Особенность и виды конкуренции в социально-культурной сфере (на примере ресторанного бизнеса)

курсовая работа

1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции

Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») -- соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды, борьба независимых экономических предметов за ограниченные экономические ресурсы. Это противоборство между производителями за лучшие, экономические более благоприятные условия производства и сбыта товаров, за получение самой высокой прибыли.

Существуют три похода к определению конкуренции: Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Экономика" и другим экономическим специальностям / А. С. Паламарчук. -- Москва: Инфра-М, 2014. -- 456 с.

· Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественного рынка

· Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

· Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется типа отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Понятие "конкуренция" настолько многозначно, что оно не охвачено определенным универсальным определением. Это и способ управления, и такой способ существования капитала, когда один капитал конкурирует с другим капиталом. В конкуренции играет важную роль такая черта, как товарное производство, так и способ развития. Также конкуренцию можно назвать регулятором общественного производства, потому что, с одной стороны, результатами конкуренции являются усиление производственных и рыночных отношений, а с другой, увеличение эффективности экономической деятельности, ускорения научно-технического прогресса. Конкуренция принадлежит к факторам, не поддающимся контролю, которые влияют на деятельность организации, которая не может управляться организацией.

Виды конкуренции по масштабам развития Воробьев, И.П. Экономика и управление организацией (предприятием): учебное пособие: для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Маркетинг" / И. П. Воробьев, Е.И. Сидорова, А. Т. Глаз. -- Минск: Издатель Квилория В.Т., 2014. -- 371 с.

· индивидуальная

· местная

· отраслевая

· межотраслевая

· национальная

· глобальная

Виды конкуренции по характеру развития

· Ценовая конкуренция возникает обычно искусственным сбиванием цен на данное производство. Она чаще всего применена в сфере обслуживания, предоставляя услуги в транспортировке производства; продавая товары, которые не признаются перемещению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся товаров с одного рынка на другой).

· Неценовая конкуренция проходит посредством улучшения качества производства, технологий, инноваций и нанотехнологий, а также благодаря патентам и брендам.

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция - это конкуренция, которая основана на исполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которому возможно отнести следующее: существование большого количества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли; независимость субъектов хозяйствовани; однородность, сопоставимость производства; существование доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, которая основана на нарушении предпосылок конкурентоспособного равновесия. У несовершенной конкуренции есть особенности: раздел рынка между несколькими крупнейшими компаниями или власть одного, ограниченная независимость предприятий; дифференцирование производства и контроль сегментов рынка.

Можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):

· чистая;

· олигополистическая:

· монополистическая.

Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

· Внутриотраслевая конкуренция -- это конкуренция между объектами отрасли за более благоприятные условия производства и продажу товаров, получая максимальную прибыль.

· Межотраслевая конкуренция -- это конкуренция между бизнесменами различных отраслей для более благоприятного применения капитала на основе перераспределения прибыли.

Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

· Горизонтальная конкуренция -- это конкуренция между производителями одного и того же вида товара.

· Вертикальная конкуренция -- это конкуренция между производителями различных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя.

Делись добром ;)