Оценка эффективности деятельности государственной службы занятости на российском рынке труда

дипломная работа

1.3 Государственная служба занятости как посредник государства на рынке труда

Специфика нашего общества такова, что факт потери работы рассматривается как личное поражение, следствие профессиональной некомпетентности, интеллектуальных или физических недостатков, при этом роль обстоятельств не зависящих от воли человека, игнорируется или недооценивается. Например, широко распространен взгляд на профессиональною стабильность как на показатель профессионального и личностного благополучия. При таком отношении факт переориентации в профессии рассматривается (хотя бы на первых порах) как ситуация поражения.

Положение человека в ситуации потери работы предъявляет к нему особые требования, основной смысл которых заключается в том, чтобы не ждать, когда ситуация изменится сама собой, а принять ряд важных самостоятельных решений.

Сначала человек должен выстроить для себя модель «потребного» будущего с учетом реальных возможностей и ограничений, а затем -- начать активно действовать, ориентируясь на эту модель и сообразуя свои действия с изменяющимися условиями. Успешность таких действий определяется тем, сумеет ли человек задействовать механизмы саморегуляции, и зависит от сформированности опыта субъектной активности. При этом, чем выше уровень сформированности опыта субъектной активности и осознанной саморегуляции, тем продуктивнее активность человека в избираемой им стратегии разрешения кризисной ситуации.

Кризис может быть разрешен разными путями: человек может воспользоваться конструктивными стратегиями совладания, выбрать путь ухода от проблем и следовать, например, саморазрушающей стратегии (уход в наркоманию, пьянство). Этот выбор будет определяться и личностными особенностями человека. Так, в восприятии стрессогенной ситуации широкий диапазон: одно и то же событие может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным.

Помимо людей, явно негативно переживающих положение безработного, есть и так называемые «счастливые» безработные, которые не поддаются «неврозу безработицы» (им присуще оптимистичное видение мира и умение использовать освободившееся время для новых продуктивных занятий). Другому же, невротизированному, типу безработных свойственна скорее апатия, нежели депрессия. Безработный становится все более безразличным ко всему и все реже проявляет инициативу. Своеобразно перерабатывается положение незанятости сознанием невротической личности: из этого положения извлекается своеобразная психологическая выгода (все свои неудачи приписываются безработице). [21]

Отметим еще два негативных момента, наблюдаемых в психологическом самочувствии безработных.

Во-первых, очень часто безработные страдают из-за отсутствия регулярной деятельности, резкого сокращения возможностей организации своего времени.

И, во-вторых, происходит сокращение рабочих контактов и неформальных дружеских отношении.

Кризисный характер ситуации потери работы обусловлен не только (а может быть, не столько) самим этим фактом, но и тем, что он влечет за собой и другие потери: статуса, привычного круга общения, материального достатка и т.д.

В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве.

Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.

Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют «меру участия» государственной службы занятости в психологической адаптации безработных.

Степень адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится. Особое значение в этом процессе принадлежит государственной службе занятости (таблица 1 Приложения Б).

В истории функционирования государственной службы занятости можно выделить три этапа.

Первый из них, относимый к периоду 1991-1992 гг., - «нулевой» этап становления и развития в основном местных служб занятости. Для него характерно довольно быстрое создание на базе прежних бюро по трудоустройству и отделов труда органов принципиально нового типа - бирж труда и центров занятости.

С 1993 г. начинается второй этап развития государственной службы занятости. В законодательство внесены изменения и дополнения о ее статусе, гарантиях занятости, регистрации безработных, обеспечивавшие усиление централизации рынков труда. В два раза увеличены платежи в фонды занятости, возросли и нормы отчисления в пользу центра. Федеральная служба занятости превращается в ведомство с разветвленной, субординируемой системой подчиненных ей местных органов, солидной финансовой и материальной базой.

С 2001 года начинается третий этап в истории функционирования государственной службы занятости, предполагающий реализацию государственной политики содействия занятости населения в качественно новых условиях финансирования.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года был упразднен Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и финансирование политики занятости осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В этой связи возникла необходимость принципиального реформирования службы занятости, которое было осуществлено по двум основным направлениям:

-- перестройка структуры органов службы занятости населения и их финансового обеспечения;

-- изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.

Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. [22]

На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Органы службы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

Делись добром ;)