меньше, чем в ФРГ, Франции или Великобритании. Но эта ситуация не катастрофична. Она показывает, что в стране имеется потенциал для развития мясного рынка. Если растет спрос, то будут условия для его удовлетворения.

В 2006 г. был принят ряд федеральных законов, регулирующих различные аспекты отношений в аграрном секторе, в области земельных отношений, а также необходимых для реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Самый важный из них - Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», устанавливающий правовые основы осуществления государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства, по обеспечению населения российскими продовольственными товарами, сельскохозяйственным сырьем, и содействующий устойчивому развитию сельских территорий.

Какие бы меры ни принимались для подъема отечественного сельскохозяйственного производства, нельзя забывать и о социальном переустройстве сельской жизни. Это вопрос социальной политики государства. Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике был проведен «круглый стол» на тему «О мерах, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации по повышению эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на федеральную целевую программу «Социальное развитие села». На нем отмечалось, что для наращивания экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» требуется системный подход. Необходимо в комплексе осуществлять меры по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

К сожалению, в отдельных субъектах Российской Федерации региональными органами государственной власти не приняты программы социального развития села, что не позволяет подходить к решению программных заданий системно, с учетом интересов и приоритетов развития сельских территорий регионов. Наблюдались случаи несвоевременного и не в полном объеме выполнения субъектами Российской Федерации обязательств софинансировать программные мероприятия. Так, при реализации направления нацпроекта «Развитие АПК» «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» возникали проблемы, связанные с ростом цен на жилье.

Отмечается отставание и в развитии сети сельских автомобильных дорог. Исправить ситуацию можно только одним способом - принятием соответствующих законов. Совместно с правительством разрабатывается и в ближайшее время будет принят федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части государственной поддержки отрасли, осуществления мер по поддержке доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и устойчивого развития сельских территорий. При этом предусматривается увеличение финансирования мероприятий по развитию общеобразовательных учреждений в сельской местности, культурно-досуговой деятельности и материально-технической базы учреждений культуры клубного типа. Намечены рост объемов строительства и реконструкции сельских автомобильных дорог, иных объектов транспортной инфраструктуры, а также выделение средств по этим направлениям.

Делись добром ;)