Офшорные финансовые сети и коррупция как факторы дестабилизации российской экономики

курсовая работа

4. Повышение эффективности антиофшорной политики

Принятые в последние годы меры антиофшорной политики можно разделить на поощрительные, или стимулирующие, и запретительные, или карательные.

Поощрительные меры не дают ощутимых результатов, потому предпочтение в современной политике российского правительства отдается карательным мерам.

Так, Федеральная налоговая служба намерена планомерно разрушать схемы оптимизации налогообложения и вводить в практику соглашения ФНС с крупными компаниями о принципах ценообразования. Акцент в антиофшорной политике смещается именно на обеспечение прозрачности ведения бизнеса и обмена информацией.

Вместе с тем существующие возможности в данной сфере используются далеко не полностью. Многие эксперты считают, что из-за недостаточного участия в международном налоговом сотрудничестве мы лишены преимуществ, которыми обладают налоговые органы других стран в борьбе с неуплатой налогов и манипулированием крупными налогоплательщиками различиями налоговых условий деятельности в разных юрисдикциях См.: Некоторые аспекты подходов к проблеме борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией в контексте бегства капиталов // Российская экономика в 2006 году. Вып. 28. М.: Институт экономики переходного периода, 2007. С. 270..

Важным направлением антиофшорной политики должна стать более решительная борьба с фирмами-"однодневками", которые активно используются для вывоза капитала в зарубежные офшоры и уклонения от уплаты налогов. Здесь требуется ужесточение контроля за трансфертными ценами, с помощью которых крупные компании могут переносить центры прибыли в фирмы-"однодневки" и офшорные юрисдикции.

Определенную роль в ограничении использования офшорных финансовых сетей могло бы сыграть законодательство, регулирующее приток в Россию иностранных инвестиций, прежде всего в топливно-сырьевые отрасли.

В конце 2008 г. правительство заявило об ужесточении контроля за средствами, выделенными государством в качестве антикризисной помощи, чтобы пресечь их конвертацию в валюту и вывод из России. Вместе с тем оно не воспользовалось складывающейся ситуацией для повышения эффективности антиофшорной политики. Например, предоставление такой помощи могло быть обусловлено требованием как минимум раскрытия информации о реальных бенефициарах компаний, получающих госсредства, а как максимум - перенесения центров концентрации их прибылей в Россию. На деле же многие кредиты были выданы компаниям, которые контролируются фирмами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях.

Все перечисленные выше меры и рекомендации, несомненно, могут способствовать активизации борьбы с незаконным вывозом капитала из России и легальным уходом от налогов через офшоры. Однако пока сложно предсказать, каковы будут реальные результаты подобных новаций. С одной стороны, многое зависит от последовательности действий правительства, к тому же такая политика может свестись к выборочному применению новых законов. С другой стороны, бизнес очень быстро находит меры противодействия невыгодным ему новациям.

Кроме того, здесь одной даже самой эффективной антиофшорной политики мало; необходима совокупность нескольких важнейших экономических и политических условий. В их числе можно назвать наличие политической воли и последовательности в проведении рассматриваемой политики, так как она затрагивает интересы многих влиятельных граждан страны; взвешенное сочетание карательных и поощрительных инструментов в экономической политике и юридической практике; осуществление целого ряда реформ, направленных на улучшение общего инвестиционного климата в России, включая совершенствование налоговой политики, снижение административных барьеров и создание других благоприятных условий для ведения бизнеса в стране, альтернативных офшорным; качественное изменение общественного сознания и т. п.

оффшорный бизнес коррупция

Делись добром ;)