logo
Оценка эффективности деятельности ОАО "Сбербанк"

2.1 Характеристика ОАО «Сбербанк России» и оценка его положения на финансовом рынке России

История Сбербанка России началась более 170 лет назад, в XIX веке. За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны.

Сбербанк сегодня - это современный универсальный банк, который предлагает широкий спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социальной и экономической жизни страны.

Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками - залогом его успешной работы. По итогам 2012 года 45,7% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку (Рисунок 2).

Кредитный портфель Сбербанка включает в себя около трети всех выданных в стране кредитов (32,7% розничных и 33,6% корпоративных кредитов). В 2012 году Сбербанк активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов, предоставляя средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья. Как и в предыдущие годы, Сбербанк принимал непосредственное участие в реализации государственных программ.

Рисунок 2. Доля Сбербанка на российском рынке, %.

В декабре 2012 г. банк предоставил предприятиям кредиты на сумму порядка 875 млрд руб., всего за год - свыше 5,9 трлн руб. Кредитный портфель корпоративных клиентов в декабре увеличился на 2,7% до 7,5 трлн руб.

Частным клиентам в декабре выдано более 150 млрд руб. кредитных средств, всего за год - порядка 1,85 трлн руб., что в 1,5 раза больше чем в 2011 году. Портфель розничных кредитов в декабре вырос на 1,9% и превысил 2,5 трлн руб.

Рост кредитного портфеля сопровождался заметным улучшением его качества: доля просроченной задолженности сократилась на 0,25 п.п. до 2,7%. Сохранился достаточный уровень покрытия просроченной задолженности резервами: на 1 января 2012 г. объем резервов по кредитам клиентов составил 609 млрд руб. и превысил объем просроченной задолженности в 2,3 раза.

Сбербанк продолжил работу по улучшению качества клиентского сервиса. Наиболее значимой услугой Сбербанка остается прием платежей населения. Их объем за год вырос в 1,4 раза и достиг 1 621 млрд. руб., количество принятых платежей увеличилось на 6,5% и превысило 1 134 млн. Доля платежей, принимаемых по биллинговой технологии, увеличилась за год до 65,7%.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 20 тысяч подразделений по всей стране. Сбербанк постоянно развивает торговое и экспортное финансирование, и к 2014 году планирует увеличить до 5% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси.

В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае. 2012 год стал поворотным в реализации стратегии развития Сбербанка за рубежом: в феврале завершена сделка по покупке Volksbank International, а в сентябре приобретен турецкий DenizBank -- это приобретение стало крупнейшим за всю историю Сбербанка. Сегодня подразделения Сбербанка присутствуют в 20 странах мира, сеть отделений банка за рубежом превышает 1300 единиц, доля зарубежных активов группы Сбербанка -- 11,4%.

Еще одним значимым результатом Сбербанка стало расширение продуктовой линейки как для корпоративных, так и для частных клиентов. В январе 2012 г. завершено приобретение компании Тройка Диалог, в результате интеграции с которой создано новое направление бизнеса: корпоративно-инвестиционный бизнес (Sberbank CIB). Это позволяет Сбербанку предлагать полный спектр услуг для компаний-клиентов.

В розничном бизнесе банк вышел на беспрецедентный уровень использования клиентами удаленных каналов обслуживания -- а это дает тройной эффект: удобство для клиентов, снижение себестоимости обслуживания и высвобождение времени сотрудников для оказания более качественного сервиса. Сбербанк также вышел на рынок потребительского кредитования в точках продаж под брендом Cetelem.

Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств (Рисунок 3).

Рисунок 3. Рейтинги Сбербанка

Таблица 1

Основные показатели деятельности ОАО «Сбербанк России» за 2011-2012 гг.

С января 2012 по январь 2013 гг. «Сбербанк России» продемонстрировал высокую эффективность деятельности, улучшил финансовую отчетность, что явилось объективным показателем успешного, эффективного и динамичного развития бизнеса. Основные показатели деятельности банка можно увидеть в Таблице 1.

При этом 25 января 2012 года рейтинговое агентство упразднило рейтинги по всем финансовым институтам, заменив их на Рейтинг устойчивости. Сбербанку был присвоен Рейтинг устойчивости на уровне «bbb». Рейтинг характеризует кредитоспособность Банка без учета внешней поддержки.