Оценка конкурентоспособного статуса ООО ТД "Анторг" и выявление факторов повышения конкурентных преимуществ предприятия

дипломная работа

1.1 Исследование конкурентных преимуществ предприятия

Конкурентные преимущества неразрывно связаны с конкуренцией. Они возникают там и тогда, где возникает и развивается конкуренция. Чем больший характер приобретает конкуренция на российском рынке, тем более значимой для коммерческого успеха являются конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества предприятия это реальные или потенциальные компетенции и способности, характеристики его производственной, финансовой, маркетинговой и иной деятельности, позволяющие предприятию в условиях конкурентной борьбы реализовать свои экономические интересы с большей степенью эффективности, чем его конкуренты.

Понятие конкурентоспособность в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием эффективность, а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни. Конкурентная борьба в настоящее время проявлена как в профессиональной жизни каждого отдельного человека (при строительстве деловой карьеры), так и в жизни любой организации при реализации своей общественной, политической или коммерческой деятельности, достигая уровня острейшей борьбы общепланетарных масштабов при достижении каждой страной геополитических преимуществ.

Носителями свойств конкурентных преимуществ являются различные субъекты конкурентоспособности: виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения, отдельные страны или их объединения региональные, политические, этнокультурные, ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах экономических отношений.

Методологические основы конкурентоспособности как категории заложили такие основоположники экономической науки как: А. смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции. В частности, А. смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Неоклассическая теория, развивая теорию поведенческого подхода, определяет содержание конкуренции как борьбу за редкие экономические блага. Так, по мнению американского экономиста П. Хайне, «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам». структурный подход определяет содержание конкуренции типом рынка и тех условий, которые господствуют на нем, а функциональный подход смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения ее роли в экономическом развитии.

Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах известного современного экономиста М. Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. скорее, конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители - все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль.

Результатом исследований М. Портера стала концепция пяти сил конкуренции, позволяющая определить детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции. согласно указанной концепции, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия пяти конкурентных сил:

- угроза вторжения новых конкурентов;

- угроза появления продуктов-заменителей;

- экономический потенциал поставщиков;

- экономический потенциал покупателей;

- соперничество среди существующих конкурентов.

Рис.1.1. Модель пяти сил М. Портера и анализ затрат конкурентов

Далее, по мере развития экономической науки, в трактовку данного понятия периодически вносились изменения, дополнения и уточнения.

Например, президентская комиссия сША по конкурентоспособности в промышленности в начале 90-х годов прошлого века вынесла такое определение этому понятию: «Конкурентоспособность - это способность производить товары и услуги, которые реализуются на международных рынках при одновременном поддержании или повышении жизненных стандартов равных или более высоких, чем у конкурентов».

Углубили понимание конкурентоспособности и расширили о ней представление Т. Питерс и Р. Уотермен, которые старательно изучали опыт работы многих образцовых компаний, однако мир меняется так быстро, что данное понятие эволюционирует вместе с развитием форм и видов современного бизнеса также с высокой скоростью. Развитию теоретических основ конкурентоспособности посвящены также работы Дж.Грейсона и К.ОДелла.

В настоящее время зарубежных работ по данной теме великое множество, но все они, так или иначе, основываются на методологии, заложенной вышеупомянутыми авторами.

В современном мире конкурентоспособность стала одним из ключевых понятий, определяющих успешность хозяйствующего субъекта на внешнем рынке, однако современная мировая экономическая наука до сих пор не дала как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

В российскую экономику понятие конкурентоспособность пришло вместе с развитием рыночных отношений, заменив понятие социалистическое соревнование, использующееся в плановой экономике для описания процесса конкурентной борьбы. Одной из первых книг на тему конкурентоспособности была книга «Конкурентоспособность российской промышленности», выпущенная Экспертным институтом и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 1996 году. с тех пор слово конкурентоспособность можно видеть и слышать каждый день в средствах массовой информации, на конференциях, симпозиумах, совещаниях.

Теоретические представления о конкурентоспособности всегда имеют прикладное значение и реализуются, например, в виде методик определения конкурентоспособности объекта (товара или услуги), в форме методических рекомендаций и действующих положений в отечественной системе стандартизации, тем самым, оказывая значительно влияние на процесс экономического развития и на конкурентоспособность российской экономики в целом.

Сегодня различные российские научные школы экономики и управления, основываясь на различных концептуальных подходах, предлагают несколько отличные друг от друга трактовки.

существует двойственная категория, представленная:

1) Эффективностью продажи товара для потребителя;

2) Эффективностью продажи товара для производителя [18].

Потенциальную конкурентоспособность субъекта выраженна в качественных характеристиках - совокупность управленческих, организационно-технических, технологических факторов деятельности фирмы, представляющих собой ее конкурентные потенциальные возможности.

Реальная конкурентоспособность субъекта (выраженную в реальных экономических показателях) - совокупность потенциальных возможностей предприятия, рассчитанная после воздействий многочисленных факторов окружающей среды.

Подразделение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта (фирмы) на потенциальную и реальную, обусловленно зависимостью от уровня реализации возможностей предприятия, создает возможность для формирования эффективно действующего механизма, способствующего росту конкурентоспособности [32].

Конкурентоспособность - это понятие, которое не только более полно отражает требования рынка, но, что особенно важно, ориентирует субъекты конкурентной борьбы на активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению. Данный автор определяет конкурентоспособность как потенциал, способность к ведению успешной конкурентной борьбы, относительную характеристику ресурсного потенциала по отношению к какому-либо другому конкурирующему субъекту рынка (товару, фирме или стране)[72].

Конкурентоспособность - способность товара обеспечить коммерческий успех на определенном рынке в условиях действия конкурентов», утверждая, что конкурентоспособность экономики государства обеспечивается, прежде всего, достаточным числом конкурентоспособных компаний [53].

Большое внимание уделяется понятию «глобальной конкуренции», раскрывая понятие «Устойчивая глобальная конкуренция» как идентичность таких экономических механизмов, как капитализация, регулирование и ведение совместной собственности [56].

Конкурентоспособность подразделятся на текущую конкурентоспособность - как способность предприятий и экономики в целом конкурировать по качеству и цене продукции с другими производителями продукции в течение текущего года, квартала, месяца. И перспективную конкурентоспособность, которая представляет собой прогноз развития конкуренции предприятий и экономики в целом на международном рынке и их способности сохранять или повышать/снижать конкурентоспособность в перспективе, например в течение ближайших пяти лет[58].

Текущая и перспективная конкурентоспособность организации, обеспечивается за счет:

1) Качества ресурсов, обеспечивающих производство;

2) Качества регуляторов предпринимательской деятельности;

3) Качества инновационной инфраструктуры;

4) Качества стандартов и систем конкурентоспособной менеджмента качества продукции [67].

По мере того, как усиливалась конкуренция за мировые ресурсы, и рынки сбыта, внимание современных исследователей все больше стало привлекать производное от понятия «конкурентоспособность», понятие «конкурентные преимущества».

Теория конкурентной рациональности в настоящее время достаточно востребована специалистами и используется для разработки прикладных технологий формирования конкурентных преимуществ. Понятие конкурентное преимущество находится в диалектическом единстве с понятиями конкуренция, конкурентоспособность и потенциальные возможности компании, но не тождественно им, поскольку, являясь основой и целью экономической стратегии предприятия, обладает свойствами относительности, динамичности, потребительской ценности [46].

Конкурентное преимущество - это заключенная в продукте ценность для потребителя, побуждающая этот товар купить, то есть это те характеристики, свойства товара (услуги), которые создают для предприятия определенное превосходство над прямыми конкурентами. следовательно, конкурентное преимущество носит сопоставительный, относительный, а не абсолютный характер, так как может быть оценено только путем сравнения характеристик, влияющих на эффективность продаж в привязке к конкретным условиям и причинам. Конкурентное преимущество - это объект стратегического управления, основа и цель экономической стратегии предприятия, действующего на высококонкурентном рынке, а также элемент стратегического потенциала, представляющий собой уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы хозяйствующего субъекта [57].

Все вышеупомянутые трактовки, при всех своих преимуществах конкретизации определений, имеют один, весьма существенный системный недостаток - отсутствие строго определенной иерархии понятий, позволяющей понять и объяснить суть таких сложных феноменов, как конкурентоспособность и конкурентные преимущества. Так же существенной проблемой является проблема методологического свойства, когда математические модели, используемые в экономике для описания объектов исследования и осуществления операций над экономическими категориями, недостаточны для отображения сложных процессов и явлений, имеющих междисциплинарный характер.

Ключевыми областями формирования конкурентных преимуществ предприятий в настоящее время становятся: инновации, качество и управление поведением потребителей.

Достижение конкурентных преимуществ за счет внедрения новшеств на рынке услуг базируется на следующей классификации:

1) существенные инновации в производстве услуг. Это абсолютно новые для рынка услуги.

2) Комплекс новых услуг, дополняющий имеющиеся на рынке.

3) Новые услуги для данного рынка, получаемые путем репозиционирования на новые сегменты рынка.

4) Усовершенствованные услуги, полученные в результате развития продуктовой линии. Это самые распространенные инновации, связанные с изменениями свойств или характеристик производства существующих услуг.

5) старые услуги с измененным стилем продажи. Это наиболее скромный тип инноваций, хотя они весьма заметны визуально [19].

Современные формы конкуренции (как экономического противоборства) изобилуют многообразием способов достижения конкурентных преимуществ, отражая ставшее «классическим» представление о маркетинге как о форме необъявленной войны, и представляющее процесс достижения успеха как битву за победу в сражении, где «цель оправдывает средства». Всем вступающим на этот путь нужна только победа, поскольку речь идет об экономической жизни или смерти рыночных субъектов и чем шире масштабы конкуренции, тем выше цена, которую платит побежденный за свое поражение. Выбор способов достижения победы любой ценой приводит к тому, что бизнес становится все более жестким и криминализованным, однако наличие механизмов урегулирования рыночных отношений (юридических, экономических, политических и др.), призванных повышать их культуру и согласовывать интересы противоборствующих сторон, заставляет искать более цивилизационные решения, формируя новые требования к научно-методическому обеспечению и тем самым способствуя эволюции понятия конкурентоспособность [57].

В современных условиях, характеризующихся усилением борьбы мировых экономик за захват позиций по наиболее перспективным направлениям научно-технологического прогресса, достижение конкурентных преимуществ на фоне значительного отставания экономики России и уровня благосостояния населения от развивающих стран, требует особых, принципиально и качественно других подходов, чем тех, что изложены в классической науке.

В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

Для понимания сущности понятия конкурентное преимущество приведем также более широкую его трактовку.

Конкурентные преимущества - это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, позволяющие побеждать ему в конкурентной борьбе, это высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирм. Неотъемлемыми характеристиками конкурентного преимущества компании являются степень его известности или восприимчивости потребителями фирмы, привязанность к конкретным условиям и причинам, подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов. Поэтому в процессе стратегического планирования после проведения анализа внешней среды и управленческого анализа фирмы для определения конкурентных преимуществ организации в целях формирования оптимальной стратегии фирмы необходимо осуществлять сравнительный анализ сильных и слабых сторон предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов и оценивать степень известности и восприимчивости выявленных сильных сторон организации потребителями.

Таким образом, успех предприятия в конкурентной борьбе требует от предприятия развития его отличительных способностей и компетенций, позволяющих ему побеждать в конкурентной борьбе за потребительский спрос. Решение данной задачи обусловливается и тем, что когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы по их наращиванию будут через некоторое время аннулированы ответными действиями конкурентов. Что определяет необходимость формирования соответствующего подхода к управлению компанией, который не только обеспечивал бы сам процесс адаптации, но и создавал условия для ее эффективного функционирования на постоянной основе. Поэтому стратегическое планирование должно заключаться в создании комплексной системы управления конкурентными преимуществами фирмы, а эффективная стратегия должна основываться на их удержании и развитии.

Другой отличительной характеристикой конкурентного преимущества, является его жизнеспособность и способность к развитию. Конкурентные преимущества не являются вечными ввиду двух причин: постоянной попытки отдельных конкурентов их имитировать, и в связи с турбулентностью внешней среды изменение внешней среды ведет к изменению конкурентных преимуществ. Этот отличительный признак конкурентного преимущества лежит в основе ключевых компетенций компании, которые описывают способность фирмы к специализации или производству уникального продукта. Ими обозначается то, что организация умеет делать лучше своих конкурентов. Если компания знает, каковы ее отличительные способности, она может сфокусироваться на их использовании и развитии, не расходуя усилий в менее выгодных направлениях. Ключевые компетенции являются источником конкурентных преимуществ, и стратегия фирмы должна быть направлена на развитие данных источников. И успех конкурентной стратегии зависит не от единичного выбора ключевых факторов сегодняшнего дня, а является результатом культивирования подобных отличительных способностей организации на протяжении длительного периода времени [26].

Основой стратегического потенциала компании является категория трудно имитируемых конкурентных преимуществ. Выделяют конкурентное преимущество, которое соперники могут скопировать и устойчивое конкурентное преимущество, недоступное для копирования конкурентами.

Для организации предпочтительнее выделение категории трудно имитируемых конкурентных преимуществ, так как ввиду постоянного стремления конкурентов копировать отличительные особенности компании, ее сильные стороны не могут быть вечными и полностью быть недоступными конкурентам. Но для повышения конкурентоспособности компании необходимо формировать и развивать такие конкурентные преимущества предприятия, которые были бы если и не вечными, то могли бы быть скопированы конкурентами со значительными затратами времени и ресурсов, что, в свою очередь, давало бы организации возможность одновременно развивать иные отличительные компетенции взамен потенциально подлежащих имитации.

В качестве подобных трудно имитируемых конкурентных преимуществ можно выделить:

- организационную культуру фирмы;

- уникальные характеристики менеджмента предприятия (эффективную мотивационную политику, стиль руководства, четкую координацию и контроль деятельности, оптимально построенную организационную структуру и др.);

- отличительные особенности человеческих ресурсов организации (высокая квалификация и богатый практический опыт персонала, инициативность, неординарность мышления, умение принимать решения и нести за них ответственность в нестандартных ситуациях и т.д.;

- качество товара, производства, системы сбыта и сервиса и т.п. К ним также могут относиться более высокий уровень производительности производственного, технического, коммерческого персонала, управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления, отражающееся в экономическом росте [54].

Следует отметить, что если конкурентные преимущества организации защищены от имитации конкурентов, то они формируют «стратегический потенциал компании». Под «стратегическим потенциалом предприятия», как правило, понимают совокупность имеющихся ресурсов и способностей для разработки и реализации стратегии предприятия. соответственно более успешной будет являться стратегия, опирающуюся на стратегический потенциал предприятия, поскольку подобная она является более конкурентоспособной и долговечной.

Выделение этапа формирования конкурентных преимуществ фирмы в процессе стратегического планирования организации обусловливается и направленностью данного процесса на определение смысла существования компании и нахождение способов выполнения предприятием своего предназначения во внешнем окружении. Такая взаимосвязь определяется значением самой миссии компании и особенностями этого понятия. Миссия закладывает основу формирования конкурентоспособной стратегии предприятия, поскольку раскрывает истинные функции бизнеса и устанавливает границы для усилий фирмы, задает горизонты для ее роста. По сути, сформулированная миссия предприятия позиционирует его в окружающей среде, а, соответственно, и обусловливает элементы среды фирмы, влияющие на возможности формирования и развития конкурентных преимуществ компании [67].

Управление конкурентоспособностью товаров и организации в современных условиях осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:

- анализ механизма действия экономических законов (закона спроса и предложения, закона возвышения потребностей человека, закона эффекта масштаба, закона конкуренции, закона экономии времени, закона убывающей доходности и др.);

- анализ механизма действия законов организации структур и процессов (закона композиции для построения дерева целей, законов пропорциональности, синергии, самосохранения, развития и др.);

- соблюдение требований совокупности научных подходов к управлению (прежде всего, системного, комплексного, маркетингового, функционального, поведенческого, структурного, воспроизводственного);

- соблюдение ранее рассмотренных принципов управления различными объектами;

- ориентации на конкретные рынки и потребности;

- применение современных информационных технологий для системной и комплексной автоматизации управления;

- применение современных методов анализа, прогнозирования, нормирования, оптимизации (например, системного анализа, функционально-стоимостного анализа, динамического программирования);

- ориентации на количественные методы оценки, контроля и оперативного управления конкурентоспособностью;

- модели оценки конкурентоспособности объектов должны учитывать весомость входящих в них факторов (показателей, аргументов);

- включаемые в формулу (модель) факторы (показатели) преимущественно должны быть удельными или относительными;

- в системе управления конкурентоспособностью объектов должны быть стратегический маркетинг (первая общая функция), мотивация и регулирование (последняя общая функция, устанавливающая обратную связь потребителей и внешней среды с разработчиками и изготовителями товаров).

Между этими функциями должны быть общие функции по планированию, организации процессов, учету и контролю выполнения планов и оперативных заданий [34].

Таким образом, можно сказать, что наличие, использование и наращивание конкурентных преимуществ компании - это стабилизация и развитие бизнеса компании за счет подключения компании к ресурсам внешнего мира, мобилизация внутренних ресурсов путем их качественной реорганизации, что в конечном итоге содействует успешной деятельности компании и повышению ее конкурентоспособности.

Рассмотрим основные факторы конкурентного преимущества организаций.

Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние и внутренние. Ниже будут приведены типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации, конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.

Таблица 1.1.

Перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации

Внешние факторы конкурентного преимущества организации

Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества в условиях России

1. Уровень конкурентоспособности отрасли

Принять меры по повышению конкурентоспособности отрасли либо уйти из нее в другую, более конкурентоспособную отрасль

2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах

Переработать систему поддержки по малому и среднему бизнесу, ориентировав ее на эффективное и законопослушное ведение бизнеса

3. Открытость общества и рынков

Развитие международного сотрудничества и интеграции, международной свободной конкуренции

4. Национальная система стандартизации и сертификации

Активизация работ в этой области, усиление контроля соблюдения международных стандартов и соглашений, правовое обеспечение гармонизации с международной системой

5. Государственная поддержка развития человека

Увеличить в десятки раз в российском бюджете расходы на образование, здравоохранение и социальную сферу

6. Государственная поддержка науки и инновационной деятельности

совершенствовать систему трансферта (разработка новшеств, их инновация и диффузия), увеличить в десятки раз расходы из бюджета на науку

7. Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии

создание единых национальных информационных центров по сферам или отраслям народного хозяйства, отвечающих последнему слову науки и техники

8. Наличие доступных и дешевых природных ресурсов

Увеличить удельный вес добываемых из недр Земли ресурсов, находящихся в государственной собственности, не менее чем до 50%. Отладить государственный контроль за расходованием ресурсов

9. система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране

Поступление международных, государственных и спонсорских инвестиций в данную сферу и их расходование должны находиться под государственным контролем и давать конкретный результат. Охранять окружающую природную среду, повышать качество среды обитания и развивать конкурентные преимущества в этой сфере.

10. Климатические условия и географическое положение страны или региона

Комплексно формировать и реализовывать рыночные отношения

Проявление внешних факторов в малой степени зависит от организации, в основном они формируются от уровня конкурентоспособности страны. Факторы, же, которые достигаются и реализуются персоналом, где особую роль играют руководители, называются внутренними.

Таблица 1.2

Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации

Внутренние факторы конкурентного преимущества организации

Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества

1. структурные

1.1. Миссия организации

Миссия должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный продукт, популярную товарную марку и т. д.

1.2. Организационная структура организации

Организационная структура должна строиться на основе дерева целей организации с горизонтальной координацией всех работ менеджером по конкретному товару (проблемно-целевая организационная структура)

1.3. Учет и регулирование производственных процессов

Включить в структуру организации средства автоматизации учета соблюдения принципов пропорциональности, непрерывности, прямоточности, параллельности, ритмичности протекания отдельных процессов

1.4. Персонал

Постоянно осуществлять отбор персонала, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения, мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала

1.5. Информационная и нормативно-методическая база управления

При проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы

1.6. сила конкуренции на выходе и входе системы

При выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т. д. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентоспособных поставщиков

2. Ресурсные

2.1. Доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам

Поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции - экономия ресурсов и повышение качества жизни

2.5.Оптимизация эффективности использования ресурсов

3. Технические

3.1. Патентованный товар

Продолжать работу по увеличению количества изобретений и патентов

3.2. Оборудование

Увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст

3.4. Качество изготовления товаров

Применять современные методы контроля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимущества

4. Управленческие

4.1. Менеджеры

Увеличивать удельный вес конкурентоспособных менеджеров

4.2. Анализ выполнения законов организации

По результатам анализа законов организации должны разрабатываться и реализовываться мероприятия по совершенствованию процессов

4.3.Функционирование системы менеджмента (конкурентоспособности) организации

Дальнейшее удержание этого конкурентного преимущества требует высокой квалификации персонала, применения научных методов управления

4.4.Функционирование системы управления качеством в организации

система управления качеством должна соответствовать международным стандартам ИсО серии 9000 (версии 2000), научным подходам и принципам управления качеством

5. Рыночные

5.1. Доступ к рынку ресурсов, необходимых организации

Для получения этого преимущества необходимо изучить параметры рынков на входе системы (организации), а для его сохранения - проводить мониторинг рыночной инфраструктуры

5.2. Доступ к рынку новых технологий

Для получения этого преимущества необходимо изучить параметры рынков на входе системы (организации), а для его сохранения - проводить мониторинг рыночной инфраструктуры

5.3. Лидирующее положение на рынке товаров

Для удержания этого главного преимущества необходимо постоянно принимать меры по удержанию всех конкурентных преимуществ организации

5.4. Эксклюзивность каналов распределения

Это преимущество достигается высоким уровнем логистики, сохраняется конкурентоспособными маркетологами и работниками сбыта

5.5. Эксклюзивность рекламы товаров организации

Для сохранения преимущества необходимы высокая квалификация работников рекламы и достаточные средства на нее

5.6. Прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры

Для сохранения этого конкурентного преимущества необходимо по своим товарам анализировать действие законов спроса, предложения, конкуренции и др., иметь качественную информационную базу и квалифицированных специалистов

6. Эффективность функционирования организации (показатели доходности, интенсивность использования капитала, финансовая устойчивость функционирования организации)

Для удержания своих конкурентных преимуществ организация должна повышать научный уровень управления.

Чем выше сила конкуренции в отрасли, тем меньше будет доходность и себестоимость товаров, но выше интенсивность и качество товаров.

Перечисленные в таблицах 1.1 и 1.3 внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретной организации количество конкурентных преимуществ может быть любым [39].

Таким образом, можно сделать вывод, что чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.

На основе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ предлагается осуществлять их классификацию по следующим признакам:

1) По отношению к системе;

2) По сферам возникновения преимущества;

3) По содержанию фактора преимущества;

4) По времени реализации преимущества;

5) По месту реализации преимущества;

6) По виду получаемого конечного результата.

Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кодированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. В настоящее время, например в России, имеется Общероссийский классификатор продукции и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков.

Таблица 1.3

Классификация конкурентных преимуществ объектов

Признак классификации

Вид преимущества

Пример преимущества

1. Отношение к объекту (организации, стране и т.п.)

1.1. Внешние (по отношению к объекту)

Благоприятный климат страны

Качественная инфраструктура региона, в которой расположена организация

стабильная политическая система страны

современная информационная сеть страны

1.2. Внутренние (в объекте)

Принятые обществом ценности организации

Модульная автоматизированная технология

Квалифицированные кадры организации

2.сфера возникновения преимуществ

2.1. Природно-климатические

страна, богатая природными ресурсами

Экономически выгодное географическое положение страны

Умеренно-континентальный климат

2.2.социально-политические

Устоявшиеся рыночные отношения в стране

стабильность политической ситуации в стране

Отлаженная законодательная система в стране

Низкий уровень общей преступности в стране

2.3. Технологические (в том числе информационные

Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране

Высокий уровень автоматизации производства и управления

Низкий уровень износа основных производственных фондов

Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации

Высокий удельный вес патентов страны в мировом сообществе

Мобильность технологий

2.4. Культурные

Ценности страны, организации, ориентированные на духовное развитие личности

Высокая организационная культура

Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба

2.5. Экономические

Устойчивая и эффективная налоговая система

Устойчивая система государственного регулирования экономики

Применение в организациях методов моделирования и исследования операций

Наличие в организациях отлаженной системы менеджмента

Достаточное финансирование НИОКР и образования

Приоритет в стратегиях будущих интересов

Наличие стратегии обеспечения экономической безопасности страны

Качественная кредитно-финансовая система страны

Высокая квалификация кадров

3.содержание фактора преимущества

3.1. Качество товара (услуги)

Известная в мире торговая марка, бренд

Высокая надежность объекта

Красивый и современный дизайн, комфортность

Оптимальная производительность (скорость, мощность и т.п.)

Экологичность

3.2. Цена товара

Низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба

Высокий уровень унификации

Безотходная технология

Высокая конкуренция у поставщиков

3.3.Затраты потребителя товара

Наличие товаров-заменителей для потребителей товара

Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара

Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара

3.4. Качество сервиса потребителей товара

Высокая ремонтопригодность товара

Автоматизированная система учета отказов и затрат потребителя

Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара

Надежный имидж изготовителя

Обоснованные гарантии в сопроводительной документации

Наличие станции (предприятия и т.п.) гарантийного обслуживания товара

Качественная инфраструктура рынка

Качественная упаковка товара

4. Метод или средство получения преимущества

4.1.По наследству (объективно)

Природные ресурсы страны Известный бренд, богатство

4.2. Обучение

Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики.

Изобретатели создание товаров на основе патентов

4.3. Внедрение новшеств (инновации)

Внедрение патентованной новой технологии

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

Анализ конкурентных преимуществ ОАО "Молкомбинат Кунгурский"

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

конкурентный сбытовая...

Анализ конкурентных преимуществ ОАО "Молкомбинат Кунгурский"

1.1 Понятие и сущность конкурентных преимуществ

Приступая к исследованию конкурентных преимуществ на предприятии, первоочередным шагом является определение главных понятий, используемых в данном параграфе - понятиям конкуренция и конкурентное преимущество. Конкуренция (от лат...

Анализ конкурентоспособности предприятия

3. Основные направления формирования конкурентных преимуществ предприятия

Конкурентоспособность организации (ее конкурентные возможности) характеризуется двумя группами показателей [9, с. 436]: 1) характеристики продукции, формируемые производством (в том числе ассортимент, качество, сервисное обслуживание...

Выбор путей и средств повышения конкурентоспособности современных бизнес-организаций (на примере ООО "АРС")

1.4 Виды конкурентных преимуществ предприятия

Теория и практика бизнеса выработали множество стратегических подходов ведения дела. Это разнообразие обусловлено конкретными условиями, в которых осуществляется бизнес, совокупностью внешних и внутренних факторов...

Исторические этапы становления взглядов на место и роль конкуренции в системе экономических отношений

2.6 Типология конкурентных преимуществ

Признанным лидером разработки теории конкурентного преимущества фирм является профессор Гарвардской школы бизнеса М.Портер. Адаму Смиту принадлежит формулировка абсолютного преимущества, согласно которой, страна экспортирует товар...

Конкурентоспособность продукции и основные направления ее повышения на примере предприятия

1.1 Понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ

В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя...

Крупные национальные компании как способ повышения стабильности экономики страны

2.1 Анализ конкурентных преимуществ ТНК

Успешность, с которой ТНК продвигаются на международные рынки, основывается на их конкурентных преимуществах, прежде всего, благодаря технологическому лидерству...

Открытие предприятия по производству каминной плитки

Раздел 2. Анализ конкурентных преимуществ ООО "Колибри"

...

Оценка конкурентных преимуществ фирм-изготовителей

1. Исследование конкурентных преимуществ национальной экономики

...

Оценка конкурентоспособного статуса ООО ТД "Анторг" и выявление факторов повышения конкурентных преимуществ предприятия

1. Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ предприятия

...

Оценка сравнительных преимуществ страны

1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны

Конкурентные преимущества динамичны, связаны с инновациями, развитием человеческого капитала, интеллекта и по самой своей природе безграничны. Нельзя противопоставлять сравнительные и конкурентные преимущества...

Проблема формирования конкурентного преимущества предприятия

1.1 Теория конкурентных преимуществ

Конкурентные преимущества лежат в основе обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики. В свою очередь при активном развитии конкуренции стратегический успех фирмы...

Проблема формирования конкурентного преимущества предприятия

2.2 Анализ формирования конкурентных преимуществ ООО

Конкурентные преимущества формируются в производственно-хозяйственной деятельности ООО «Развал-схождение»: анализ товарно-ценовой политики; организация сбыта и практика стимулирования продаж; оценка финансовой стабильности...

Разработка рекомендаций по обеспечению конкурентоспособности туристического предприятия ОДО "ЛеоТур"

2.3 Оценка конкурентных преимуществ предприятия

Оценку конкурентоспособности ОДО «ЛеоТур» проведем посредствам анализа туристических продуктов данного предприятия, так как они являются основой его коммерческой деятельности. Туристический продукт - это комплексное понятие...

Эффективность деятельности гостиничного предприятия

1.5 Завоевание конкурентных преимуществ

Интересный подход к формированию конкурентных преимуществ в области качества процессов обслуживания базируется на концепции "нейтральных зон" Ч. Бернарда. [7] В соответствии с этой концепцией определенные поведенческие реакции...

^