logo
Оценка инвестиционного климата в России

1.2 Инвестиционный климат

Инвестиционный климат - совокупность социально-экономических, политических, социокультурных, организационно-правовых и инвестиционных факторов, предопределяющих силу притяжения или отторжения инвестиций. Ведущая роль в формировании И.к., благоприятствующего инвестициям, принадлежит государству. Государство использует для этой цели разнообразные финансовые инструменты, а также возможность управлять соответствующей нормативной базой.

Главные финансовые инструменты государства в формировании И.к.: облигации (государственные процентные бумаги); деньги (государство управляет денежной эмиссией); акции приватизируемых предприятий (продажа акций предприятий, принадлежащих государству, за деньги).

Возможны две основные формы привлечения дополнительных финансовых средств государством: займы и эмиссия новых де нежных знаков.

В регулируемой рыночной экономике темпы экономического роста определяются объемами инвестиций, которые в свою очередь зависят от процентной ставки на заемные финансовые средства. Государство может влиять на процентную ставку, проводя ту или иную денежную политику. При этом при любых условиях увеличение ставки уменьшает объем инвестиций и снижает темпы экономического роста. Государство может оказывать также косвенное воздействие па кредитно-финансовую сферу, стимулируя инвестиции путем предоставления Финансовых гарантий коммерческим банкам, вкладывающим свои средства в производство.

Государство оказывает влияние на инвестиции посредством налоговой политики. Выгодность конкретных инвестиций для конкретных предпринимателей зависит от налогообложения прибылей, от возможности снижать налогооблагаемую базу при приобретении инвестиционных товаров и т.п. Налоговая политика государства может влиять на структуру инвестиций. Например, это может произойти, если уровни налогообложения дифференцированы для различных видов инвестиций: низкие налоги на инвестиции в строительство жилья, но достаточно большие на образовательные субсидии, гранты, выделяемые на проведение научных исследований, и т.п.

Создание благоприятного инвестиционного климата и включение механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств связаны с использованием широкого спектра мер -- как собственно рыночных (развитие конкуренции, сдерживание монополизма, обеспечение возможности прибыльного вложения капиталов в производство, их свободного перелива между отраслями и регионами), так и мер по целенаправленному государственному регулированию инвестиционной деятельности и созданию необходимых экономических, социальных и политических предпосылок.

В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов государству целесообразно в своей политике придерживаться принципа приоритетности, стимулируя вложения в наиболее важные программы и проекты.

Инвестиционный климат в России

Рыночная экономика базируется на свободе экономической деятельности, надежности прав собственности, предсказуемости и соблюдении законов. Важным фактором, влияющим на состояние экономики страны, является ее инвестиционный климат. Он определяет интенсивность и эффективность капиталовложений, которые являются одними из ключевых преимуществ, обеспечивших высокий уровень развития рыночных демократий.

Инвестиционный климат можно определить как набор факторов, характерных для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции.

Риск инвестиционных решений лежит на предпринимательском сообществе. Но инвестиционный климат в значительной степени формируется воздействием государства на гарантии прав собственности, на характер правового регулирования и налогообложения, на функционирование финансового рынка и рынка труда, создание рыночной инфраструктуры, а также решение таких общих проблем, как коррупция, преступность, политическая стабильность. «Политика и практические мероприятия государства играют ключевую роль в формировании инвестиционного климата».

Экономический рост в России в течение 2000-2005 гг. характеризовался быстрым наращиванием экспорта и капиталовложений, стартом многих инвестиционных проектов, значительным повышением производительности труда в частном и государственном производительных секторах экономики. Этому способствовали достигнутая макроэкономическая стабильность, устойчивость государственной финансовой системы, значительное снижение инфляции и безработицы по сравнению с периодом 1998-1999 гг. На этой основе выросли доходы занятых в экономике, реальный уровень потребления в стране значительно превысил показатель 1990 года, хотя и при резко возросшем социальном неравенстве.

Мировой экономический подъем и рост сырьевых и энергетических цен создали исключительно благоприятные внешние условия для отечественной экономики. С1999 года после плановых перекосов и транзиционного кризиса 1990-х годов страна находится в стадии длительного экономического роста. В 2007 г. реальный ВВП РФ выйдет на уровень 1990 г. (90% в 2005 г.), хотя его структура будет совершенно иной его структуре.

Последствия длительного трансформационного кризиса 1990-х годов постепенно преодолеваются. С 2000 года началась разработка и реализация комплекса социально-экономических реформ, направленных на модернизацию российской экономики, улучшение инвестиционного климата и стимулирование деловой активности. Расширяется горизонт принятия решений рынка, формируется поколение бизнесменов, планирующих свою деятельность в расчете на перспективу роста. Завершение переходного периода в России позволяет во все большей степени рассчитывать на естественные силы рыночной экономики и предпринимательства.

Однако успехи последних лет недостаточны для масштабной модернизации страны и для приобретения новых конкурентных позиций в глобальной экономике. В последние годы российская экономика могла бы расти гораздо быстрее, а модернизационные процессы - осуществляться более интенсивно глубоко. Тем самым фактически упускается возможность развития экономического бума в стране.

В экономике продолжают накапливаться ограничения, для устранения которых необходимо преодолеть сложившуюся инерционную динамику развития и корректировать экономическую политику. Целый ряд принципиально важных для российского бизнеса вопросов остается нерешенным.

Экономика и предпринимательское сообщество получают смешанные, противоречивые и не всегда предсказуемые сигналы, что повышает неопределенность прогнозов экономических агентов и ухудшает условия для реализации каких-либо долгосрочных проектов. Отсюда и недостаточная для подобных в целом благоприятных условий предпринимательская активность, и создающееся у российского бизнеса ощущение нарастающих среднесрочных рисков. Норма накопления в стране остается порядка 20%, что ниже, чем у большинства соседей и стран со сравнимыми экономическими условиями и абсолютно недостаточно для проведения структурных преобразований.

Хотя в значительной мере правовая основа рыночной экономики сформирована, остается пространство и необходимость дальнейших реформ. Эффективная экономическая политика - это не «поток» законопроектов, постановлений и распоряжений, а в первую очередь, предсказуемость среды, правовая защищенность, система партнерских отношений, учет объективных интересов основных сторон по поводу выработки и принятия государственных решений, касающихся предпринимательской среды и инвестиционного климата.

В настоящее время важным условием существенного ускорения экономического роста, решения основных задач развития экономики страны становится совместная работа власти, бизнеса, общества по повышению предпринимательской активности, улучшению инвестиционного (делового) климата. В стране с развитой и устойчивой правовой системой, приемлемым инвестиционным климатом бизнес в состоянии решать крупные модернизационные задачи в условиях глобальной конкуренции.