logo
Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценка его экономического состояния и положения на рынке

3. анализ эффективности использования основных фондов;

4 оценка использования трудовых ресурсов;

5. оценка финансовых результатов деятельности предприятия, и финансового состояния;

6. выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде;

7. планирование и прогнозирование деятельности предприятия на будущее.

Исходные данные

Таблица 1

Плановая потребность

Заключено договоров

Ткань шелковая, тысяч метров

480

500

Ткань шерстяная, тысяч метров

260

265

Нитки, тысяч катушек

790

800

Пуговицы, тысяч штук

360

330

Таблица 2

Поставщики

По

договору

Факт

поставки

Выполнение договорных обязательств поставщиками шелковой ткани

ООО "Заря"

200

200

ОАО "Мода"

200

190

ООО "Луч"

100

120

Выполнение договорных обязательств поставщиками шерстяной ткани

ЗАО "Эра"

77

81

ОАО "Кристалл"

106

100

ООО "Гамма"

82

80

Выполнение договорных обязательств поставщиками ниток

ООО "Удача"

200

200

ЗАО Шью сам

300

350

ОАО "Городок"

300

270

Выполнение договорных обязательств поставщиками пуговиц

ОАО "Мой мир"

160

161

ООО "Лето"

131

130

ЗАО "Сигма"

39

33

Таблица 3

Всего

Платье

детское

Халат

женский

Брюки

мужские

114000

Реализация продукции в базисном году, тысяч рублей

113000

43000

31000

39000

План реализации отчетного года, тысяч рублей

114700

43500

29900

41300

Фактическая реализация отчетного года, тысяч рублей

109000

План

Поступило продукции из производства, тысяч рублей

110000

Факт

14900

План

Запасы готовой продукции на складе на начало года, тысяч рублей

15600

Факт

30600

Смета

Материальные затраты, тысяч рублей

31000

Факт

45090

Смета

Расходы на оплату труда, тысяч рублей

43960

Факт

17360

Смета

Расходы на социальные нужды, тысяч рублей

16920

Факт

1360

Смета

Амортизационные отчисления, тысяч рублей

1320

Факт

3900

Смета

Прочие затраты, тысяч рублей

4200

Факт

Таблица 4

Предшест-

вующий

год

Отчетный год

Внереализа-

ционные доходы, тысяч

рублей

Внереализа-

ционные расходы, тысяч рублей

план

факт

план

факт

План

Факт

Служащие

22

23

24

Рабочие

158

159

156

Среднесписочная

численость всего

180

182

180

Всего

4900

5020

1060

1400

финансовая хозяйственная трудовой ресурс

Таблица 5

Первоначальная стоимость основных фондов, тысяч рублей

Посту-пило ОФ в теч. года, рублей

Выбыло

ОФ в теч. года, рублей

Износ основных фондов

Среднего-довая первона-чальная стоим. ОФ прошлого года, рублей

На нач. года

На кон. года

На нач. года

На конец года

Здания, сооружения

61000

60000

Передаточные устройства

22000

22000

Машины, оборудование

23000

25900

Транспортные средства

15000

20000

Инструмент, инвентарь

4000

4500

Всего

125000

132400

8720

1320

920

970

169000

Таблица 6

Состояло по списку

Принято в течение года

Выбыло в течение года

На начало года

На конец года

Предш. год

Отчет. год

Предш. год

Отчет. год

Предш. год

Отчет. год

Предш. год

Отчет. год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Уволены за прогулы

_

2

По собст-венному желанию

3

2

Призыв в армию

5

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Уход на пенсию

2

4

Другие причины, предусмо-тренные законом

2

2

Всего

155

163

163

172

20

22

12

13

Таблица 7

Валюта баланса

На начало года

132400

На конец года

130000

Заёмные

В том числе краткосроч кредиты банка

На начало года

24500

На конец года

30000

Всего

На начало года

55000

На конец года

54300

Собственный капитал

На начало года

75300

На конец года

76900

Текущиеактивы

Дебитор. задолжен-ность

На начало года

7900

На конец года

9000

Денеж. сред-ства

На начало года

20000

На конец года

17000

Готов. проду-кция

На начало года

13000

На конец года

10500

Производ-ственные запасы

На начало года

15500

На конец года

18000

1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Нет предмета исследования - нет и науки. Определение предмета имеет принципиальное значение для обоснования самостоятельности и обособленности той или иной отрасли знаний.

Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро - и микроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности.

Можно заметить что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов. Поэтому в последнее время большинство исследователей этой проблемы предметом АФХД считают экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности. Однако, как уже указывалось, хозяйственная деятельность предприятия и те процессы, что в ней происходят, являются объектом изучения многих наук.

Чтобы выделить ту часть или те отношения в этом объекте, которые относятся только к анализу, нужно исходить из сущности процессов хозяйственной деятельности. Результаты экономических процессов как следствия планируются и прогнозируются на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического формирования и затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом АФХД, а объектами. Предметом же экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.

Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в АФХД.

Только раскрыв причинно-следственные связи различных сторон деятельности, можно очень быстро просчитать, как изменятся основные результаты хозяйственной деятельности за счет того или иного фактора, произвести обоснование любого управленческого решения, рассчитать, как изменится сумма прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовой устойчивости, себестоимость единицы продукции при изменении любой производственной ситуации.

Таким образом, предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объектами АФХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д. В сельском хозяйстве, кроме этих, к объектам анализа относится степень использования земельных ресурсов предприятия (выход продукции на 100 га сельхозугодий, урожайность культур, качество почвы, состав посевных площадей и пр.).

Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки. На наш взгляд, таким существенным признаком АФХД является изучение взаимодействия явлений, причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий (объединений).

1.2 Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности

Содержание анализа хозяйственной деятельности как научной дисциплины вытекает прежде всего из тех функций, которые он выполняет в системе других прикладных экономических наук.

Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Например, закон опережающего роста производительности труда в сравнении с уровнем его оплаты должен выполняться не только в масштабах всей национальной экономики, но и на каждом предприятии и его подразделениях. В этой своей функции АФХД является средством изучения действия экономических законов в конкретных условиях производства.

Важной функцией АФХД является научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.

К функциям анализа относится также контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Вместе с тем ряд экономистов принижают или вовсе отрицают эту функцию анализа, приписывая ее исключительно бухгалтерскому учету и контролю. Безусловно, бухгалтерский учет выполняет очень существенные контрольные функции в момент регистрации, обобщения и систематизации информации о хозяйственных операциях и процессах. Однако это не исключает контроль и при проведении анализа хозяйственной деятельности. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства. Именно поэтому необходимо повышать оперативность и действенность анализа.

Центральная функция анализа, которую он выполняет на предприятии, - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

Следующая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. Это имеет большое значение. Объективная оценка деятельности предприятия поощряет рост производства, повышение его эффективности, и наоборот.

И наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности, также одна из функций АФХД.

Таким образом, анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

1.3 Виды экономического анализа

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АФХД во всех отраслях национальной экономики, или другими словами теорией анализа хозяйственной деятельности.

Объективная необходимость отраслевого АФХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику, и как следствие - характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АФХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа (теории АФХД). Теория АФХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АФХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.

По признаку времени АФХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт и т.д., что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты производства за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация АФХД по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

аудиторский (бухгалтерский) анализ - это экспертная диагностика финансового "здоровья" предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Статистический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

Каждая из названных форм АФХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, разных недостатков в работе и т.д. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность производства.

Таким образом, АФХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных, резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко - и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизации предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные "прикидки в уме". Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли АФХД, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к АФХД, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

2. Расчетная часть

2.1 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами

Материальные ресурсы определенного ассортимента и качества являются основой и необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения себестоимости. Материальные ресурсы - это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ.

Источниками информации анализа обеспеченности хозяйствующих субъектов материальными ресурсами служат данные: бизнес-плана, данные оперативно-технического и бухгалтерского учета, сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов, форма № 5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)".

На изменение объема выпуска оказывают влияние факторы, характеризующие использование материальных ресурсов в производстве:

изменение поступления материальных ресурсов (количества заготавливаемых материальных ресурсов),

изменение нормы расхода материалов (расход материала на производство единицы продукции),

изменение остатков материальных ресурсов на складе в виде запасов на начало и конец года,

изменение плановых отходов производства вследствие низкого качества.

Уровень обеспеченности предприятия сырьем и материалами определяется сравнением фактического количества закупленного сырья с плановой потребностью.

1) Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами на основании заключенных хозяйственных договоров

Таблица 2.1

Наименование

Единица

Измерения

План

завоза

Заключено

договоров фактически

Отклонение

(+; - )

%

обеспеченности

Ткань шелковая

тысяч метров

480

500

+20

104,17

Ткань шерстяная

тысяч метров

260

265

+5

101,9

Нитки

тысяч катушек

790

800

+10

101,26

Пуговицы

тысяч штук

360

330

-30

91,67

Решение:

Абсолютное отклонение = факт - план (1)

? Шелк = 500 - 480 = + 20

? Шерсть = 265 - 260 = +5

? Нитки = 800 - 790 = +10

? Пуговицы = 330 - 360 = - 30

% обеспеченности = Факт / План * 100% (2)

% об. шелк = 500/480 * 100% = 104,17%

% об. шерсть = 265/260 * 100% = 101,9%

% об. нитки = 800/790 * 100% = 101,26%

% об. пуговицы = 330/360 * 100% = 91,67%

где ? - абсолютное отклонение;

% об. - процент обеспеченности предприятия материальными ресурсами.

Вывод: Предприятие на 101,9% обеспечено шерстяной тканью, план по обеспечению шелковой тканью перевыполнен на 4, 17%, нитками на 1,26%. План по обеспечению предприятия пуговицами недовыполнен на 8,33%. Необходимо выяснить, кто из поставщиков срывает поставку пуговиц, связаться с ними и принять соответствующие меры.

2) Анализ выполнения договорных обязательств поставщиками ткани шелковой

Таблица 2.2

Наименование поставщиков

Запланировано по

договору

Фактические

поставки

Отклонение

(+; - )

%

выполнения

договора

ООО "Заря"

200

200

0

100

ОАО "Мода"

200

190

-10

95

ООО "Луч"

100

120

+20

120

Итого:

500

510

+10

102

Решение:

Итого запланировано по договору = 200 + 200 + 100 = 500

Итого фактические поставки = 200 + 190 + 120 = 510

? ООО "Заря" = 200 - 200 = 0

? ОАО "Мода" = 190 - 200 = - 10

? ООО "Луч" = 120 - 100 = +20

? Итого = 510 - 500 = +10

% об. ООО "Заря" = 200/200 * 100% = 100%

% об. ОАО "Мода" = 190/200 * 100% = 95%

% об. ООО "Луч" = 120/100 * 100% = 120%

% об. Итого = 510/500 * 100% = 102%

где ? - абсолютное отклонение;

% об. - процент выполнения договорных обязательств поставщиками шелковой ткани.

Вывод: ООО "Заря" выполнило договорные обязательства перед предприятием по поставке шелковой ткани на 100%, ООО "Луч" перевыполнило план поставки на 20%, а ОАО "Мода" недовыполнило свои обязательства перед предприятием на 5%. Следовательно, предприятие обеспечено шелком на 102%. Необходимо связаться с поставщиками ОАО "Мода", выяснить и устранить причины недопоставки шелка.

3) Анализ выполнения договорных обязательств поставщиками шерстяной ткани

Таблица 2.3

Наименование поставщиков

Запланировано по

договору

Фактические

поставки

Отклонение

(+; - )

%

выполнения

договора

ЗАО "Эра"

77

81

+4

105, 19

ОАО "Кристалл"

106

100

-6

94,34

ООО "Гамма"

82

80

-2

97,56

Итого:

265

261

-4

98,49

Решение:

Итого запланировано по договору = 77 + 106 + 82 = 265

Итого фактические поставки = 81 + 100 + 80 = 261

? ЗАО "Эра" = 81 - 77 = +4

? ОАО "Кристалл" = 100 - 106 = - 6

? ООО "Гамма" = 80 - 82 = - 2

? Итого = 261 - 265 = - 4

% об. ЗАО "Эра" = 81/77 * 100% = 105, 19%

% об. ОАО "Кристалл" = 100/106 * 100% = 94,34%

% об. ООО "Гамма" = 80/82 * 100% = 97,56%

% об. Итого = 261/265 * 100% = 98,49%

где ? - абсолютное отклонение;

% об. - процент выполнения договорных обязательств поставщиками шерстяной ткани.

Вывод: ЗАО "Эра" выполнило договорные обязательства перед предприятием по поставке шерстяной ткани на 105, 19%; ОАО "Кристалл" недовыполнило план поставки на 5,66%; ООО "Гамма" недовыполнило план поставки на 2,44%, в результате чего предприятие недополучило 1,51% шерстяной ткани. Процесс производства может быть приостановлен из-за недополучения шерстяной ткани. Необходимо связаться с ООО "Гамма" и ОАО "Кристалл", выяснить и устранить причины недопоставок шерсти.

4) Анализ выполнения договорных обязательств поставщиками ниток

Таблица 2.4

Наименование поставщиков

Запланировано по

договору

Фактические

поставки

Отклонение

(+; - )

%

выполнения

договора

ООО "Удача"

200

200

0

100

ЗАО "Шью сам"

300

350

+50

116,67

ОАО "Городок"

300

270

-30

90

Итого:

800

820

+20

102,5

Решение:

Итого запланировано по договору= 200 + 300 + 300 = 800

Итого фактические поставки = 200 + 350 + 270 = 820

? ООО "Удача" = 200 - 200 = 0

? ЗАО "Шью сам" = 350 - 300 = +50

? ОАО "Городок" = 270 - 300 = - 30

? Итого = 820 - 800 = +20

% об. ООО "Удача" = 200/200 * 100% = 100%

% об. ЗАО "Шью сам" = 350/300 * 100% = 116,67%

% об. ОАО "Городок" = 270/300 * 100% = 90%

% об. Итого = 820/800 * 100% = 102,5%

где ? - абсолютное отклонение;

% об. - процент выполнения договорных обязательств поставщиками ниток.

Вывод: ООО "Удача" выполнило договорные обязательства перед предприятием по поставке ниток на 100%. ЗАО "Шью сам" перевыполнило план поставки на 16,67%. ОАО "Городок" недовыполнило поставки на 10%. Всего предприятие обеспечено нитками на 102,5%. Необходимо связаться с ОАО "Городок", выяснить и устранить причины недопоставок ниток.

5) Анализ выполнения договорных обязательств поставщиками пуговиц

Таблица 2.5

Наименование поставщиков

Запланировано по

договору

Фактические

поставки

Отклонение

(+; - )

%

выполнения

договора

ОАО "Мой мир"

160

161

+1

100,6

ООО "Лето"

131

130

-1

99,24

ЗАО "Сигма"

39

33

-6

84,6

Итого:

330

324

-6

98,18

Решение:

Итого запланировано по договору = 160 + 131 + 39 = 330

Итого фактические поставки= 161 + 130 + 33 = 324

? ОАО "Мой мир" = 161 - 160 = +1

? ООО "Лето" = 130 - 131 = - 1

? ЗАО "Сигма" = 33 - 39 = - 6

? Итого = 324 - 330 = - 6

% об. ОАО "Мой мир" = 161/160 * 100% = 100,6%

% об. ООО "Лето" = 130/131 * 100% = 99,24%

% об. ЗАО "Сигма" = 33/39 * 100% = 84,6%

% об. Итого = 324/330 * 100% = 98,18%

где ? - абсолютное отклонение;

% об. - процент выполнения договорных обязательств поставщиками пуговиц.

Вывод: ОАО "Мой мир" выполнило договорные обязательства перед предприятием по поставке пуговиц на 100,6%, ООО "Лето" и ЗАО "Сигма" недовыполнили план поставки на 0,76% и 15,4% соответственно. Итого, предприятие обеспечено пуговицами на 98,18%. Из - за недообеспеченности предприятия пуговицами может быть сорван процесс производства. Следует выяснить причины невыполнения договоров поставки ООО "Лето" и ЗАО "Сигма". При необходимости заключить договора на поставку пуговиц с другими поставщиками.

2.2 Анализ производства и реализации продукции

Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличена выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная)"Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация", бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Необходимо оценить также риск невостребованной продукции. Для этого нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.

1) Выполнение плана реализации

Таблица 2.6

Показатель

Базисный год

Отчетный

год

Отклонение

(+; - )

Процент

план

факт

От плана

От базиса

Выполне-ния плана

Темп роста

Объем реализованной продукции, рублей

114000

113000

114700

+1700

+700

101,5%

100,6%

Решение:

? от плана = 114700 - 113000 = +1700

? от базиса = 114700 - 114000 = +700

% Выполнения плана = факт / план * 100% (3)

% темпа роста = факт / базисный год * 100% (4)

% Вп = 114700/113000 * 100% = 101,5%

% темпа роста = 114700/114000 * 100% = 100,6%

где ? - абсолютное отклонение;

% Вп - процент выполнения плана.

Вывод: В отчетном году продукции было реализовано на 0,6% больше, чем в базисном, т.е. на 700 тысяч рублей и на 1,5% больше, чем было запланировано, что составляет 1700 тысяч рублей.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту.

Ассортимент - состав однородной продукции по видам, сортам и маркам.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние.

Внешние - конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально - технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам и т.д.

Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, недостаток электроэнергии, недостаток в системе управления и т.д.

2) Выполнение плана по ассортименту, тысяч рублей

Таблица 2.7

Наименование

План

Отчет

В счет плана

% выполнения плана по ассортименту

Брюки мужские

39000

41300

39000

105,9

Халат женский

31000

29900

29900

96,45

Платье детское

43000

43500

43000

101,16

Итого

113000

114700

111900

101,5

Решение:

Итого по плану = 39000 + 31000 + 43000 = 113000

Итого фактически = 41300 + 29900 + 43500 = 114700

% Вп б. м. = 41300/39000 * 100% = 105,9%

% Вп х. ж. = 29900/31000 * 100% = 96,45%

% Вп п. д. = 43500/43000 * 100% = 101,16%

% Вп Итого = 114700/113000 * 100% = 101,5%

где % Вп - процент выполнения плана по ассортименту.

Вывод: План по брюкам мужским предприятие перевыполнило на 5,9% или на 2300 тысяч рублей. Платьев детских предприятие выпустило на 1,16% больше, чем было запланировано, что составляет 500 тысяч рублей. План по выпуску женских халатов был недовыполнен на 3,55% или на 1100 тысяч рублей. В целом, работу предприятия можно признать удовлетворительной, т.к. итого план по ассортименту был выполнен предприятием на 101,5%.

Основные факторы, влияющие на объем производства и реализации продукции:

1. обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

2. обеспеченность предприятия основными средствами и эффективность их использования;

3. обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования.

3) Анализ влияния факторов на объем реализованной продукции, рубли

Таблица 2.8

Показатели

План

Отчет

Отклонение (+; - )

% выполнения плана

Товарные ресурсы

Остатки готовой продукции на складе на начало года

14900

15600

+700

104,7

Поступление продукции из производства

109000

110000

+1000

100,9

ИТОГО

123900

125600

+1700

101,37

Наименование использования товарных ресурсов

Реализованная продукция покупателям

113000

114700

+1700

101,5

Остатки готовой продукции на складе на конец года

10900

10900

0

100

ИТОГО

123900

125600

+1700

101,37

Решение:

Итого запланировано товарных ресурсов = 14900 + 109000 = 123900

Итого фактических товарных ресурсов = 15600 + 110000 = 125600

Ок. г. по плану = Итого Т. р. - Рпл. (5)

Ок. г. факт. = Итого Т. р. - Рфакт. (6)

Ок. г. по плану = 123900 - 113000 = 10900

Ок. г. факт. = 125600 - 114700 = 10900

? Он. г. = 15600 - 14900 = +700

? П = 110000 - 109000 = +1000

? Р = 114700 - 113000 = +1700

? Ок. г. = 10900 - 10900 = 0

? Итого Т. р. = 125600 - 123900 = +1700

% Вп Он. г. = 15600/14900 * 100% = 104,7%

% Вп П. = 110000/109000 * 100% = 100,9%

% Вп Р. = 114700/113000 * 100% = 101,5%

% Вп Ок. г. = 10900/10900 * 100% = 100%

% Вп Итого = 125600/123900 * 100% = 101,37%

? - абсолютное отклонение;

% Вп - процент выполнения плана;

Он. г. - остатки готовой продукции на складе на начало года;

Р - реализованная покупателям продукция;

П - поступление продукции из производства;

Т. р. - товарные ресурсы;

Ок. г. - остатки готовой продукции на складе на конец года.

Вывод: По факту остатков готовой продукции на складе на начало года оказалось больше, чем было запланировано на 4,7% или на 700 рублей. Произведено продукции больше, чем планировалось на 1000 рублей, что составляет 0,9%. Итого товарных ресурсов на предприятии оказалось на сумму 125600 рублей, что больше, чем было запланировано на 1700 рублей или на 1,37%. Покупателям было реализовано продукции на 1700 тысяч рублей больше, чем было запланировано, т.е. план по реализации выполнен на 101,5%. Остатков готовой продукции на складе на конец года столько же, сколько и было запланировано - 10900 тысяч рублей.

Из таблицы видно, что план по реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года.