logo
Параметры оценки конкурентной среды отрасли

1. Оценка состояния конкурентной среды в отрасли

Состояние конкуренции или степень свободы предпринимательства на том или ином товарном рынке оценивается на качественном уровне и по системе количественных показателей.

Для выяснения состояния конкуренции в той или иной отрасли экономики России специальным приказом Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации (с октября 1998 года - Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - МАПП РФ) разработан и введён “Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках”.

Данным порядком определены цели и источники информации для оценки состояния конкурентной среды в отрасли, а также субъекты, проводящие такую оценку и система показателей.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов необходимы:

при рассмотрении дел по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке;

при государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих и некоммерческих организаций;

при государственном контроле за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;

при выдаче предписаний о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

при формировании Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации могут использоваться:

данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, органов местного самоуправления;

сведения, полученные от физических и юридических лиц;

результаты товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций, а также отдельных специалистов и экспертов;

данные ведомственных и независимых информационных центров и служб;

данные объединений потребителей и объединений производителей;

сообщения средств массовой информации;

данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольных органов других государств;

данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций;

технические условия и другие нормативы;

обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган;

данные иных источников.

Анализ рыночного потенциала организации производится в соответствии с приказом ГАК России от 20.12.1996 N 169.

В зависимости от цели оценку состояния конкурентной среды могут проводить:

антимонопольные органы (МАПП РФ и его территориальные органы);

государственные органы исполнительной власти (службы мэрии и областной администрации);

отдельные разработчики государственных и региональных программ развития экономики по поручению государственных органов исполнительной власти;

союзы и ассоциации предпринимателей;

судебные органы или эксперты (по их поручению).

Степень свободы или состояния конкуренции на том или ином рынке оценивается по системе показателей, утверждённых приказом бывшего ГКАП России от 20.12.96 № 169.