Анализ платежеспособности Республики Бурятия

курсовая работа

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

1.1 Задачи и информационная база анализа платежеспособности

Существуют множество различных понятий платежеспособности. Под платежеспособностью Методика расчета платежеспособности Республики Башкортостан Республики Башкортостан понимают достаточность собственных доходов бюджета Республики Башкортостан для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, расходов бюджета по погашению действующих долговых обязательств Республики Башкортостан, расходов бюджета по обслуживанию и погашению новых долговых обязательств Республики Башкортостан, а также для расчета возможного объема и условий привлечения новых долговых обязательств Республики Башкортостан.

Понятие “платежеспособность” является одним из наиболее используемых в практике экономических отношений. Оценка платежеспособности оказывает значительное влияние на принятие различных экономических решений. Важность правильной оценки платежеспособности, по-видимому, ни у кого не вызывает сомнений. Одним из подтверждений этому служит огромное количество работ, посвященных данной теме. Многие полагают, что в сфере оценки платежеспособности на все вопросы уже даны исчерпывающие ответы. Вместе с тем, мировой опыт, особенно в свете последних событий, дает повод в этом усомниться.

Платежеспособность касается существования денежных средств на протяжении большего периода для своевременного выполнения финансовых обязательств. Под платежеспособностью Республики Бурятия понимают достаточность собственных доходов для финансирования первоочередных и инвестиционных расходов, расходов бюджета по погашению действующих долговых обязательств, расходов бюджета по обслуживанию и погашению новых долговых обязательств Республики Бурятия.

Цель проведения анализа платежеспособности подразумевает ответ на вопрос: способен ли республиканский бюджет обеспечивать финансирование расходов (в т.ч. достаточный уровень инвестиционных расходов), своевременно погашать государственный долг республики.

Оценка платежеспособности ставит перед собой следующие задачи:

1) Рассчитать показатели уровня платежеспособности;

2) Определить уровень фактической платежеспособности и уровень потенциальной платежеспособности Республики Бурятия;

3) Оценить уровень фактической платежеспособности Республики Бурятия с ограничительным статусом.

Расчет платежеспособности Республики Бурятия осуществляется на основании данных реестра расходных обязательств Республики Бурятия, проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, финансовой отчетности об исполнении республиканского бюджета, данных из Государственной Долговой книги Республики Бурятия. При расчетах использовались следующие источники:

программный комплекс «Свод КС», Закон РБ «О республиканском бюджете на 2010 год» (от 11.12.2009 № 1229 - IV), О внесении изменений в Закон РБ «О республиканском бюджете на 2010 год» (от 26.02.2010 № 1328 - IV), Закон «Об исполнении республиканского бюджета за 2006 год»; 2007-2009, Проект закона РБ «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года», прил. 20-21, Бюджетный Кодекс РФ.

Расчет платежеспособности Республики Бурятия осуществляется в обязательном порядке при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Обновление указанного расчета в течение текущего финансового года может производиться по мере необходимости.

1.2 Методика расчета платежеспособности

Республики Башкортостан и Республики Бурятия

Рассмотрев методики оценки платежеспособности Республики Алтай и Республики Башкортостан, за базу сравнения выберем последнюю.

1. Настоящая методика оценки платежеспособности бюджета Республики Башкортостан (далее - Методика № 1) разработана в целях оценки достаточности собственных доходов бюджета Республики Башкортостан (далее - бюджет) для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, расходов бюджета по погашению действующих долговых обязательств Республики Башкортостан, расходов бюджета по обслуживанию и погашению новых долговых обязательств Республики Башкортостан (далее - оценка платежеспособности бюджета).

2. В рамках Методики №1 используются следующие понятия:

- собственные доходы бюджета - налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан; доходы, полученные бюджетом в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций; остатки средств бюджета на счетах на начало года; поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Республики Башкортостан; положительная разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

- капитальные расходы бюджета - расходы бюджета, увеличивающие стоимость основных средств, акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан;

- текущие расходы бюджета - общий объем расходов бюджета за вычетом капитальных расходов бюджета;

- расходы бюджета по погашению действующих долговых обязательств Республики Башкортостан - расходы бюджета по уплате кредиторам основной суммы долга (суммы обязательства) по действующим (на дату проведения оценки платежеспособности) долговым обязательствам Республики Башкортостан;

- расходы бюджета по обслуживанию и погашению новых долговых обязательств текущего года - расходы бюджета по выплате кредиторам процентных платежей, уплате основной суммы долга (суммы обязательства) по долговым обязательствам, возникающим из государственных заимствований и гарантий, которые предусматривается осуществить (предоставить) с даты проведения оценки платежеспособности бюджета и до конца текущего года в соответствии с Программами государственных внутренних и внешних заимствований Республики Башкортостан, Программой государственных гарантий Республики Башкортостан на текущий год;

- расходы бюджета по обслуживанию и погашению новых долговых обязательств очередного года - расходы бюджета по выплате кредиторам процентных платежей, уплате основной суммы долга (суммы обязательства) по долговым обязательствам, возникающим из государственных заимствований и гарантий, которые предусматривается осуществить (предоставить) в соответствии с проектами Программ государственных внутренних и внешних заимствований Республики Башкортостан, Программы государственных гарантий Республики Башкортостан на очередной год.

При расчете текущих и капитальных расходов бюджета из общего объема расходов исключаются расходы, осуществляемые за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Расходы бюджета по исполнению обязательств по государственным гарантиям Республики Башкортостан включаются в объем расходов по погашению действующих долговых обязательств Республики Башкортостан и расходов по обслуживанию и погашению новых долговых обязательств Республики Башкортостан в случае, если исполнение гарантом по государственной гарантии Республики Башкортостан ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу.

Остальные понятия, используемые в настоящей Методике, применяются в значениях, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Министерством финансов Республики Башкортостан осуществляется оценка платежеспособности бюджета:

на текущий год - ежеквартально по состоянию на 1 число первого месяца каждого квартала текущего года;

на очередной год и на соответствующий год планового периода - до внесения проекта закона Республики Башкортостан о бюджете на очередной год в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - по состоянию на последнюю отчетную дату текущего года.

4. Оценка платежеспособности бюджета на текущий год осуществляется на основании данных отчета об исполнении бюджета за соответствующий отчетный период текущего года, показателей сводной бюджетной росписи бюджета на текущий год, данных Государственной долговой книги Республики Башкортостан на последнюю отчетную дату текущего года.

Оценка платежеспособности бюджета на очередной год и на соответствующий год планового периода осуществляется на основании данных проекта закона Республики Башкортостан о бюджете на очередной год, среднесрочного финансового плана Республики Башкортостан, данных Государственной долговой книги Республики Башкортостан на последнюю отчетную дату текущего года.

Результаты оценки платежеспособности бюджета на текущий год представляются в Правительство Республики Башкортостан в срок до 20 числа первого месяца каждого квартала текущего года по форме согласно приложению N 1 к настоящей Методике.

Результаты оценки платежеспособности бюджета на очередной год и плановый период представляются в Правительство Республики Башкортостан вместе с проектом закона Республики Башкортостан о бюджете на очередной год и среднесрочного финансового плана Республики Башкортостан по форме согласно приложению N 2 к Методике.

5. Оценка платежеспособности бюджета осуществляется путем расчета следующих показателей:

текущего баланса;

баланса погашения действующего долга;

капитального баланса;

баланса обслуживания и погашения будущего долга.

6. При оценке платежеспособности бюджета на текущий год:

а) текущий баланс определяется по формуле:

где

ТБ - текущий баланс,

С - собственные доходы бюджета,

Т - текущие расходы бюджета,

РОБД - расходы бюджета по обслуживанию новых долговых обязательств Республики Башкортостан текущего года,

k - кассовые показатели,

p - плановые показатели,

i - период с 1 января текущего года и до даты проведения оценки платежеспособности,

n - текущий год,

n-i - период с даты проведения оценки платежеспособности и до 31 декабря текущего года.

Показатель текущего баланса с положительным знаком (отрицательным знаком) характеризует достаточность (недостаточность) собственных доходов бюджета на текущий год для финансирования текущих расходов бюджета;

б) показатель баланса погашения действующего долга определяется по формуле:

где

БПДД - баланс погашения действующего долга,

ПДД - расходы бюджета по погашению действующих долговых обязательств Республики Башкортостан.

Показатель баланса погашения действующего долга с положительным знаком (отрицательным знаком) характеризует достаточность (недостаточность) собственных доходов бюджета на текущий год для финансирования расходов бюджета по погашению действующих долговых обязательств;

в) показатель капитального баланса определяется по формуле:

где

КБ - капитальный баланс,

К - капитальные расходы бюджета.

Показатель капитального баланса с положительным знаком (отрицательным знаком) характеризует достаточность (недостаточность) собственных доходов бюджета на текущий год для финансирования капитальных расходов бюджета;

г) показатель баланса обслуживания и погашения будущего долга определяется по формуле:

где

БОПБД - баланс обслуживания и погашения будущего долга,

РОПБД - расходы бюджета по обслуживанию и погашению новых долговых обязательств Республики Башкортостан текущего года.

Показатель баланса обслуживания и погашения будущего долга с положительным знаком (отрицательным знаком) характеризует достаточность (недостаточность) собственных средств бюджета на текущий год для финансирования расходов бюджета по обслуживанию и погашению новых долговых обязательств Республики Башкортостан текущего года.

7. При оценке платежеспособности бюджета на очередной год:

а) показатель текущего баланса определяется по формуле:

где

n+1 - очередной год.

Показатель текущего баланса с положительным знаком (отрицательным знаком) характеризует достаточность (недостаточность) собственных доходов бюджета на очередной год для финансирования текущих расходов бюджета;

б) показатель баланса погашения действующего долга определяется по формуле:

Показатель баланса погашения действующего долга с положительным знаком (отрицательным знаком) характеризует достаточность (недостаточность) собственных доходов бюджета на очередной год для финансирования расходов бюджета по погашению действующих долговых обязательств;

в) показатель капитального баланса определяется по формуле:

Показатель капитального баланса с положительным знаком (отрицательным знаком) характеризует достаточность (недостаточность) собственных доходов бюджета на очередной год для финансирования капитальных расходов бюджета;

г) показатель баланса обслуживания и погашения будущего долга рассчитывается по формуле:

8. При оценке платежеспособности бюджета Республики Башкортостан на плановый период показатели, определенные в пункте 6 настоящей Методики, рассчитываются на соответствующий год планового периода:

а) показатель текущего баланса на соответствующие годы планового периода определяется по формулам:

где n+2, n+3 - соответствующий год планового периода.

Показатель текущего баланса с положительным знаком (отрицательным знаком) характеризует достаточность (недостаточность) собственных доходов бюджета на соответствующий год планового периода для финансирования текущих расходов бюджета;

б) показатель баланса погашения действующего долга на соответствующие годы планового периода определяется по формулам:

Показатель баланса погашения действующего долга с положительным знаком (отрицательным знаком) характеризует достаточность (недостаточность) собственных доходов бюджета на соответствующий год планового периода для финансирования расходов бюджета по погашению действующих долговых обязательств;

в) показатель капитального баланса на соответствующие годы планового периода определяется по формулам:

Показатель капитального баланса с положительным знаком (отрицательным знаком) характеризует достаточность (недостаточность) собственных доходов бюджета на соответствующий год планового периода для финансирования капитальных расходов бюджета;

г) показатель баланса обслуживания и погашения будущего долга на соответствующие годы планового периода определяется по формулам:

Итак, рассмотрев Методику Республики Башкортостан (далее № 1) сделаем сравнение с Методикой Республики Бурятия (далее Методика № 2)

В методике № 2 определение платежеспособности следующее:

Под платежеспособностью Республики Бурятия понимают достаточность собственных доходов для финансирования первоочередных и инвестиционных расходов, расходов бюджета по погашению действующих долговых обязательств, расходов бюджета по обслуживанию и погашению новых долговых обязательств Республики Бурятия.

В методике № 2 в отличие от методики № 1 используется другая терминология расходов:

- инвестиционные расходы республиканского бюджета - расходы республиканского бюджета на увеличение стоимости основных средств и нематериальных активов, в том числе расходы на:

приобретение, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, приобретение или создание объектов, относящихся к нематериальным активам (в методике №1 аналогично капитальным расходам).

- первоочередные расходы республиканского бюджета - расходы республиканского бюджета на оплату труда и начисления на оплату труда, оплату услуг связи, оплату транспортных услуг, оплату коммунальных услуг, арендную плату за пользование имуществом, обслуживание государственного долга республики, предоставление безвозмездных перечислений другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, социальное обеспечение, увеличение стоимости материальных запасов (в методике № 1 аналогично текущим расходам)

Информационная база расчета платежеспособности двух методик также немного различаются. В обоих методиках используются данные Государственной долговой книги и данные об исполнении бюджета, в методике № 2 также данные реестра расходных обязательств и проектов республиканского бюджета.

Орган, осуществляющий оценку платежеспособности - Министерство финансов соответствующего субъекта РФ.

Если же в Методике № 1 оценку платежеспособности проводят исходя из расчета текущего баланса, баланса погашения действующего долга, капитального баланса, баланса обслуживания и погашения будущего долга, то в Методике № 2 оценку платежеспособности проводят исходя из уровня фактической и потенциальной платежеспособности Республики Бурятия. Для определения уровня фактической платежеспособности рассчитываются показатели уровня платежеспособности . Полученные значения показателей уровня фактической платежеспособности сопоставляются с уровнями платежеспособности Республики Бурятия с учетом статуса показателя (ограничительный или расчетный). Затем каждому из этих показателей присваивается балл, в зависимости от того, какому уровню платежеспособности Республики Бурятия соответствует показатель:

4 - для абсолютного уровня (А);

3 - для нормального уровня (В);

2 - для неустойчивого уровня (С);

1 - для кризисного уровня (D).

Фактическая платежеспособность определяется по формуле:

где - уровень потенциальной платежеспособности Республики Бурятия за текущий финансовый год (очередной финансовый год, первый финансовый год планового периода или второй финансовый год планового периода);

- балл j-го показателя уровня потенциальной платежеспособности Республики Бурятия за текущий финансовый год (очередной финансовый год, первый финансовый год планового периода или второй финансовый год планового периода);

- удельный вес j-го показателя уровня потенциальной платежеспособности Республики Бурятия.

Для расчета потенциальной платежеспособности требуется рассчитать показатели PP(1), PP(2), PP(3), PP(4) по формуле:

Где, - балл значения показателя I.

Потенциальная платежеспособность рассчитывается по следующей формуле:

Затем показателям PP(1), PP(2), PP(3), PP(4) присваивается балл:

4 - для абсолютного уровня (А);

3 - для нормального уровня (В);

2 - для неустойчивого уровня (С);

1 - для кризисного уровня (D).

Наконец, сравниваем балл фактической платежеспособности и балл потенциальной способности в соответствии с приложением 2 Методики № 2.

Делись добром ;)