Особенности российской безработицы

курсовая работа

1.3 Последствия безработицы и пути ее преодоления

Социально-экономические последствия безработицы:

* замедление темпов роста экономики вследствие недоиспользования производственных возможностей;

* лишение части населения заработков, а, следовательно, средств к существованию;

* повышение социальной напряженности в обществе;

* уменьшая объемы ВВП, безработица приводит к сокращению налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству.

Еще одним важным негативным последствием безработицы является устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Кроме экономических, безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия. Безработица приводит к потере уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь деградацию личности: пьянство, наркоманию, совершение противоправных действий. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои «кадры». Безработица приводит к разрушению семейных отношений, распаду семей, и, соответственно, ухудшению демографической ситуации. Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег. Безработные чаще кончают жизнь самоубийством. Если безработица превысит социально-допустимый уровень (такой критической величиной считают долю безработных в 10-12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда.

Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, безопасность труда, минимальную заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и прочее) на национальном и интернациональном уровне.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

* обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

* создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

* активной - создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

* пассивной - поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

* стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

* организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

* развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

* содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

* государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам;

* содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

* международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

* создание рабочих мест в государственном секторе - в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

* организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

* обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

* бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат - обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность - от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей. [1, с.154-156]

Делись добром ;)