Анализ платежеспособности Республики Бурятия

курсовая работа

1.3 Рекомендации по улучшению финансового положения и платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Для улучшения финансового положения и платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований региональным органом государственной власти и местного самоуправления определяются меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов. Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов рекомендуется создание определенных институциональных условий и стимулов для всех участников бюджетного процесса. К таким институциональным условиям относятся: организация бюджетного процесса, ориентированного на результат, реструктуризация бюджетной сети, совершенствование системы управления инвестициями и др. Улучшение финансового положения и платежеспособности невозможно без продуманного распределения бюджетных доходов и расходов во времени. Для достижения этой цели особое внимание должно уделяется совершенствованию методов среднесрочного бюджетного планирования, мобилизации источников финансирования дефицита региональных и местных бюджетов, управлению государственным (муниципальным) долгом и проведению антициклической финансовой политики, направленной на сглаживание бюджетных шоков и выравнивание во времени доходов и обязательств регионального (муниципального) бюджета. Так как финансовое положение и платежеспособность муниципальных образований в значительной степени зависит от выделения им трансфертов из региональных бюджетов.

Таким образом, для улучшения финансового положения и платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предлагается реформировать региональные и муниципальные финансы по следующим направлениям:

1) создание условий для развития доходной базы. Основным риском неплатежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является неверный прогноз бюджетных доходов. С целью увеличения точности данных прогнозов субъектам Российской Федерации рекомендуется оценить уровень и причины отклонения между планируемыми и фактически полученными доходами (по видам доходов) за 3 последних отчетных года. На основе данной оценки рекомендуется разработать порядок прогнозирования доходов бюджета в различных социально-экономических сценариях. При этом планирование расходов бюджета должно быть привязано к консервативному варианту прогноза бюджетных доходов. Это позволит снизить риск неплатежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и повысит вероятность получения дополнительных доходов, которые можно использовать для проведения антициклической финансовой политики.

2) среднесрочное бюджетное планирование. Всвязи с тем, что в Бюджетный Кодекс Российской Федерации внесены поправки, благодаря которым создаются правовые предпосылки перехода на трехлетний бюджет, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям рекомендуется в целях улучшения финансового положения и платежеспособности осуществить следующие мероприятия по переходу на трехлетний бюджет. Целесообразность выбора трехлетнего бюджета по сравнению с перспективным финансовым планом состоит в том, что трехлетний бюджет позволяет значительно расширить практику заключения среднесрочных контактов, обеспечивает большую стабильность межбюджетных отношений, ориентирует бюджетный процесс на достижение необходимых результатов.

3) антициклическая финансовая политика. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут существенно улучшить свое финансовое положение и снизить риски неплатежеспособности, если будут проводить антициклическую финансовую политику. В рамках данной политики рекомендуется при составлении проекта бюджета исходить из консервативных сценариев развития доходной базы. В результате такой политики у региона и муниципального образования повышается вероятность получения дополнительных доходов. Данные дополнительные доходы рекомендуется использовать по двум направлениям: создавать региональные стабилизационные фонды и увеличивать расходы, которые снижают обязательства региона в будущем.

4) оптимизации расходов региональных и местных бюджетов. Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств.

5) повышение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образования являются важным источником доходов местных бюджетов и в значительной степени определяют платежеспособность муниципальных образований. От величины и своевременности перечисления межбюджетных трансфертов зависит финансовое положение муниципальных образований.

6) мобилизация источников финансирования дефицита региональных и местных бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом. При недостаточном обеспечении доходными источниками принятых расходных обязательств региональный (местный) бюджет утверждается с дефицитом в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Делись добром ;)