logo
Оценка финансового состояния предприятия и механизм его оздоровления

1.2 Понятие финансового оздоровления

Финансовое оздоровление - это новая процедура, появившаяся с введением Закона о банкротстве 2002 г. Она направлена на восстановление платежеспособности должника. Существует еще одна процедура, связанная с оздоровлением, - санация (в законе 1992 г она относилась к судебным процедурам, а в законе 1998 и 2002 г является досудебной процедурой) Разница между ними заключается в следующем:

- досудебная санация является добровольной процедурой и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учредитель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обязательства перед этим учредителем);

- во время внешнего управления, кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги (т. е. долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончания процедуры);

- при финансовом оздоровлении должник начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры (в соответствии с графиком), одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению.

При наличии стадии финансовой неустойчивости или скрытой стадии банкротства антикризисное управление заключается в выборе и реализации следующих методов финансового оздоровления: общих, оперативных, локальных, долгосрочных (до 1,5 лет) и долгосрочных инвестиционных (сроком более 1,5 лет), в совокупности представляющие полный комплекс методов финансового оздоровления.

Критериями выбора методов финансового оздоровления могут выступить следующие группы показателей:

1-я группа. Показатели, характеризующие внешние признаки несостоятельности:

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

- коэффициент тяжести просроченных обязательств.

При наличии у предприятия внешних признаков несостоятельности, следует применять общие и оперативные методы оздоровления.

2-я группа. Показатели, характеризующие эффективность управления предприятием:

- рентабельность продукции:

- рентабельность активов;

- рентабельность собственного капитала;

- наличие убытков.

К предприятию-должнику, имеющему неудовлетворительные показатели второй группы, применяются локальные мероприятия по улучшению финансового состояния.

3-я группа. Показатели, характеризующие производственный и рыночный потенциал:

- состояния производства и реализации продукции (объем произведенной и реализуемой продукции, ее конкурентоспособность);

- состояния и использования производственных ресурсов (численность, производительность труда, фондоотдача, коэффициент износа основных фондов, структура оборотных активов, оборачиваемость оборотных активов).

Неудовлетворительные значения показателей 3-й группы свидетельствуют о глубоком финансовом и производственном кризисе и требуют ликвидации предприятия или в случае сохранения предприятия, последовательного применения всего комплекса методов финансового оздоровления с реализацией долгосрочных мероприятий финансового оздоровления. капитал платежеспособность финансовый доход

Полный комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия включает реализацию общих, оперативных, локальных и долгосрочных методов. Алгоритм выбора методов финансового оздоровления предприятия представлен на рисунке 4.

Общие методы финансового оздоровления формируются на основе предварительной оценки финансового состояния предприятия. Особенность данных мер заключается в том, что они могут применяться как на предприятии, находящемся в условиях кризиса, так и в условиях благополучного функционирования с целью сохранения достигнутых результатов или их улучшения.

Прежде всего, финансовым менеджерам необходимо обратить внимание на то, достаточно ли средств у предприятия для осуществления текущей деятельности. С этой целью проводится анализ достаточности средств (разность между текущими доходами и расходами предприятия), устанавливается жесткий контроль затрат, в том числе вводятся меры по экономии текущих затрат, возможна замена руководителя.

Положительные результаты общих методов финансового оздоровления могут быть достигнуты посредством разработки эффективных мер по управлению денежным оборотом предприятия, формированием фондов денежных средств и контролем за их рациональным использованием, координацией финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения денег.

Если по результатам предварительной оценки финансового состояния выявлены внешние признаки несостоятельности (неудовлетворительные результаты коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициента тяжести просроченных обязательств), то с целью устранения внешних факторов несостоятельности (банкротства) необходимо довести эти коэффициенты до нормативных (рекомендуемых) значений. С этой целью реализуются оперативные методы финансового оздоровления (рисунок 4).

Рисунок 4 - Алгоритм выбора методов финансового оздоровления предприятия

Основная задача этих методов - восстановление платежеспособности посредством: совершенствования платежного календаря (документа, отражающего движение денежных средств по срокам их поступления и использования); регулирование уровня незавершенного производства; перевод низкооборотных активов (неликвидных) в высокооборотные (ликвидные); реструктуризация кредиторской задолженности; реструктуризация дебиторской задолженности.

В случае если результаты предварительной оценки финансового состояния предприятия неудовлетворительны, имеются внешние признаки несостоятельности и отмечена неэффективность управления деятельностью предприятия, то при данных обстоятельствах к предыдущим методам финансового оздоровления необходимо дополнительно включить разработку и реализацию локальных методов финансового оздоровления.

На данном этапе реализуются следующие мероприятия: приостановление штрафных санкций за просроченную кредиторскую задолженность, обеспечение достаточности финансовых ресурсов для покрытия вновь возникающих текущих обязательств, постепенное погашение старых долгов, реструктуризация предприятия, реализация избыточных высокооборотных активов, разработка возможностей привлечения дополнительных внутренних источников финансирования, в том числе посредством реализации избыточных активов, сокращение затрат до минимально допустимого уровня.

Цель проведения локальных мероприятий заключается в обеспечении устойчивого финансового положения предприятия в среднесрочной перспективе (до 1,5 лет), в повышении эффективности управления предприятием, которые должны проявиться в стабильном поступлении выручки от реализации продукции, работ, услуг, в достаточном уровне ликвидности активов (до рекомендуемых значений), в повышении рентабельности продукции до 3-5 %.

В случае если результаты предварительной оценки финансового состояния оказываются по прежнему не удовлетворительными, предприятие имеет внешние признаки несостоятельности, подтверждена неэффективность управления деятельностью предприятия и отмечены неудовлетворительные результаты по группе показателей, характеризующих производственный и рыночный потенциал должно быть принято решение о выполнении полного комплекса финансового оздоровления, т. е. к ранее названным необходимо дополнительно проведение и долгосрочных методов финансового оздоровления.

Долгосрочные методы финансового оздоровления направлены на привлечение дополнительных инвестиций с целью создания стабильной финансовой базы предприятия.

Цель их проведения заключается в обеспечении устойчивого финансового положения предприятия в долгосрочной перспективе более 1,5 лет, за счет создания оптимальной структуры баланса и финансовых результатов, устойчивости финансовой системы предприятия к неблагоприятным внешним воздействиям.

Долгосрочными методами финансового оздоровления являются: активный маркетинг с целью поиска перспективной рыночной ниши, поиск стратегических инвестиций, смена активов под новую продукцию.

Таким образом, выбор мероприятий, способствующий финансовому оздоровлению компании зависит от того, в каком финансово-экономическом состоянии находится предприятия и каков уровень кризисных проявлений. В том случае, когда у кризис еще не проявил глубокий финансово-экономический характер, то зачастую бывают достаточными меры, способствующие локализации того или иного вида кризиса. Подобные меры могут выражаться в форме экономии текущих расходов, восстановлении социально психологического климата в коллективе, устранении конфликта и т.д. Но в тех случаях, когда уже проявляются первые признаки финансово-экономического кризиса, происходит обострение ситуации. В случае таких проявлений, для одних предприятий и организации бывает достаточным внедрением мер, которые обеспечивали финансовое оздоровление. Такие оперативные и общие меры могут быть осуществлены без прерывания обычного процесса функционирования организации. Но в случае, когда обстоятельства являются более серьезными, то организация должна осуществить мобилизацию всех сотрудников и создать кризис-группы, в которые входили бы кризисные менеджеры. Основной задачей таких групп является осуществление разработки и реализации мероприятий, которые направлены на локализацию и вывод организации и ситуации кризиса.

В качестве гарантов, обеспечивающих выполнение обязательств исходя из утвержденного графика, выступают лица, которые предоставляют обеспечение. В том случае, если исполнить указанную обязанность они будут не в состоянии, то в таком случае им надлежит нести ответственность, которая определяет стоимостью имущественных прав и имущества, которое они предоставили для обеспечения исполнения взятых на себя обязательств.

С ходатайством о введении финансового оздоровления к первому собранию кредиторов не позднее, чем за 15 дней до дня проведения собрания имеют право обращаться:

- учредители (участники) должника - они принимают решение о ходатайстве на общем собрании большинством голосов присутствующих;

- собственник имущества должника - унитарного предприятия, решение о ходатайстве принимает орган, уполномоченный собственником;

- уполномоченный государственный орган;

- третье лицо (третьи лица) по согласованию с должником.

К решению об обращении с ходатайством прилагаются план финансового оздоровления (если ходатайствуют учредители, участники, собственник), график погашения задолженности, сведения об обеспечении исполнения обязательств и другие документы. Яшин А.Н. Прогнозирование банкротства и разработка антикризисной программы // Современный капитал. - 2012. - №2. - С.41-68.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок начисления процентов определяется с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора или до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если такое погашение не произошло до открытия конкурсного производства.

Неустойка (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам, в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Управление должником в ходе финансового оздоровления. В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями (таблица 1). Сурин В.В. Антикризисное управление: практическое использование идеальных ресурсов // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - №3. - С.25-32.

Однако на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, содержащего сведения о ненадлежащем исполнении руководителем должника плана финансового оздоровления или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности.

Таблица 1 - Полномочия органов управления финансовым оздоровлением

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок:

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

- в совершении, которых у должника имеется заинтересованность;

- которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

- которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника;

- которые влекут за собой возникновение новых обязательств должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших посла введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

1) влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

2) связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

3) влекут за собой уступку прав требовании, перевод долга;

4) влекут за собой получение займов (кредитов).

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение принимать решение:

Должник не вправе без согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом:

- о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

- отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им, либо обременять предмет залога правами и притязаниями третьих лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором залога и не вытекает из существа залога.

Таблица 2 - Права и обязанности административного управляющего

Обязанность административного управляющего

Права административного управляющего

1

2

- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, когда это делает реестродержатель;

- созывать собрания кредиторов;

- требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

- принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;

- рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения по ним;

- предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

- осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредитором;

- осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;

- в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения;

- исполнять иные предусмотренные Законом о банкротстве обязанности.

- согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях;

- обращаться п арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководи- теля должника в случаях, установленных Законом о банкротстве;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;

- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;

- осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве полномочия.

Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует с даты его утверждения арбитражным судок до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом (таблица 2). Короткова Л. Банкротство предприятия // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2013. - №5. - С.3-4.

Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении другой процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения, соответственно, внешнего или конкурсного управляющего.

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее, чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

График погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.

Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной Законом о банкротстве.

Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. В этом случае на основании отчета должника о досрочном окончании финансового оздоровления арбитражный суд может вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности (непогашение задолженности в установленные сроки и (или) и установленных размерах) учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через 14 дней, с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений или погасить требования кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Собрание кредиторов может принять решение о внесении изменений в график, после чего эти изменения утверждаются арбитражным судом. Также собрание кредиторов может отказать в утверждении изменений в графике погашения задолженности и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления. В случае удовлетворения этого ходатайства арбитражным судом вводится процедура внешнего управления или конкурсного производства.

Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

- определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления;

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности в течение более чем пяти дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, с требованием об исполнении должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Денежные средства, полученные в результате исполнения лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств, перечисляются на счет должника для расчетов с кредиторами.

В случае удовлетворения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, требования этих лиц погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди.

Споры между лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, и административным управляющим, конкурсными кредиторам и уполномоченными органами разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве.

В заключение первой главы выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.

Стабильность и устойчивость финансового состояния предприятия находятся в зависимости от того, какие результаты финансовой, коммерческой и производственной деятельности оно показывает. В случае успешного выполнения предприятием своих финансовых и производственных планов, предприятие имеет устойчивое финансовое положение, а выполнение указанных планов оказывает на него положительное влияние. В случае же когда производственные планы, а также планы по реализации продукции предприятия не выполняются, себестоимость продукции предприятия растет, а выручка от реализации и прибыль компании - снижаются. Такое положение может привести у ухудшения платежеспособности и финансового состояния организации.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятия и множество способов анализа этой деятельности. Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности является классическим способом анализа, и его проведение включает следующие этапы:

- сбор информации и оценка ее достоверности, отбор данных из форм бухгалтерской отчетности за требуемый период времени;

- преобразование типовых форм бухгалтерской отчетности в аналитическую форму;

- характеристика структуры отчета - вертикальный анализ и изменения показателей - горизонтальный анализ;

- расчеты и группировки показателей по основным направлениям анализа;

- установление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов;

- подготовку заключения о финансово-экономическом состоянии предприятия;

- выявление "узких мест" и поиск резервов;

- разработка рекомендаций по улучшению финансово-экономического состояния предприятия.

Указанные составляющие при взаимосвязи, представляют собой общую структуру финансового анализа, на основании которой производят расчеты и группировки показателей, дающих наиболее точную и объективную картину текущего экономического состояния предприятия.

Анализ финансового состояния не представляет сложности при наличии всех необходимых данных и предполагает небольшие затраты времени для исследования тактических аспектов деятельности предприятия.

Выбор мероприятий, способствующий финансовому оздоровлению компании зависит от того, в каком финансово-экономическом состоянии находится предприятия и каков уровень кризисных проявлений. В том случае, когда у кризис еще не проявил глубокий финансово-экономический характер, то зачастую бывают достаточными меры, способствующие локализации того или иного вида кризиса. Подобные меры могут выражаться в форме экономии текущих расходов, восстановлении социально психологического климата в коллективе, устранении конфликта и т.д. Но в тех случаях, когда уже проявляются первые признаки финансово-экономического кризиса, происходит обострение ситуации. В случае таких проявлений, для одних предприятий и организации бывает достаточным внедрением мер, которые обеспечивали финансовое оздоровление. Такие оперативные и общие меры могут быть осуществлены без прерывания обычного процесса функционирования организации. Но в случае, когда обстоятельства являются более серьезными, то организация должна осуществить мобилизацию всех сотрудников и создать кризис-группы, в которые входили бы кризисные менеджеры. Основной задачей таких групп является осуществление разработки и реализации мероприятий, которые направлены на локализацию и вывод организации и ситуации кризиса.

В качестве гарантов, обеспечивающих выполнение обязательств исходя из утвержденного графика, выступают лица, которые предоставляют обеспечение. В том случае, если исполнить указанную обязанность они будут не в состоянии, то в таком случае им надлежит нести ответственность, которая определяет стоимостью имущественных прав и имущества, которое они предоставили для обеспечения исполнения взятых на себя обязательств.