Оценка сравнительных преимуществ страны

курсовая работа

1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны

Конкурентные преимущества динамичны, связаны с инновациями, развитием человеческого капитала, интеллекта и по самой своей природе безграничны. Нельзя противопоставлять сравнительные и конкурентные преимущества, тем не менее их надо четко различать. Интеграция в одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве. В новой экономике конкурентные преимущества связаны с информационной революцией: телекоммуникационные фирмы на пороге XXI в. вышли в лидеры по капитализации, обогнав по этому показателю традиционные фирмы нефтяной, автомобильной и металлургической промышленности [39, c. 19].

Быстрый рост совокупного спроса и интенсивное повышение эффективности материального производства в индустриальном обществе выявили, с одной стороны, ограничения в наращивании материальных потребностей, а с другой стороны, создали предпосылки для перехода значительной части рабочей силы в сферу услуг. В рамках индустриального общества созревают условия для перехода к постиндустриальному обществу, которое становится отличительной чертой XXI в.

В настоящее время особый интерес представляет проблема конкурентоспособности в условиях глобализации мирового хозяйства и формирования «новой экономики». Наиболее продвинутой частью «новой экономики» выступает интернет-экономика. Суть проблемы заключается в использовании наиболее развитыми странами новых конкурентных преимуществ, связанных с интернет-технологиями, позволяющими захватить выгодные сегменты быстро расширяющегося интернет-пространства. В результате (преобразований предпринимательских структур) сотрудничать и конкурировать на рынках начинают не организованные структуры, которые сейчас представляют компании, а чистые ноу-хау и владеющие ими бренды.

Общую идею, которая скрывается под понятием конкурентоспособность, можно понять исходя из определений, используемых различными международными организациями.

IMD (Международный институт развития менеджмента), один из ведущих центров по изучению конкурентоспособности, ориентируется на следующие два определения - краткое и академическое:

- конкурентоспособность анализирует то, как страны и предприятия используют весь спектр своих компетенций для увеличения благосостояния населения или роста прибыли;

- конкурентоспособность нации - это область экономической теории, которая изучает факты и политику, формирующие способность нации воспроизводить и сохранять такую среду, которая способствует более интенсивному созданию ценностей предприятиями и росту благосостояния народа.

Академическое определение является более полным и концентрируется на конкурентоспособности государств. В нем под словом «факты» подразумеваются все те обстоятельства, которые влияют на конкурентоспособность, но неподвластны контролю (природные ресурсы, войны, катаклизмы и т.п.). Также в данном определении подчеркивается, что государство может лишь способствовать созданию добавленной стоимости, так как непосредственно она создается только на уровне предприятий. К тому же акцент делается на долгосрочном периоде: цель государства не просто создать благоприятные условия, но и поддерживать их во времени. Важными являются слова «более интенсивному», которые подразумевают, что конкурентоспособность определяется умением полностью использовать имеющиеся конкурентные преимущества и не ограничиваться поддержанием достигнутого уровня благосостояния [38].

Одним из основоположников концепции конкурентоспособности в отношении государств является Майкл Портер. Он подчеркивает, что конкурентоспособность определяется производительностью, с которой страна использует свои природные и человеческие ресурсы и капитал, так как производительность является ключевым фактором, определяющим благосостояние страны и ее населения. Портер выделил следующие ключевые аспекты конкурентоспособности:

- производительность зависит как от ценности выпускаемой продукции или оказываемых услуг (ее уникальности, качества), так и от эффективности, с которой она производится;

- для процветания важно не то, в каких отраслях страна конкурирует, а то, как фирмы конкурируют в этих отраслях;

- производительность страны - это отражение того, что местные и зарубежные фирмы решили производить в этом регионе. Собственность предприятий вторична в вопросах конкурентоспособности стран;

- производительность не только ориентированных на экспорт, но и местных (ориентированных на внутренний рынок) отраслей имеет фундаментальное значение для конкурентоспособности;

- девальвация не делает страну более конкурентоспособной.

Конечной целью повышения конкурентоспособности страны является рост ее богатства, т.е. благосостояния населения. Само богатство страны, согласно М. Портеру, бывает двух типов: наследованное и созданное. Наследованное богатство достигается за счет продажи природных ресурсов или недвижимости. По природе своей оно ограничено. Значительную роль при этом играет государство, так как именно оно распределяет ресурсы между населением, что может сопровождаться коррупцией и фаворитизмом. Также характерной чертой наследованного богатства является чрезмерное и неэффективное использование природных ресурсов и доступность субсидий, искажающих конкурентные условия [41].

Портера выделяются четыре основных фактора конкурентоспособности: параметры входных факторов (производства), условия конкуренции фирм и ведения бизнеса, параметры внутреннего спроса, уровень развития родственных и поддерживающих отраслей, - которые тесно связаны между собой и формируют «алмаз конкурентоспособности» (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 - «Алмаз конкурентоспособности»

Примечание - Источник: [41]

1. К входным факторам, помимо природных ресурсов и человеческого капитала, Портер относит также состояние базовой инфраструктуры, степень развития рынка капитала, систему высшего и профессионального образования, качество научных и исследовательских институтов, развитие информационной инфраструктуры.

2. Эффективное использование входных факторов возможно только при благоприятных правовых и институциональных условиях ведения бизнеса в стране и отсутствии ограничений по конкуренции. Небольшая доля государства в экономике, недискриминационное использование государственных субсидий и налогообложения создают необходимые условия для развития наиболее эффективных предприятий и отраслей. Также важное значение имеет открытость экономики, которая привносит дополнительную конкуренцию, а вместе с ней иностранные технологии и инвестиции.

3. Особенности внутреннего спроса определяют набор выпускаемой продукции и ее качество. Наличие жестких требований по защите прав потребителей или экологических стандартов, с одной стороны, ограничивает возможности многих инвесторов, а с другой - стимулирует инвестиции в новые разработки, которые не только улучшают, к примеру, экологические показатели, но и ведут к росту эффективности производства.

4. Наличие развитых и поддерживающих отраслей является ключевым фактором возникновения в экономике кластеров, которые выступают основным источником роста экономик в условиях глобализации.

Кластер - это географически близко расположенная группа взаимосвязанных компаний, поставщиков, фирм, оказывающих услуги, и институтов, работающих в одной сфере и связанных общностью и комплементарностью [40].

Таким образом, в современной теории по проблемам конкурентоспособности существуют два подхода к выделению уровней конкурентоспособности: территориальный и отраслевой. С точки зрения территориального подхода выделяют конкурентоспособность страны (макроуровень), конкурентоспособность региона (мезоуровень) и конкурентоспособность фирмы (микроуровень). Отраслевой подход выделяет национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара (микроуровень). В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, т.е. конкурентными преимуществами.

Делись добром ;)