Оценка вероятности банкротства ОАО "ММК-Метиз"
2.2 Официальные методики установления признаков банкротства предприятия
Первым российским нормативным документом, связанным с анализом в этом направлении, явилось Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (действие этого Постановления отменено в 2003 г., однако установленная им система критериев широко используется в настоящее время для оценки риска утраты платежеспособности), в котором для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий была утверждена система критериев, базирующихся на оценках текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и способности к восстановлению (утрате) платежеспособности.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ст. 3 «Признаки банкротства» устанавливает, что юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Конкретный порядок расчета показателей, образующих систему критериев для оценки степени удовлетворительности структуры баланса, установлен в Методических положениях по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденных распоряжением Федерального управления от 12 августа 1994 г. № 31-р (далее - Распоряжение № 31-р).
В соответствии с этим документом:
1) для характеристики текущей ликвидности применяется коэффициент текущей ликвидности (), который рассчитывается (с учетом строения современного бухгалтерского баланса) следующим образом:
, (1.1)
где ОА - оборотные активы (итог раздела II бухгалтерского баланса);
КО - краткосрочные обязательства (итог раздела V бухгалтерского
баланса);
ДБП - доходы будущих периодов;
ОЦО - оценочные обязательства.
Нормативное значение для установлено в размере не менее 2;
2) для характеристики обеспеченности собственными оборотными средствами применяется коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (), который рассчитывается (с учетом строения современного бухгалтерского баланса) следующим образом:
, (1.2)
где СК - собственный капитал (итог раздела III бухгалтерского баланса);
ВА - внеоборотные активы (итог раздела I бухгалтерского баланса).
Таким образом, здесь рассчитан показатель, который в настоящее время обычно называют коэффициентом финансовой независимости в части формирования оборотных активов. При этом числитель формулы (1.2) представляет собой один из способов расчета величины собственного капитала, находящегося в обороте предприятия (СКО). Для нормативное значение установлено в размере не менее 0,1;
3) структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, если на конец отчетного периода хотя бы один из двух рассмотренных выше коэффициентов составит величину менее нижней границы установленного норматива, т.е. < 2 или < 0,1;
4) для установления реальной возможности восстановить платежеспособность за период, равный шести месяцам, предписывается рассчитывать третий коэффициент - коэффициент восстановления платежеспособности () по следующей формуле:
, (1.3)
где и - коэффициенты текущей ликвидности соответственно на конец отчетного периода и конец предыдущего года;
Т - отчетный период в месяцах;
цифра «6» - период возможного восстановления платежеспособности, месяцев.
Норматив для установлен в размере, равном 1. Если сложится положение, что ? 1, то предприятие в краткосрочной перспективе сможет восстановить платежеспособность. Если же < 1, это означает, что у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность;
5) структура баланса и платежеспособность признаются удовлетворительными, если и соответствуют минимальным нормативным значениям или превышают их, т.е. ? 2 и ? 0,1, но в данном случае необходимо проверить, не утратит ли предприятие свою платежеспособность в ближайшей перспективе, равной трем месяцам. С этой целью рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности () по следующей формуле:
, (1.4)
где цифра «3» - период возможной утраты платежеспособности, равный трем месяцам.
Норматив для установлен в размере, равном 1. Если ? 1, то у предприятия есть реальная возможность сохранить свою платежеспособность; если же < 1, то у предприятия в ближайшее время имеется угроза утраты платежеспособности.
Рассмотренная система обладает некоторыми недостатками, связанными:
во-первых, с большой условностью выводов о возможности восстановления или утраты платежеспособности на основе сравнения с нормативом значений КВП и , расчет которых базируется на распространении на будущее изменений в предыдущем периоде. В хозяйственной практике производственные и финансовые управленческие решения, принимаемые в ближайшем квартале, а тем более полугодии, могут существенно как снизить , так и повысить его по сравнению с ;
во-вторых, с излишне жестким и вряд ли выполнимым для большинства отечественных предприятий условием в отношении ? 2, что отмечается многими специалистами;
в-третьих, с применением в ней , находящегося в функциональной связи с у предприятий, не имеющих на балансе долгосрочных обязательств (ДО). Это подтверждается следующей несколько упрощенной формулой:
, (1.5)
где ЗК - заемный капитал, включающий в себя краткосрочные обязательства (КО).
Из этой формулы следует также, что у предприятия, не имеющего ДО, при нижней границе норматива для = 2, минимальное значение норматива для должно составлять не 0,1, а 0,5, что подтверждается следующим расчетом:
; (1.6)
в-четвертых, при установленных минимальных значениях нормативов коэффициентов ( = 0,1 и = 2) предприятие должно иметь на балансе долгосрочные обязательства. При этом минимальная доля таких обязательств в формировании оборотных активов должна составлять 0,4, что подтверждается нижеследующим.
Учитывая, что величина СКО может быть рассчитана и другим способом, отличным от приведенного в формуле, а именно:
СКО = ОА - (КО + ДО), (1.7)
расчет можно представить так:
. (1.8)
Формула (1.8) может быть преобразована:
, (1.9)
где - доля ДО в формировании ОА ().
Подставив в формулу (1.8) минимальные значения нормативов, получим:
. (1.10)
Отсюда:
. (1.11)
Такое минимальное нормативное значение доли долгосрочных обязательств в формировании (покрытии) оборотных активов представляется в современных условиях вряд ли реальным для большинства предприятий.
Однако, несмотря на отмеченные недостатки, система критериев, установленная Распоряжением № 31-р, проста и, как уже говорилось, вполне пригодна для экспресс-оценки риска утраты платежеспособности.
В Распоряжении № 31-р указано, что если в результате расчетов устанавливается факт невозможности восстановления платежеспособности или ее утраты предприятием, необходимо принимать меры для восстановления платежеспособности.
Действующей официальной методикой анализа финансового состояния предприятия (организации) с целью установления вероятности банкротства являются Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 (далее - Правила № 367).
Правила № 367 в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении. Арбитражный управляющий оценивает финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках. Документы, в которых отражаются результаты анализа финансового состояния должника, арбитражный управляющий представляет собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, в порядке, установленном указанным выше Законом, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.
Таблица 1.1 - Система показателей финансово-хозяйственной деятельности, используемая арбитражным управляющим при проведении финансового анализа предприятия-должника
Показатели и их характеристика |
Порядок расчета |
|
1 Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника |
||
1.1 Коэффициент абсолютной ликвидности () (показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно) |
, где - оборотные активы, наиболее ликвидные, к которым относятся денежные средства и краткосрочные финансовые вложения; ТО - текущие обязательства, которые рассчитываются как сумма краткосрочных заемных средств, кредиторской задолженности и прочих краткосрочных обязательств |
|
1.2. Коэффициент текущей ликвидности () (характеризует обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств) |
, где - активы ликвидные, к которым относятся , товары отгруженные, краткосрочная дебиторская задолженность без задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, т.е. без ЗУ (КДЗ), и прочие оборотные активы |
|
1.3. Показатель обеспеченности обязательств должника его активами () (характеризует величину активов должника, приходящихся на единицу долга) |
, где - внеоборотные активы скорректированные, т.е. за вычетом деловой репутации в составе нематериальных активов и капитальных затрат в арендованные основные средства (); ОД - суммарные обязательства должника, т.е. ТО + долгосрочные обязательства |
|
1.4. Степень платежеспособности по текущим обязательствам () (определяет текущую платежеспособность, т.е. период возможного погашения предприятием текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки) |
, где - среднемесячная валовая выручка, т.е. выручка без вычета косвенных налогов, полученная за отчетный период как в денежной форме, так и в форме взаимозачетов, деленная на число месяцев в отчетном периоде |
|
2 Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника |
||
2.1. Коэффициент автономии (финансовой независимости) - () (отражает долю активов должника, обеспеченных собственными средствами) |
, где СС - собственные средства, которые рассчитываются как сумма итога разд. III бух.баланса, доходов будущих периодов и оценочных обязательств за вычетом и ЗУ; А - совокупные активы |
|
2.2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами () (определяет долю оборотных активов, обеспеченных собственными оборотными средствами) |
, где ОА - оборотные активы, которые определяются как сумма итога разд. II бух.баланса за вычетом товаров отгруженных |
|
2.3. Доля просроченной задолженности в пассивах () (определяет удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме пассивов) |
, где КЗП - просроченная кредиторская задолженность; П - совокупные пассивы |
|
2.4. Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам (ПОДЗ) определяет удельный вес дебиторской задолженности в общей сумме активов |
, где ДДЗ - долгосрочная дебиторская задолженность; - потенциальные оборотные активы, подлежащие возврату, к которым относится дебиторская задолженность, списанная в убыток, и сумма выданных гарантий и поручительств |
|
3. Коэффициенты, характеризующие деловую активность должника |
||
3.1. Рентабельность активов () (характеризует степень эффективности использования имущества предприятия, профессиональную квалификацию менеджмента) |
где ЧП - чистая прибыль |
|
3.2. Норма чистой прибыли (НП). НП характеризует уровень доходности деятельности организации |
где В - выручка нетто, т.е. за вычетом косвенных налогов |
В Правилах № 367 установлены:
- система показателей (коэффициентов), характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия-должника. Установленная система показателей приведена в таблице 1.1;
- требования к содержанию анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках;
- требования к содержанию анализа активов и пассивов должника;
- требования к содержанию анализа возможности безубыточной деятельности должника.
Представляется, что методика финансового анализа, изложенная в Правилах № 367, может применяться и предприятиями, в отношении которых не введена процедура банкротства. При разработке мер по финансовому оздоровлению аналитику следует обратить особое внимание на требования к содержанию анализа по вышеизложенным направлениям анализа.
Для выяснения вопроса о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и (или) преднамеренного банкротства нужно руководствоваться системой показателей, содержащейся во Временных правилах проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. № 855. Эти Временные правила заменили собой действующие до 2005 г. Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденные распоряжением ФСФО от 08 октября 1999 г. № 33-р. Однако учтем, что распоряжение № 33-р является действующим в части, не противоречащей вышеуказанному Постановлению Правительства № 855.
Минэкономразвития РФ в Приказе от 21 апреля 2006 г. № 104 утвердило Методику проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций (далее - Приказ № 104).
Таблица 1.2 - Методика анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций с целью определения признаков угрозы банкротства
Группировка предприятий по степени угрозы банкротства |
Показатели, определяющие наличие признаков банкротства, и порядок их расчета |
Критерии отнесения предприятия к соответствующей группе по степени угрозы банкротства |
|
Группа 1: - платежеспособные предприятия, имеющие возможность в установленный срок и в полном объеме рассчитаться по своим текущим обязательствам за счет своей текущей хозяйственной деятельности или за счет своего ликвидного имущества. Группа 2: - предприятия, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности. Группа 3: - предприятия, имеющие признаки банкротства, установленные Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для стратегических предприятий. Группа 4: - предприятия, у которых имеется непосредственная угроза возбуждения дела о банкротстве. Группа 5: - предприятия, в отношении которых арбитражным судом принято к рассмотрению заявление о признании их банкротом |
1. Степень платежеспособности по текущим обязательствам (): , где ТО - текущие обязательства, рассчитываемые по бухгалтерскому балансу следующим образом: краткосрочные обязательства - доходы будущих периодов - оценочные обязательства; Вм - среднемесячная выручка, рассчитываемая по отчету о прибылях и убытках как отношение выручки к количеству месяцев в отчетном периоде. Критическое значение для Спс ? 6 мес. 2. Коэффициент текущей ликвидности (): , где - ликвидные активы, рассчитываемые по бухгалтерскому балансу и приложениям к нему как сумма денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, товаров отгруженных, готовой продукции, товаров для перепродажи, краткосрочной дебиторской задолженности и прочих оборотных активов. Критическое значение для ? 1 |
1. Если ? 6 мес. и (или) ? 1, предприятие относится к группе 1. 2. Если > 6 мес. и одновременно < 1, предприятие относится к группе 2. 3. Отнесение к группам 3-5 осуществляется на основании сведений о событиях и обстоятельствах, которые увеличивают риск несостоятельности, т.е.: а) если имеется просроченная более 6-ти мес. задолженность по денежным обязательствам и (или) уплате обязательных платежей, предприятие относится к группе 3; б) если в отношении предприятия приняты решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества или кредиторами направлен (предъявлен к исполнению) исполнительный документ в службу судебных приставов в случае, если требования к предприятию составляют не менее 500 000 руб., то предприятие относится к группе 4; в) если в отношении предприятия в арбитражный суд подано заявление о признании его банкротом или арбитражным судом введена процедура банкротства, оно относится к группе 5 |
Целью проведения такого учета и анализа является оценка платежеспособности и выявление фактов ухудшения платежеспособности и возникновения угрозы банкротства.
Для реализации этой цели Минэкономразвития РФ предложило изложенные в таблице 1.2 группировку предприятий по степени угрозы банкротства, критерии для отнесения их к определенной группе, а также показатели, по которым определяется наличие признаков банкротства.
Если у предприятия существуют признаки, по которым оно может быть отнесено более чем к одной группе, то оно относится к группе с большим порядковым номером.
Полагаем, что методика, содержащаяся в Приказе № 104, может быть с определенными поправками использована в целях определения угрозы банкротства любой коммерческой фирмы. Минпромэнерго РФ и Минэкономразвития РФ в целях реализации мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий и организаций Приказом от 25 апреля 2007 г. № 57/134 утвердили Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления. Такой план подготавливается предприятием (организацией) для предоставления в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. В нем должны содержаться перечень, экономическое обоснование и сроки исполнения мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния и предотвращение банкротства предприятия.
Новым документом в области методов установления угрозы банкротства является Приказ Минэкономразвития РФ от 18 апреля 2011 г. № 175, которым утверждена Методика проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, представленная в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Методика проведения анализа финансового состояния организации в целях установления угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты ею налога
Показатели, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, и их применение для оценки угрозы банкротства |
Порядок расчета показателей и примечания |
|
I. Степень платежеспособности по текущим обязательствам в месяцах () |
, где КО - краткосрочные обязательства; ДБП - доходы будущих периодов; - среднемесячная выручка, рассчитываемая по формуле: , где В - выручка от продажи; М - количество месяцев в отчетном периоде |
|
II. Коэффициент текущей ликвидности () |
, где ОА - оборотные активы |
|
Если: |
||
а) ? 3 мес. и (или) ?1, то у организации отсутствует угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты ею налога; |
для стратегических организаций и субъектов естественных монополий ? 6 мес. |
|
б) > 3 мес. и одновременно < 1, то анализируются дополнительно следующие показатели: 1) сумма налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки (); 2) сумма краткосрочн. заемных ср-тв и кред. задолженности (ЗСКЗ); 3) сумма ЗСКЗ без учета (ЗСКЗН); 4) чистая прибыль отчетного периода (ЧП); 5) поступления ден. ср-тв на счета в банках (ДС) за 3-мес. период (6-мес. - для стратегических орг-ций и субъектов естественных монополий). |
для стратегических организаций и субъектов естественных монополий Спс > 6 мес. ЗСКЗ = ЗС + КЗ, где ЗС - краткосрочные заемные средства (кредиты и займы); КЗ - краткосрочная кредиторская задолженность. ЗСКЗН = ЗСКЗ - . Учитываются поступления ДС за 3-мес. (6-мес.) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки налога (налогов) |
|
Если: |
||
а) выполняется одно из следующих условий: ДС ? ЗСКЗ; ДС < ЗСКЗ, но ДС ? ЗСКЗН и при этом имеется ЧП; ДС < ЗСКЗН, то у организации отсутствует угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты ею налога; |
||
б) в остальных случаях, т.е. если не выполняется ни одно из вышеприведенных условий, у организации имеется угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты ею налога |
Необходимость разработки такой Методики продиктована п. 5.1 ст. 64 (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) части 1 Налогового кодекса РФ.
Представляется, что эта своеобразная система критериев для оценки потенциального банкротства, приведенная в Методике, может быть использована (с небольшими коррективами) и в отношении организаций, не претендующих на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов.
Произведенный краткий обзор нормативных документов, связанных в той или иной степени с оценкой риска возникновения банкротства, показал их многообразие и возможность, несмотря на некоторую «громоздкость», их практического применения, но, к сожалению, отразил и серьезную несогласованность позиций различных органов исполнительной власти в рассматриваемом направлении финансового анализа как в части применяемой системы показателей, так и в части способа их расчета и оценки полученных результатов.