Офшорные финансовые сети и коррупция как факторы дестабилизации российской экономики

курсовая работа

3. Влияние офшорных финансовых сетей на развитие российской экономики

Офшорные финансовые сети вряд ли получили бы такое распространение, если бы не давали большого экономического эффекта и других преимуществ бизнесу отдельных частных инвесторов. Не будем останавливаться на нелегальных выгодах, так как мотивы такой деятельности очевидны. Перечислим основные мотивы при легальном использовании офшорных и спарринг-офшорных юрисдикции в произвольном порядке:

налоговая оптимизация; владение активами; управление активами; продажа активов; хранение богатства; сокрытие информации об истинных участниках сделки или владельцах собственности; создание офшорных трейдеров, которые с помощью трансфертных цен становятся центрами концентрации прибыли; использование для международных инвестиций и осуществления зарубежной экспансии; привлечение инвестиций путем размещения акций и долговых ценных бумаг на иностранных фондовых рынках; инвестирование в Россию; диверсификация рисков и т. п.

Налоговое планирование с использованием офшоров - это традиционный мотив, который практически всегда сопровождается другими причинами. На основе заключенных Россией с зарубежными странами СИДН предприниматели получают легальные возможности облегчить налоговое бремя, тем самым увеличивая доходы от своего бизнеса.

Использование офшоров при структурировании бизнеса не только усиливает правовую защищенность активов, но и повышает их международную привлекательность. Поэтому иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в Россию путем покупки актива, владельцем которого является зарегистрированная в офшорной юрисдикции компания.

Офшорные компании дают возможность сохранить в тайне реальных участников таких сделок, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе и относительно небольших объектах поглощения. Кроме того, как показал опыт экспансии российского бизнеса в страны СНГ, в офшорных схемах могут быть заинтересованы старые владельцы собственности - представители национальных элит, которые сами владели ею через офшорные компании. Информация же об участниках крупных сделок рано или поздно становится публичной.

С помощью офшорных компаний устанавливается контроль над активами, консолидируемыми в результате международных слияний и поглощений. При этом, например, компании, зарегистрированные в странах-членах ЕС, имеющих льготный режим налогообложения, позволяют легче преодолевать различные региональные интеграционные барьеры на пути проникновения капиталов из третьих стран.

Офшорные компании, в которых консолидируются российские активы, часто используются для получения дополнительных источников финансирования за счет размещения на зарубежных рынках акций и корпоративных облигаций.

С помощью офшорных компаний на родину частично возвращаются ранее вывезенные капиталы. В 2007 г. почти 75% всех иностранных инвестиций поступило в Россию из различных офшорных юрисдикции (Кипра, Британских Виргинских островов, Люксембурга, Швейцарии, Ирландии) или из стран, компании которых задействованы в различных схемах с офшорными фирмами (Нидерланды, Великобритания). По оценке Минэкономразвития, сделанной в середине 2007 г., почти 27% притока инвестиций в страну обеспечили репатриированные из-за рубежа капиталы российских компаний, очевидно ранее просто выведенные из-под национального налогового контроля в офшоры РГ-Бизнес. 2008. 15 апр..

Использование офшорных финансовых сетей российским бизнесом оказывает определенное положительное влияние на развитие отечественной экономики в целом. Например, подобные стратегии повышают конкурентоспособность компаний и фирм в национальной и мировой экономике, создают условия для диверсификации инвестиций, расширения доступа к внешнему финансированию, побуждают облегчать общее налоговое бремя. Они уменьшают риски экспроприации для инвесторов и лучше обеспечивают права собственности, что, в свою очередь, стимулирует экономическую активность в России. Это отвечает национальным интересам страны.

Вместе с тем создание офшорных сетей связано с утечкой капиталов из России и сокращением налоговой базы бюджета. При этом речь может идти о: а) легальном сокращении налоговых доходов в связи с либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций и использованием СИДН; б) целенаправленной передаче части налоговых доходов в формально иностранные компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях; в) нелегальном уходе от налогов в результате утечки капиталов из России, в том числе преступных доходов.

Можно предположить, что и для России масштабы легального уменьшения налоговых выплат в результате создания формальных и неформальных офшорных финансовых сетей весьма значительны.

Огромные налоговые недоимки связаны со сменой собственника активов. Как заявил в ходе конференции "Московский бизнес-диалог" в ноябре 2006 г. тогдашний руководитель ФСФР России О. Вьюгин, 80% сделок по продаже российских активов на фондовом рынке проходит через офшоры, в результате бюджет теряет миллиарды долларов налогов. По его мнению, если центром принятия решения о сделке является Россия, то такие операции надо облагать налогами по российским законам КоммерсантЪ. 2006. 11 нояб..

Офшорные юрисдикции стали удобным местом хранения крупных частных состояний. При этом обычно используются трастовые офшорные компании, которые в соответствии с англосаксонским правом основаны на так называемом разделении прав собственности. Это обеспечивает освобождение реального владельца от уплаты налогов на прирост основного капитала и наследование.

Существенны потери от использования офшоров и с точки зрения утечки криминальных капиталов, то есть от нелегальной минимизации налогов. Например, офшоры широко применяются для получения выплат по НДС по притворным сделкам.

Негативные последствия как от легального, так и от криминального использования офшоров обусловливают необходимость проведения политики, жестко ограничивающей их отрицательное влияние на развитие национальной экономики. В последние годы такую антиофшорную политику проводят все оншорные страны и международные организации, занимающиеся вопросами обеспечения стабильного развития мировых финансов и борьбой с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.

Делись добром ;)