Отношения собственности и пути их реформирования в российской экономике

курсовая работа

2.3 Государственная собственность в современной России

Государственная собственность в нашей стране за 90-е годы XX века претерпела радикальные изменения. Из внешней формы общенародного достояния она превратилась в проявление частной собственности, главным образом, крупной капиталистической. Кроме качественных перемен, с российской государственной собственностью произошли и крупные количественные изменения - намного сократилось число ее объектов.11 Черкасов, Г. И. Общая теория собственности : учеб. пособие для вузов / Г. И. Черкасов . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2003. - С. 235.

Государственная собственность в России отличается низким уровнем организации. По закону полностью государственные предприятия чаще всего фактически отданы в единоличное владение их директорам, которые сами решают важнейшие вопросы деятельности предприятий: объем продукции, номенклатуру, цены и т.д.

Особо стоит отметить организацию оплаты труда на государственных предприятиях. Здесь тоже господствует бесконтрольность. Разница между заработной платой директора и рабочего низшего разряда не должна быть больше, чем в 16 раз. Однако, на практике эта разница доходит до 100 раз.11 Черкасов, Г. И. Общая теория собственности : учеб. пособие для вузов / Г. И. Черкасов . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2003. - С. 236.

Уже давно стало известным, что бюрократическая государственная собственность является основным камнем преткновения на пути к радикальным экономическим реформам. При этом, как правило, совершаются две крупные ошибки: отождествляются, во-первых, государственная собственность с бюрократической, и, во-вторых, экономические реформы с обязательной приватизацией и переходом к частной собственности. Между тем, существуют эффективные и более или менее демократически управляемые предприятия. Существуют и варианты экономических реформ, при которых государственная собственность остается преобладающей, а мелкий бизнес и другие формы частной собственности развиваются параллельно с ним и, что особенно важно, не как результат приватизации.

В то же время у этой формы собственности имеется ряд проблем, характерных, в том числе и для России, ключевой из которых является бюрократизация, создание иерархических структур, что отрицательно сказывается на эффективности экономики и неприязни данной формы собственности со стороны населения. В описанном явлении скрыто внутреннее противоречие между статусом государства как представителя интересов всего общества, и как обособленного института, способного подчинять общество.

Между тем, развитие государственной собственности возможно и в направлении дебюрократизации, которая позволяет преодолеть основные пороки прежней системы отношений собственности, но не разрушить те преимущества, которые характерны для государственной формы собственности. Статус предприятия как народного предполагает, что народ обладает реальными правомочиями в распоряжении своим богатством (конкретным предприятием, станками, оборудованием, выпускаемой продукцией). Следовательно, появляется важнейшая проблема распределения полномочий между государством, представляющим единые интересы граждан страны, и коллективом данного предприятия.

Какие же правомочия принадлежат государству? Это, прежде всего, право продажи предприятия, определение политики, целей и задач предприятия, образование сложных форм собственности или хозяйствования на базе государственных предприятий, а так же вопрос о его выкупе трудовым коллективом или продаже частному собственнику. При этом инициатива подобных изменений может принадлежать и трудовому коллективу, однако принятие решения остается за государством.

Второе правомочие, которое должно оставаться за государством, это предоставлению коллективу государственных заказов, обеспечивающих средний уровень загрузки, обязательный для выполнения.

Третий компонент правомочий государства: оно должно обладать возможностью получения определенной доли прибыли от деятельности государственного предприятия. Однако не стоит забывать о том, что это предприятие находится в ведении государства и определенного трудового коллектива, оно является и собственностью всех членов общества, следовательно, определенная часть прибавочного продукта должна принадлежать собственнику, а им являются все граждане государства. Остальное определяет трудовой коллектив: каким должно быть производство, что и как производить, а так же построение системы экономических отношений внутри предприятия, оплата труда и распределение доходов.

Однако одним из ключевых правомочий государства должно оставаться определение направлений определенной части инвестиций.

Не стоит забывать и о взаимных обязанностях государства и трудового коллектива. Государство отвечает за обеспечение своего госзаказа поставками, трудовой коллектив отвечает за безубыточность производства, сохранение выделенных ему государством фондов.

В настоящее время при переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности.

Делись добром ;)