logo
Анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции

ВВЕДЕНИЕ

совершенная конкуренция прибыль равновесие

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой-либо товар.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации.[6]

Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка):

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- монополия.[8]

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий:

- существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

- доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

- вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений;

- вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах качестве товаров, технике производства и т. д.

Тема модели рынка совершенной конкуренции играет большую роль в понимании процессов, происходящих на современных рынках. Понимание концептуальных основ рынка совершенной конкуренции позволит современным предприятиям лучше ориентироваться в изменяющихся рыночных условиях, что в конечном итоге будет способствовать повышению их конкурентоспособности, выживанию фирм.

Объектом исследования является фирма в условиях совершенной конкуренции и совокупность факторов, оказывающих на нее влияние.

Предметом исследования выступает поведение, результативность фирмы, и ее влияние на национальную экономику в целом.

Целью данного исследования является анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие фирмы как экономического субъекта, теории фирмы;

- изучить модели рыночной структуры;

- изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, рассмотрев экономические потери и операционную прибыль, равновесие фирмы в долгосрочном периоде и условия максимизации прибыли в конкурентной борьбе.

Особенный интерес представляет исследование этой темы еще и потому, что она помогает лучше понять сущность изменений происходящих в структуре рынка в последнее время, а также определить приоритетные направления его развития.