Оценка эффективности деятельности кластера среднетехнологичных отраслей производства на примере машиностроения

дипломная работа

Глава 2. Инновационные особенности отрасли машиностроения в Российской Федерации

В ноябре 2008 года была принята концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Основная задача, которая стоит перед правительством - это осуществление перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста. Данный переход, должен обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Несмотря на то, что Российская Федерация обладает значительным потенциалом развития, включая: высокий образовательный уровень населения, большие разведанные запасы природных ресурсов и энергетического топлива. В тоже время, сохранение сырьевой ориентации приводит к тому, что в большинстве отраслей наблюдается значительное технологическое отставание. В последние годы отправной точкой для улучшения общего инновационного потенциала страны стал рост внимания региональному развитию страны. Теперь каждый регион должен вносить свой вклад в общее развитие инновационной структуры страны. Однако, не у каждой области, округа, района и территории есть возможность иметь на своих предприятиях передовые технологии, высококвалифицированных специалистов. Региональные инновации и технологическая политика способствуют региональному развитию и региональному единству, но не во всех случаях. Зачастую, те технологии, которые будут применимы в одних регионах, в других просто не найдут себе применения. Именно те регионы, в которых инновационные технологии могут не найти своего применения, ставят под сомнение своё значение для инновационного продвижения страны вообще. В современной России именно эта проблема приводит к тому, что одни регионы финансируются в большей степени, чем другие. Возникает существенный дисбаланс, сопровождаемый явной дискриминацией. Экономический рост в период 2000-2007 года, экономический кризис в период 2008-2012 годов, а также падение национальной валюты в 2014 - 2015 году подтвердили продолжающиеся движение и зависимость от сырьевой экономики. Данные экономические тенденции дают возможность осознанно подойди к анализу инновационного пути, на котором стоит Россия.

Проблемы, которые возникают у регионов при их ориентации и последовательном движении в направлении инновационного развития, обусловливаются такими факторами как:

- высокая дифференциация по уровням социально-экономического развития регионов в ресурсном обеспечении перехода большинства регионов на путь инновационного развития. В ходе исследований Институтом проблем развития науки РАН только 11 регионов в РФ обладают высоким инновационным потенциалом. Основная проблема состоит в том, что модели и стратегии инновационного развития разрабатываются именно для таких «регионов-лидеров»;

- исторически сложившиеся неравномерности по регионам академических организаций в сочетании с активностью вузовского сектора науки, представляющие собой в совокупности научно-инновационный потенциал региона. Таким образом, индекс-локализации (ИЛ) в регионах-лидерах составляет около 1,65 %, а в регионах-аутсайдерах менее 0,50%. На современном этапе, как и во многих других отраслях, в реальном секторе производства Российской Федерации нужна модернизация народного хозяйства. Сама модернизация в народном хозяйстве должна протекать по двум направлениям: техническому обновлению и изменению самой структуры экономики страны. На данный момент наиболее перспективными отраслями в России можно считать нефтехимия, глубокая переработка лесоматериалов, производство синтетических материалов.

На сегодняшний день Министерство экономического развития РФ приняло программу по расширению поддержки инновационных кластеров в российских регионах, включив новый Пермский кластер по оптическим технологиям. В течении 2013- 2015 годов 26 кластеров РФ входящих в программу Министерства экономического развития получили около 98 млрд. рублей из бюджетов различного уровня, а так же 362 млрд. рублей внебюджетных инвестиций. В 2013 году субсидии составляли 1,3 млрд. Рублей, в 2014 году- 2,5 млрд. рублей, но в 2015 финансирование сократилось вдвое. При этом около 70% выделяемых денежных потоков идёт на развитие инфраструктуры кластеров. Интересный факт, что из 26 кластеров эффективно функционируют только лишь 4 кластера.

1. Нефтехимический кластер Башкортостана;

2. Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины Калужской области;

3. Кластер информационных технологий новосибирской области;

4. Аэрокосмический кластер Самарской области.

В данной работе за основу анализа функционирования кластера выделена отрасль машиностроения.

Ниже будет рассмотрен кластер Приволжского федерального округа, так как в данном работе будет анализироваться работа отрасли машиностроения, а в этом округе сформировали 2 кластера на базе этой отрасли.

Итак, для оценки состояния отрасли производства автомобилей мы проанализируем финансирование данной отрасли по сравнению с другими за 2012 и 2013 года.

2.1 Отрасль машиностроения в Российской Федерации

Выбор машиностроительной отрасли для анализа инновационных возможностей кластеров в развитии регионов России определяется следующими соображениями.

1. Уровень инновационности отраслей обрабатывающей промышленности России можно рассматривать как низкий.

2. Отрасль машиностроения является главным передаточным звеном между отраслями, находящимися на переднем крае технологического прогресса и комплексом отраслей, обеспечивающим создание валового национального продукта и продукта региона

3. В условиях, когда становится особо актуальным процесс импортозамещения в отраслях, создающих новые технологии для экономики страны в целом, именно на отрасли машиностроения ложится ответственность за распространение передовых технологий по отраслях производства как капитальных товаров, так и потребительских.

Именно отрасль машиностроения имеет колоссальную социальную значимость для населения, так как является поставщиком необходимых предметов потребления, именно данная отрасль обеспечивает оборудованием и машинами другие отрасли. Благодаря своей позиции, отрасль является связующим звеном между достижениями наука-технического прогресса и повседневной жизнью человека.

В Российской Федерации отрасль машиностроения является одной из самых емких отраслей. В отрасль входят производство различного оборудования, всевозможных приборов и машин. «Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. Всего в мире, в машиностроении занято более 80 млн. человек, а количество производимых индивидуальных изделий достигает 3 млн. В Российской Федерации в сфере машиностроения работает более 3.5 млн. человек.» «Российская автомобильная промышленность - перспективы». Электронный источник. [ URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/rossijskaja_avtomobilnaja_promyshlennost_2014-04-14.htm ] Дата посещения : 23.04.2016

региональный кластер отрасль машиностроение

На сегодняшний день машиностроительный комплекс составляет 35% всей выпускаемой продукции в мире. Лидерами машиностроения являются Япония, Германия, США, Китай.

В РФ машиностроительные предприятия выпустили за 2014 год и реализовали на 5.74 трлн. Руб. Данный показатель на 5.2% меньше чем в 2013 году. Да произошло существенное падение, но результат 2014 года является одним из лучших в машиностроительной отрасли. На долю машиностроения приходится около 20% объема выпуска всей обрабатывающей промышленности России.» «Российская автомобильная промышленность - перспективы». Электронный источник. [ URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/rossijskаjа_аvtomobilnаjа_promyshlennost_2014-04-14.htm ] Дата посещения : 23.04.2016

В Российской Федерации машиностроительный комплекс расположен в основном в европейской части страны. 78% всей выпускаемой продукции приходится на три Федеральных округа: на Центральный Федеральный округ приходится 31%, на Приволжский Федеральный округ около 26% и на Северо-Западный Федеральный округ приходится 21%. Отраслевая структура машиностроения состоит из таких трёх частей как, производство машин, производство оборудования и электрооборудования, а также производство транспортных средств. Больший процент производства пришёлся на транспортные средства 51%. В денежном выражении составляет 2 925 млрд. Руб. что в денежном эквиваленте составляет 2 925 млрд. рублей. На долю производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования пришлось «28% или 1 611 млрд. рублей, и доля производства машин и оборудования составила 21% или 1 202 млрд. рублей.» «Российская автомобильная промышленность - перспективы». Электронный источник. [ URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/rossijskаjа_аvtomobilnаjа_promyshlennost_2014-04-14.htm ] Дата посещения : 23.04.2016

Сегодняшняя ситуация в российском машиностроении скорее негативная, нежели позитивная. Отрасль существенно отстает от развитых стран и даже развивающихся стран. В связи с этой ситуацией были совершены успешные попытки по внедрению новых технологий, перенятую опыта от зарубежных стран, но темпы остались всё равно на низком уровне и данная реальность удручающая, так как с таким уровнем не может быть и речи о конкурентной борьбе с американскими, азиатскими, европейскими машиностроительными компаниями. Такие насущные проблемы как недоступность кредитных средств, существенный упадок в потребительском спросе и рост межкорпоративного давления сказываются на общем фоне развития отрасли. Кроме того, в последнее время, макроэкономическая политика государства имеет прямое негативное влияние на комплекс машиностроения. Если за рубежом мы можем наблюдать дефляционные процессы, то в Российской Федерации в таких условиях девальвации рубля импортное оборудование составляет около 50% от всего оборудования во многих предприятий. Из-за этого всё растет в цене, тем самым потребительские товары становится дороже и усугубляется общая экономическая ситуация в стране.

О степени развитости российского машиностроения можно судить уже по такому показателю как удельный вес отрасли, она составляет всего лишь 20%. В то время как, в развитых странах данный показатель варьируется от 35% до 50%. Важно отметить, что такие цифры охарактеризовали отрасль в лучшие времена, до того, как экономика России столкнулась с экономическим кризисом и внешнеполитическими проблемами и санкциями. Очевиден становится тот факт, что в скором времени будет наблюдаться ещё более плачевная картина. Источники цифр - надо ссылки.

В России помимо судостроения и авиационной промышленности, одним из основных направлений машиностроения является автомобилестроение и производство железнодорожного транспорта. Около 27% всего совокупного выпуска приходится именно на автомобильную промышленность. Доля ВВП страны от автомобильной промышленности стабильно составляет 1%. В российском автопроме занято около 900 тыс. человек. В 2014 году в мире было произведено 89.74 млн. легковых автомобилей. На данный момент лидером этой отрасли является Китай, который произвел 26% всех автомобилей, далее идут США и Япония. Крупнейший европейский производитель автомобилей - Германия, по объемам производства отстает от КНР в 4 раза. К сожалению, РФ занимает 14 позицию и занимает 1,9% в мировом производстве. «Из 1 739 600 произведенных в России автомобилей, 1 038 000 пришлось на иностранные бренды, что на 2.9% меньше по сравнению с 2013 годом. В свою очередь выпуск автомобилей отечественных марок составил 701 600, что на 16.5% меньше чем в 2013 году. А в целом по отрасли падение производства составило 9.7%.» «Российская автомобильная промышленность - перспективы». Электронный источник. [ URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/rossijskаjа_аvtomobilnаjа_promyshlennost_2014-04-14.htm ] Дата посещения : 23.04.2016

Лидерами российского автомобилестроения являются: АвтоВАЗ, КАМАЗ и группа ГАЗ.

Делись добром ;)