logo
Оценка сравнительных преимуществ страны

2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси

В Беларуси экономическая политика зачастую называется социально ориентированной. В результате её проведения сохраняется высокая степень равенства доходов населения, сопоставимая со странами ЕС. Однако сам уровень доходов в Беларуси значительно отстаёт от такового в странах Центральной и Восточной Европы. На протяжении 1990-х и в начале 2000-х гг. в стране за официальной чертой бедности проживало более трети населения. Максимального значения бедность достигала в 1999 г., когда доходы 46.7% населения были ниже официальной черты бедности. За прошедшее с тех пор десятилетие уровень бедности существенно уменьшился - до 5.4%.

Традиционно расходы на социальную политику наряду с расходами на национальную экономику являются одними из самых значимых статей консолидированного бюджета. Однако объёмы социальных расходов, измеренные в процентах от ВВП, в Беларуси в сравнении с другими странами региона не являются исключительно высокими. Скорее, они соответствуют средним показателям по региону. Более того, финансирование отдельных статей социальных расходов, в особенности это касается поддержки безработных, остаётся на минимальном уровне. В последние годы снижаются государственные расходы на образование и медицину и одновременно растёт объём платных услуг в этих секторах. Уровень заработной платы в Беларуси значительно отстаёт от среднего уровня в странах Центральной и Восточной Европы - при том, что темпы роста производительности труда в Беларуси значительно выше. Термин же «социальная политика» в большей степени ассоциируется с государственной поддержкой реального сектора экономики в целом и сельского хозяйства в частности, что позволяет многим предприятиям и организациям функционировать, будучи убыточными.

Тем самым в стране поддерживается высокий уровень занятости населения, при этом заработная плата является основным источником дохода и своеобразным социальным трансфертом, предоставляемым максимальному проценту населения. Очевидно, в таких условиях важными факторами снижения бедности в стране должны быть экономический рост и механизм его трансформации в рост заработной платы посредством политики перераспределения [37].

Определение уровня бедности в стране основывается на выборе черты бедности. Лица с доходами ниже данной черты признаются бедными. Существует несколько подходов к её определению. Первый подход предполагает, что черта бедности устанавливается (официально или неофициально) на определённом уровне доходов, выраженном в стоимостном определении. В этом случае люди с доходом ниже данного уровня считаются «абсолютно бедными». Второй подход предполагает установление черты бедности не в абсолютном выражении, а относительно среднего дохода. Бедность в таком случае считается относительной. Особенностью является то, что равномерный рост доходов в стране никак не сказывается на уровне относительной бедности в связи с одновременным ростом черты бедности. Снижение или увеличение относительной бедности свидетельствует об изменении структуры распределения доходов в стране в пользу менее или наиболее обеспеченных слоёв населения.

Альтернативой прожиточного минимума являются черты бедности, которые используются в международных сравнениях, например, Всемирным банком. Эксперты этого банка выделяют три черты бедности - 1, 2.15, 4.3 доллара по паритету покупательной способности в день. Однако в случае Беларуси эти показатели являются слишком низкими и не отражают реальный уровень бедности.

В 1990-е гг. в Беларуси установился достаточно высокий уровень абсолютной бедности ввиду трансформационных процессов, проходивших в экономике и приведших к снижению доходов населения, девальвации и высокой инфляции. В 1999-2000 гг. важным фактором роста бедности явился экономический кризис в России. Достигнув в этот период уровня в 46.7% от населения, в 2001 г. бедность резко опустилась до 28.9%, что явилось результатом макроэкономической стабилизации, произошедшей на внешних рынках и в экономике Беларуси в результате политики Национального банка по стабилизации обменного курса и сдерживанию тем самым инфляции. Следующее снижение бедности началось в 2004 г (с 27.1 до 17.8%) и, очевидно, связывалось с ускорением экономического роста в стране. В 2012 г. уровень абсолютной бедности составил всего 5.4%, снизившись по сравнению с 2011 г., несмотря на глобальный экономический кризис.

Значительные скачки в уровне абсолютной бедности в конце 1990-х и начале 2000-х гг. объясняются структурой распределения населения по уровню дохода. В этот период более трети населения (34.1%) находилось в пределах 20%-го коридора от черты абсолютной бедности. Соответственно, минимальные изменения в экономической конъюнктуре передвигали этот пласт в ту или иную сторону относительно черты бедности. В последующем с ростом средних доходов населения вся эта группа передвинулась в более обеспеченные слои, если проводить измерения относительно бюджета прожиточного минимума - черты абсолютной бедности. В 2012 г. в непосредственной близости от черты бедности, незначительно её превышая, находилось всего 2.7% населения, представляя потенциальную группу риска. В пределах 20% от бюджета прожиточного минимума со стороны абсолютной бедности сконцентрировано 3.8% населения, или более двух третей от населения за чертой бедности. Это свидетельствует о достаточно низкой глубине абсолютной бедности и существенном потенциале её снижения.

Если рассматривать «портрет» абсолютной бедности, то он практически не изменился с 1995 г. В структуре по полу уровень бедности примерно одинаков с незначительным превышением бедности среди мужчин. По данным за 2012 г., за чертой бедности находилось 5.9% мужчин, в то время как абсолютная бедность среди женщин составила 5.1%. Самое маленькое расхождение наблюдалось в 2007 г.: 7.9 и 7.5% уровень бедности мужчин и женщин соответственно. Последовавшее незначительное увеличение расхождения может быть связано с экономическим кризисом, который, возможно, существенней сказался на доходах мужчин в связи с более высоким уровнем их экономической активности. Важным фактором разницы в уровнях бедности между мужчинами и женщинами является демографическая ситуация в Беларуси. Большая продолжительность жизни женщин ведёт к росту доли женщин пенсионного возраста, абсолютная бедность среди которых минимальна, поскольку уровень пенсии увязан с бюджетом прожиточного минимума.

Самыми чувствительными к проблеме бедности являются семьи с двумя и более детьми, особенно если их воспитывает одинокий родитель. Однако следует учесть, что представленные показатели бедности рассчитывались без учёта эффекта от масштаба, а потребление ребёнка рассматривалось формально равным потребностям главы семьи. Это несколько завышает уровень абсолютной бедности среди домохозяйств с детьми. Более достоверные данные могут быть получены из относительных показателей бедности.

Что касается наиболее чувствительных к риску бедности групп населения, то показатели относительной бедности подтверждают не все выводы, сделанные при анализе абсолютной бедности. В первую очередь, следует отметить резкое изменение положения людей пенсионного возраста. Согласно относительным шкалам бедности, доля людей старше 65, проживающих с доходами ниже черты бедности, сопоставима с уровнем детской бедности согласно национальной шкале и превышает его согласно модифицированной шкале ОЭСР. Такая же разница характерна для уровня благосостояния одиноких пенсионеров (старше 65-ти лет). Согласно абсолютной шкале, бедных среди них насчитывается всего 0.5%, а по модифицированной шкале ОЭСР уровень относительной бедности равен 36.6%. Это означает, что доходы большинства пенсионеров находятся лишь незначительно выше черты абсолютной бедности, а динамика бедности в стране сильно зависит от устойчивости пенсионной системы.

Второе отличие - отсутствие значимого превышения уровня бедности среди детей над средним уровнем бедности по стране. Это связано с использованием заниженных весов для детей при расчёте среднего дохода на члена семьи. Сыграло также роль и снижение самого показателя относительной бедности среди детей.

В-третьих, относительная бедность среди женщин выше, чем среди мужчин, в отличие от абсолютной бедности. С одной стороны, можно говорить о различии в структуре распределения мужчин и женщин по доходам. Доходы женщин распределены более компактно, но их среднее значение превышает порог бедности на меньшую величину в сравнении с мужчинами. С другой стороны, демографический фактор более высокой продолжительности жизни в случае относительной бедности играет противоположную роль в сравнении со случаем абсолютной бедности ввиду высокого риска относительной бедности на пенсии.

В-четвёртых, показатель относительной бедности, согласно модифицированной шкале ОЭСР, выделяет проблему бедности среди семей, в которых детей воспитывает один родитель. Ни показатель абсолютной бедности, ни показатель относительной бедности по национальной шкале не свидетельствуют о наличии особого риска для данной группы домохозяйств. Очевидно, модифицированная шкала ОЭСР смогла выделить эту группу за счёт более низкого удельного веса при оценке потребностей второго взрослого в семье (вес 0.5). Соответственно, доход от второго взрослого, наоборот, засчитывается с повышенным весом, и его отсутствие в случае семьи с одним родителем значительно подрывает благосостояние относительно среднего уровня.

Важным фактором снижения бедности должна выступать социальная политика государства. В случае если она направлена на выравнивание доходов населения и поддержание равенства, относительная и абсолютная бедность в стране должна снижаться. Наличие такой экономической политики можно оценить с помощью показателей, характеризующих степень экономического равенства в обществе, - индекса Джини и индекса фондов.

Более значимой в снижении бедности в стране является государственная политика на рынке труда. Жёсткое регулирование уровня занятости и темпов роста заработной платы оказало существенное влияние на динамику бедности в Беларуси. Сокращение доли населения, живущего за чертой абсолютной бедности, происходило синхронно со снижением уровня безработицы, за исключением 1999-2000 гг. В Беларуси во многом сохранилась советская система социальной защиты, предусматривающая предоставление социальных гарантий по месту работы. Таким образом, снижение уровня безработицы означает увеличение доходов вновь нанятого населения не только за счёт заработной платы (минимальный размер которой на конец 2012 г. составлял 90% от бюджета прожиточного минимума), но и за счёт открытия доступа к дополнительным социальным гарантиям, что автоматически выводит из-за черты абсолютной бедности.

Помимо экономической политики по сохранению максимальной занятости важную роль в снижении уровня бедности сыграла государственная политика по увеличению заработной платы и пенсий. В структуре доходов наименее обеспеченных слоёв населения данные поступления составляют 69.7% от всех доходов, и их доля растёт. В период с 2003 по 2012 гг., когда произошло основное снижение бедности, заработная плата и пенсии представителей наименее обеспеченных домохозяйств росли со средним темпом примерно 13% г/г. Более высокими темпами росли лишь государственные пособия, другие денежные доходы. Однако незначительные объёмы данных выплат не привели к значимому росту общего уровня доходов наименее обеспеченных слоёв. Большая его часть пришлась на заработную плату и пенсии - они обеспечили суммарный прирост в 78.2% за 6 лет относительно 2005 г., при общем уровне прироста в 92.7%.

Ещё одним аспектом политики на рынке труда, в частности при регулировании динамики заработной платы и пенсии, является политико-деловой цикл. Административное увеличение темпов роста заработных плат перед важными электоральными событиями существенно влияло на темпы снижения бедности в годы этих событий, в особенности в 2001 и 2004 гг.. Следовавшее затем снижение административного регулирования рынка труда сопровождалось замедлением сокращения бедности.

Во главе системы социальной защиты населения в Беларуси находится Министерство труда и социальной защиты. Оно же управляет Фондом социальной защиты населения (ФСЗН), с помощью которого осуществляется финансирование большинства социальных расходов. Сама система социальной защиты в Беларуси развивалась в несколько этапов. До начала 2000-х гг. она сохраняла многие черты, унаследованные от советской системы социальной защиты. Это значит, что средние и крупные предприятия содержали на своих балансах социальные объекты - детские сады, спортивные объекты, учебные заведения, клубы, поликлиники, санатории и др. - в которых предоставляли услуги своим сотрудникам по льготным ценам. Однако с начала 2000-х гг. начался процесс снижения социальной нагрузки на предприятия и увеличения коммерциализации предоставляемых услуг, в особенности медицинских и образовательных.