Отраслевая структура экономики Республики Адыгея. Проблемы и перспективы развития отраслей региона

курсовая работа

2.3 Транспортный комплекс

Транспортная система РА включает железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. В пределах Адыгеи располагаются проходящие железнодорожные магистрали, протяженность которых составляет 170 км, имеется 12 железнодорожных станций.

Первой железнодорожной линией, прошедшей по территории Адыгеи, был участок дороги Краснодар - Новороссийск, пролегающий через п. Энем. Вскоре была создана еще она железнодорожная линия Армавир - Туапсе через станции Кошехабль, Дондуковская, Назаровская, Гиагинская, являющаяся связующим звеном Москвы с Черноморским побережьем Кавказа. В 1910 году построена железнодорожная ветка от станции Белореченская до г. Майкопа, которая в 1930 году продолжена до Хаджоха. В структуре ее грузовых перевозок преобладают лесные грузы, строительные материалы. В 1949 году построено ответвление дороги Краснодар - Туапсе, проходящее через аулы Шенджий и Псекупс, имеющие транспортно-экономическое значение.

Эксплуатационная длина железных дорог РА составляет 160 км (таблица 2). Погрузка железнодорожных грузов в Адыгее составила в 2015 г.1272 тыс. тонн.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 1617,2 км, в т. ч. федерального значения - 209,2 км, регионального - 1396,5 км.

Международные и местные воздушные линии в грузовом и пассажирском сообщении обслуживает аэропорт Майкоп.

В структуре валового регионального продукта республики преобладает доля услуг (63%), в том числе на долю транспорта приходится 10%.

В 2015 году доля добавленной стоимости предприятий транспортного комплекса в общем объеме добавленной стоимости предприятий РА составила около 10%. Мировая практика подтверждает тот факт, что для нормального развития экономики транспорт должен развиваться опережающими темпами.

Таблица 2 - Основные показатели работы транспорта в Республике Адыгея

Показатели

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), км:

железнодорожные пути

160,0

160,0

160,0

160,0

160,0

160,0

160,1

в том числе электрифицированные

148,0

автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием, км.

1582,6

1589,3

1585,7

1584,0

1591,2

1606,1

1617,2

троллейбусные линии, км.

25,05

25,05

25,05

25,1

25,1

25,1

25,1

Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн. т.

1,4

2,1

2,5

2,3

2,2

1,0

1,7

в том числе:

железнодорожным

-

-

-

-

-

-

-

автомобильным

1,4

2,1

2,5

2,3

2,2

1,0

1,7

Грузооборот автомобильного транспорта, млн. т-км.

67,7

68,3

81,5

90,6

62,1

45,5

52,9

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек

47,4

24,8

21,9

20,2

19,3

6,9

15,1

в том числе:

железнодорожным

-

-

-

-

-

-

-

автобусным

12,5

5,8

5,0

4,99

4,5

4,3

4,0

троллейбусным

34,9

19,0

16,9

15,2

14,7

12,6

11,1

воздушным, тыс. чел.

-

-

-

-

-

-

-

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пассажиро-километров

226,8

137,1

124,5

119,2

99,6

88,1

81,3

в том числе:

автобусного

136,0

87,7

80,5

79,5

61,3

55,4

52,4

троллейбусного

90,8

49,4

44,0

39,7

38,3

32,4

28,9

воздушного

-

-

-

-

-

-

-

Сокращение инвестиций (почти в 2 раза) на восстановление и развитие дорог не способствовало должному восстановлению сверхнормативного износа и разрушения дорожной сети.

Сокращение и разукрупнение автопарков привело к ликвидации ремонтных баз, и как следствие, снижению качества ремонта. Это, несомненно, снижает техническую надежность автотранспорта, его безопасность и качество услуг (нарушаются сроки доставки груза, падает уровень его сохранности).

Таблица 3 - Перевозки грузов и грузооборот, выполненный организациями транспорта Республики Адыгея

Показатели

Сентябрь 2015

январь-сентябрь 2015

в % к сентябрю 2014

в % к 2014

Перевозки грузов, тыс. тонн

117,4

634,1

83,7

104,0

в том числе Железнодорожным

-

-

-

-

Автомобильным крупными и средними организациями

117,4

634,1

83,7

104,0

Внутренним водным

-

-

-

-

Воздушным

-

-

-

-

Трубопроводным

-

-

-

-

Грузооборот, тыс. т-км

4394,4

29153,6

107,4

107,7

Железнодорожным

-

-

-

-

Автомобильным крупными и средними организациями

4394,4

29153,6

107,4

107,7

Внутреннего водного

-

-

-

-

Воздушного

-

-

-

-

Трубопроводного

-

-

-

-

Автомобильный транспорт, как составляющая инфраструктуры Республики Адыгея, развивался, с одной стороны, под воздействием рыночных реформ, проводимых в стране, а с другой стороны, под влиянием особенностей развития экономики региона. Появление большого числа независимых частных малых автотранспортных предприятий и отдельных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих значительный объем перевозок, составляет серьезную конкуренцию автопредприятиям общего пользования. В настоящее время перевозки осуществляются в условиях отсутствия механизма регулирования рынка транспортных услуг, централизованных заказов, в результате чего грузоперевозчики утрачивают свои рыночные позиции и оказываются в сложном финансовом положении. Снижается бюджетная эффективность.

В период рыночного реформирования автотранспорта не менее чем в 2 раза увеличились удельные транспортные издержки, снижены налоговые поступления от субъектов автотранспортного бизнеса в бюджеты всех уровней, увеличились количество и тяжесть ДТП, негативное воздействие автотранспорта на состояние окружающей среды.

Современное состояние транспортного комплекса РА не в полной мере отвечает инновационному социально-экономическому сценарию региона. Не решен ряд системных задач:

1. Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры.

2. Инфраструктурные ограничения роста.

3. Высокий износ основных фондов.

4. Низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры.

5. Отсутствие законодательных актов, стимулирующих инновационно-инвестиционные процессы.

6. Отсутствие разработок приоритетных направлений развития науки, техники и технологии, перечня критических технологий для экономики и социальной сферы региона.

Именно на транспорте наиболее полно отразились все проблемы экономического и социального развития нашего общества за последние годы. Они носят государственный, региональный, отраслевой, финансово-экономический характер: остро ощущаются проблемы недобросовестной конкуренции, падения спроса на услуги, несовершенства налогового законодательства.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что развитие транспортной системы Республики Адыгея обусловлено особенностями хозяйственного комплекса, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона в национальном и международном разделении труда, географическим положением и рядом других факторов.

Региональная неравномерность развития транспорта сказывается на ограничении развития единого экономического пространства страны в целом. Поэтому перед предприятиями транспорта возникает множество принципиально новых задач, выполнение которых невозможно без существенного изменения всей системы управления транспортом региона.

Делись добром ;)