Анализ отечественного автопрома

курсовая работа

3.2 Сегмент грузовых автомобилей

В последнее время рынок грузовых машин показывает активный рост, что делает продажу таких автомобилей довольно прибыльным бизнесом. К примеру, продажи грузовых автомобилей Daimler Trucks в 2011 году выросли на 20 процентов (до 425,756 тыс. единиц), вместе с этим, на столько же процентов увеличилась и выручка, которая составила порядка 29 млрд. евро. На российском рынке продажи грузовиков в минувшем году увеличились на 58,7 процентов (331,9 тыс. единиц). При этом большинство экспертов прогнозируют дальнейший рост мирового рынка грузовых автомобилей, так как о полном его насыщении говорить пока рано. В частности, тот же Daimler Trucks планирует увеличить свои продажи к 2013 году до 500 тысяч и более единиц.

Однако, не все представители экспертного сообщества разделяют эти ожидания. По их мнению, пик популярности грузовых автомобилей на российском рынке уже прошел, поэтому они прогнозируют спад их сбыта. Свою точку зрения они основывают на том, что:

· российский рынок грузовых автомобилей уже который год не может полностью восстановиться после кризиса, и даже неплохой рост продаж прошлого года не позволил выйти на докризиный уровень (в 2008 году продажи достигали 430 тыс. единиц);

· в первом квартале 2012 года рост их продаж ощутимо замедлился - в сегменте среднетоннажных грузовиков рост составил всего 6 процентов, продажи тяжелых грузовиков и вовсе снизились на 2 процента;

· ожидается резкое усиление в России позиций импортных грузовых машин, а это, конечно же, сильно ударит по отечественным автопроизводителям.

Прояснить ситуацию и выяснить, что же происходит на рынке грузовиков сегодня, каковы ближайшие перспективы, а также определить основные тренды развития этого сегмента на российском рынке, решили эксперты лучшего проекта обучения форекс Европы 2009-2012гг. Академии Masterforex-V.

Итак, как известно, сегмент грузовых автомобилей подразделяется на средние грузовики (6-16 т) и тяжелые (свыше 16 т). В 2011 году первые показали рост продаж на 22% (более 9,3 тыс. единиц), вторые - на 64% (около 29,4 тыс. единиц). Такую статистику приводит комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Стоит также отметить, что эти данные не учитывают результаты продаж таких «тяжеловесов», как DAF Trucks, Volvo Trucks, IVECO, КАМАЗ, ЗИЛ и др.

Самым престижным сегментом коммерческих авто являются автомобили тяжелого класса. В минувшем году именно этот сегмент показал самый бурный рост (на 64%). Вот как поделили рынок автопроизводители, продукция которых наиболее популярна в России:

Как видно из таблицы, неоспоримым лидером российского рынка в классе тяжелых грузовиков в 2011 году стал крупнейший отечественный автопроизводитель КамАЗ. Также отметим, что и нынешний год начался для автопроизводителя довольно хорошо, за первые три месяца с конвейера завода сошло на 37 процентов больше автомобилей, чем в прошлом. В то же время, эксперты предрекают замедление темпов роста по итогам 2012 года до 9 процентов. Кстати, КамАЗ занимает 16-е место среди мировых производителей тяжелых грузовиков.

Почетное второе место по итогам прошлого года занимает другой отечественный производитель - «Урал» (входит в группу ГАЗ). Однако, за первый квартал текущего года его продажи снизились на 37 процентов.

Третье место в общем зачете и лидерство в сегменте импортных тяжеловесов занимает немецкий MAN. Причем продажи этого производителя продолжают активно расти, так в первом квартале этого года рост составил 81 процент, благодаря этому «немец» поднялся на ступеньку выше, вытеснив «Урал» со 2-го места.

Четвертое место занимает шведская Scania. Однако, если в прошлом году продажи этой компании показали самый большой прирост, то первый квартал нынешнего года стал явным разочарованием - продажи автомобилей этой марки снизились на 24 процента.

Остальные автопроизводители заметно отстали от четверки лидеров, причем и в первые три месяца текущего года эти бренды не смогли показать хороших результатов - практически у всех из них продажи снизились (на 20-60 процентов).

Стоит отметить, что для полного представления российского рынка грузовиков не хватает данных еще одного из сильнейших зарубежных игроков на отечественном рынке - это Volvo Trucks. Информация о продажах данной компании не может быть предоставлена, поскольку в ЕС ведется антимонопольное расследование.

Неплохой рост продаж в процентном отношении показали и производители средних грузовиков, при этом в абсолютных величинах объемы реализации этих компаний не столь велики:

автомобильный промышленность экономика инвестиционный

Исходя из приведенной статистики, в 2011 году тяжелые грузовики стали самым динамично растущим сегментом рынка, безоговорочное лидерство на отечественном рынке остается за российскими автопроизводителями, однако их доля постепенно сокращается.

Вслед за ростом продаж грузовых автомобилей, очевидно, будет расти и спрос на автозапчасти к таким автомобилям. На сегодняшний день самыми доступными считаются запчасти к автомобилям КамАЗ, Краз, MAN и Mercedes-Benz.

Эксперты отмечают, что особенностью российского рынка автозапчастей является то, что 99 процентов спроса удовлетворяется за счет лицензионных запчастей, и только 1 процент составляют оригинальные запчасти. Эта особенность объясняется тем, что грузовые автомобили, как правило, используются для коммерческих целей, по этой причине, владельцы грузовиков стараются избежать больших трат на обслуживании и ремонт своей техники. К тому же, в последние годы разница в качестве между лицензионными и оригинальными деталями постепенно сокращается, при этом цена первых существенно ниже.

На примере самых ходовых запчастей к грузовикам компании Mercedes-Benz проследим разницу в ценах между оригинальными и лицензионными деталями в привязке к разным странам.

Делись добром ;)