Оценка управления производственной деятельностью ЧП "Коротун"
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Предприятие ЧП «Коротун» учреждено в соответствии с требованиями законодательства.
Местонахождение Предприятия: (юридический адрес): Республика Крым, 96000, г. Джанкой, ул. Железнодорожная, 2.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчеты и другие счета в учреждениях банка, а также имеет печать, штамп и торговый знак со своими реквизитами. ЧП «Коротун» действует на основании Гражданского и Хозяйственного Кодексов и Закона «О хозяйственных обществах», в соответствии с действующим законодательством.
Целью деятельности Общества является полное и своевременное удовлетворение потребностей населения, предприятий и государства в производимой продукции и оказываемых услугах, получение прибыли и распределение ее для удовлетворения экономических и социальных интересов.
Предметом деятельности Общества являются:
- производство и реализация продуктов питания.
- создание фирменных торговых точек для реализации продукции, как собственного производства, так и товаров, приобретенных по договорам;
- организация проведения семинаров, выставок-продаж, конкурсов, ярмарок, создание игровых комплексов и их эксплуатация;
- осуществление научно-технической деятельности, разработка и внедрение новых технологий, оборудование и других средств механизации и др.
предприятие имеет право:
- владеть пользоваться и распоряжаться от своего имени своим имуществом, а также имуществом, переданным ему в пользование;
- покупать и продавать ценные бумаги от своего имени и за свой счет;
- самостоятельно продавать, передавать бесплатно, обменивать, передавать в аренду юридическим и физическим лицам имущество и нематериальные активы, отчуждать их иными способами;
- заключать договоры (соглашения, контракты), нести по ним ответственность, приобретая имущественные и неимущественные права;
- выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде;
- открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, в учреждениях банка;
- разрабатывать и регистрировать в установленном порядке знаки на собственные товары и услуги.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, бланки, круглую печать со своим наименованием и штампы, несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества, на которое согласно законодательству может быть обращено взыскание.
Прибыль предприятия формируется за счет финансово-хозяйственной деятельности. Чистая прибыль после расчетов с бюджетом и кредиторами, других материальных и приравненных к ним затрат, остается в распоряжении предприятия.
Возможные убытки предприятия покрываются из средств предприятия. Решение об источниках покрытия убытков принимает директор.
Органами управления и контроля предприятия являются:
- Директор - исполнительный орган;
Высшим органом управления ЧП «Коротун» является Собственник предприятия.
Прибыль, получаемая в результате хозяйственной деятельности, после налогообложения по действующему законодательству остается в собственности предприятия и используется для создания фондов.
ЧП «Коротун» имеет линейно-функциональную структуру управления. Организационная схема подразделений ЧП «Коротун» и структура аппарата управления.
Рис. 1. Место и роль маркетинговых служб в системе управления предприятием
Основные экономические показатели деятельности ЧП «Коротун» за 2012-2013 годов представлены в табл. 1.
"right">Таблица 1Экономические показатели ЧП «Коротун» за 2012-2013 гг.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2012 г. / 2011 г. |
2013 г. / 2012 г. |
2013 г /2011 г. |
± откл. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Объем реализации, тыс. грн. |
49150,5 |
65388,8 |
71057,7 |
133,0 |
108,7 |
144,6 |
5668,9 |
|
Сумма дохода, тыс. грн. |
46035,5 |
60649,9 |
67551,9 |
131,7 |
111,4 |
146,7 |
6902 |
|
Уровень дохода, % |
93,7 |
92,7 |
95,1 |
- |
- |
- |
2,4 |
|
Сумма затрат, тыс. грн. |
40508,5 |
55204,8 |
59958,9 |
136,3 |
108,6 |
148,0 |
4754,1 |
|
Уровень затрат, % |
82,4 |
84,4 |
84,4 |
- |
- |
- |
0 |
|
Сумма прибыли, тыс. грн. |
5527 |
5445,1 |
7593 |
98,5 |
139,4 |
137,4 |
2147,9 |
|
Рентабельность, % |
11,2 |
8,3 |
10,7 |
- |
- |
- |
2,4 |
Как показывают данные табл. 1. предприятие эффективно, и работает рентабельно. В динамике произошел рост объема реализации: в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 5668,9 тыс., с 2013 г. по 2012 г. увеличилась на 21907,2 тыс., следовательно, в целом предприятие перевыполнило свой объем реализации без учета индекса цен.
Сумма дохода увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 6902 тыс. Уровень дохода возрос на 2,4%. Сумма затрат увеличилась на 4754,1 тыс. Это означает, что у предприятия произошел абсолютный перерасход затрат. Уровень затрат не изменился, то есть статья затрат осталась не изменой. Сумма прибыли увеличилась на 2147,9 тыс.
В целом динамика по прибыли за 3 года: с 2013 г. по 2011 г. снизилась на 1,5%; а с 2012 г. по 2011 г. возросла 39,4%; с 2013 г. по 2011 г - на 37,4%.
В целом предприятие за все 3 года работало эффективно, но рекомендуется изыскать резервы по снижению затрат по сумме, а следовательно, и по статьям, а так же рассмотреть вопросы по росту рентабельности предприятия.
I. Группа отделов и служб, занимающихся непосредственно маркетингом, сбытом, отгрузкой грузов клиентам, а также послепродажным сервисом.
1. Отдел маркетинга и сбыта:
- разработка контрактов путем проработки и выбора наиболее оптимальных схем. Подготовка в соответствии с заключенными договорами документов (договора, счета-фактуры, товарно-транспортные документы);
- проведение в пределах своих полномочий переговоров с контрагентами, согласование с партнерами отдельных норм договоров, дополнений и изменений к ним. Взаимодействие с контрагентами в процессе выполнения договорных обязательств по поставке и оплате продукции, выполнению работ, предоставлению необходимой документации;
- исследование конъюнктуры рынков, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работы фирм с общими агентами, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов, другая работа по исследованию конъюнктуры рынков;
- обеспечение рекламной деятельности, организация участия фирмы в выставках и ярмарках;
- подготовка информации техническим службам относительно тенденций, складывающихся на мировом рынке, а также предложений по выведению на рынок новинок, модификации имеющихся продуктов на основе собранной и обработанной маркетинговой информации;
- планирование и организация каналов распределения фирмы;
- стратегическое и оперативное маркетинговое планирование фирмы,
- разработка бизнес-планов новых и модифицированных продуктов;
- взаимодействие с органами ТПП с целью оформления соответствующей;
- документации, подготовки коммерческих предложений, получения данных о потенциальных партнерах;
- участие в семинарах, конференциях с целью расширения деловых связей предприятия;
- организация конференций, семинаров для потребителей и посредников фирмы с целью продвижения продукции и ознакомления с новинками, получения консультаций, обучения и др.
2. Отдел отгрузки и оформления грузов:
- отгрузка грузов контрагентам;
- оформление отгрузочных и товарно-сопроводительных документов;
- подготовка необходимой документации к декларированию товаров,
II. Группа отделов и служб, занимающихся поставкой сырья и комплектующих для дальнейшего использования в процессе производства продукции.
III. Группа отделов и служб, осуществляющих планирование, учет и анализ деятельности предприятия.
1. Планово-экономический отдел (ПЭО) - планирование и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности на рынках, расчет эффективности сделок;
2. Финансовый отдел - планирование и контроль за банковскими, валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение финансовых интересов фирмы при сделках,
3. Бухгалтерия - учет и контроль операций, расчетов и движений ТМЦ, поступления выручки, анализ совместно с ПЭО результатов финансовой деятельности по фирме и рекомендации по ее улучшению.
IV. Группа отделов, занимающаяся технической поддержкой маркетинговой деятельности фирмы.
1. Отдел главного технолога (группа разработки новых изделий, группа технической документации и стандартизации, участок новой продукции):
- участие в разработке новых изделий и испытаниях опытных образцов;
- разработка предложений по модернизации производства и освоению новых технологий;
- изучение требований потребителей к качеству продукции, обеспечение их учета проектировщиками и производственниками;
2. Служба качества - решение вопросов качества, стандартизации, Обеспечение приемки сырья, приобретенных для производства, контроль их соответствия техническим требованиям, предъявляемым к соответствующим компонентам.
V. Группа отделов, обеспечивающих сопровождение процесса принятия и исполнения управленческих решений.
- административно-хозяйственных отдел - снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, др. хозяйственная работа; выполнение поручений руководства по встречам, приему, проводам представителей фирм, прибывших с деловыми целями;
- юридический отдел - помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирмы по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов фирмы в судах и арбитражах, правовое обеспечение. Из существующих видов экономической деятельности фирма осуществляет производство и продажу своей продукции, при этом объем реализации возрастает с каждым годом (табл. 2, рис. 2).
"right">Таблица 2Показатели экономической деятельности за 2011-2013 гг.
Показатели |
Годы |
Относительные изменения |
|||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2012 г. / 2011 г. |
2013 г. / 2012 г. |
2013 г. / 2011 г. |
||
Объём производства, тыс. грн. |
48867,6 |
65978,9 |
69620,1 |
135,02 |
105,52 |
142,47 |
|
Объём реализации, тыс. грн. |
46035,5 |
60649,9 |
67551,9 |
131,75 |
111,38 |
146,74 |
|
Реализация, тыс. грн. |
28166,9 |
38703,0 |
40790,2 |
137,41 |
105,4 |
144,82 |
|
Закупка, тыс. грн. |
2758,0 |
4985,5 |
5829,6 |
180,77 |
116,93 |
211,37 |
Рис. 2. Динамика общего объема реализации ЧП «Коротун» за 2011-2013 гг.
Анализ данных в табл. 2.показывает, что объемы всех указанных величин с каждым годом увеличиваются. На протяжении периода 2011-2012 гг. фирма почти в 1,5 раза увеличила объемы производства и объемы реализации (с 48867,6 до 69620,1 тыс. грн. и с 46035,5 до 67551,9 тыс. грн. соответственно).
Объемы закупок на ЧП «Коротун» за 2011-2012 гг. увеличились более чем в 2 раза (с 2758 до 5829,6 тыс. грн.). За данный период объемы реализации возросли на 44,82%, однако доля операций в общем объеме продаж несколько сократилась с 61,18% в 2011 г. до 60,38% в 2013 г.
Закончить для оценки эффективности необходимо охарактеризовать финансовое состояние данного предприятия на основании которого можно проанализировать существующее управление маркетинговой деятельности предприятия.