Анализ платежеспособности Республики Бурятия

курсовая работа

2.3 Пути улучшения платежеспособности Республики Бурятия

Улучшение финансового положения и платежеспособности невозможно без продуманного распределения бюджетных доходов и расходов во времени. Ниже предложены пути улучшения платежеспособности Республики Бурятия.

1. Создать необходимые условия для увеличения доли собственных доходов в общем объеме доходов бюджета

1.1. Собственные доходы в большей степени формируются за счет налоговых поступлений в бюджет. Использование налоговых льгот повышает риски ухудшения финансового положения и платежеспособности республики. Всвязи с этим для управления рисками непредвиденных потерь доходов республиканского бюджета, рекомендуется утвердить порядок проведения оценки целесообразности предоставления и (или) пролонгации налоговых льгот с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности, а также предусмотреть введение процедуры запрета по рассмотрению проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки. Следует стремиться к тому, что объем налоговых льгот, инвестиционных кредитов и иных форм прямого и косвенного финансирования коммерческого сектора из регионального бюджета составлял менее 5% налоговых доходов бюджета за последний отчетный период. Если возникает риск неплатежеспособности республиканского бюджета, можно повысить налоговые ставки по некоторым налогам, отказаться от предоставления каких-либо дополнительных льгот, снизить размеры социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц.

1.2. Также следует увеличить поступление неналоговых доходов в бюджет. Всвязи с этой целью рекомендуется проводить: инвентаризацию имущества, находящегося в государственной собственности с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования; определять и утверждать перечень сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование; выявлять неиспользуемые основные фонды государственных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду; утверждение программы приватизации государственного имущества и поступления средств в бюджет.

2. Сформировать региональный стабилизационный фонд, который направлен на выравнивание во времени доходов республиканского бюджета. Целью использования стабилизационного фонда является сглаживание симметричных колебаний налоговых доходов регионального бюджета и дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Региональные власти должны учитывать, что если дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличились в тот момент, когда региональный бюджет уже не испытывает острых проблем с доходами, рекомендуется эти дополнительные дотации направит в стабилизационный фонд.

3. Совершенствовать систему управления инвестициями. Для этого следует проводить мониторинг реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета, а именно:

- инвентаризация инвестиционных проектов, оценка объемов незавершенного строительства по объектам;

- принятие решения о судьбе каждого объекта строительства: завершение строительства, консервация строительства, продажа недостроенного объекта. Результатом реализации данной меры должно стать снижение доли незавершенного строительства, по которому превышены плановые сроки строительства, в общем объеме незавершенного строительства. Кроме того, повышение эффективности бюджетных инвестиций поможет создать оптимальную структуру бюджетной сети, снизить расходы на эксплуатацию данной сети в будущем, что будет способствовать повышению платежеспособности республики.

4. Провести мониторинг потребности в конкретных видах и объемах государственных и муниципальных услуг, использование данной информации в среднесрочном бюджетном планировании. Использование информации о потребности в конкретных видах и объемах государственных и муниципальных услуг в среднесрочном бюджетном планировании способствует улучшению финансового положения и платежеспособности республики. Если в ходе мониторинга будет выявлено, что потребность в конкретном виде государственных (муниципальных) услуг существенно ниже, чем существующие мощности государственных (муниципальных) учреждений, это позволит принять обоснованное решение по уменьшению мощности данных учреждений, их сокращению или реорганизации. В результате будут сэкономлены бюджетные средства. Если же в ходе мониторинга будет выявлено, что потребность в конкретном виде государственных (муниципальных) услуг существенно выше, чем существующие мощности государственных (муниципальных) учреждений, это позволит принять обоснованное решение по увеличению мощности данных учреждений или разработке альтернативных методов удовлетворения потребности населения в данной услуге. При этом своевременное обнаружение дополнительной потребности граждан в государственных (муниципальных) услугах позволит заранее принять соответствующие изменения в бюджете, во время найти источники финансирования. Это позволит избежать риска платежеспособности республики

5. Значительную угрозу платежеспособности республики представляют риски, связанные с управлением государственным долгом. В целях снижения рисков неплатежеспособности рекомендуется следующее:

- проводить ежегодный анализ объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, категорий дебиторов, влияния на общую платежеспособность;

- разработка механизма оценка эффективности заимствований;

- привлекать краткосрочные заемные средства (на срок менее одного года) только для поддержки текущей ликвидности (рекомендуется не использовать краткосрочные заимствования для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов);

- добиваться равномерности выплат по обслуживанию и погашению долга (наличие «пиков» выплат по долговым обязательствам негативно сказывается на текущей ликвидности и требует заблаговременного создания крупных резервов; равномерный график погашения и обслуживания долговых обязательств позволяет повысить финансовую стабильность и эффективность использования финансовых ресурсов при неизменном уровне долговой нагрузки.

Делись добром ;)