logo
Параметры оценки конкурентной среды отрасли

2. Параметры и показатели оценки состояния конкурентной среды в отрасли

Для того чтобы сделать заключение о наличии или неразвитости конкуренции на каком-то товарном отраслевом рынке, рассчитывают, сравнивают с критериями и анализируют показатели по следующим параметрам:

продуктовые границы товарного рынка;

субъекты товарного рынка;

географические границы товарного рынка;

объём товарного ресурса рынка;

доли хозяйствующих субъектов на рынке;

структура товарного рынка;

барьеры входа на рынок;

рыночный потенциал хозяйствующего субъекта.

Каждый из этих параметров имеет качественное определение и количественные характеристики (один или несколько показателей). Рассмотрим их подробнее.

1. Продуктовые или товарные границы рынка. Это группа (набор) взаимозаменяемых товаров. Такой набор определяют исходя из сплошного или выборочного опроса потребителей и товароведческой экспертизы.

Взаимозаменяемость определяется с двух позиций - по потреблению (спросу) и по производству.

Количественно товарные границы по спросу характеризуются коэффициентом перекрёстной эластичности спроса (Еij), который определяется как отношение процентного изменения объёма реализации одного товара (i) к процентному изменению цены на другой товар (j) за определённый период по формуле:

Eij = [ (Qi2 - Qi1) /Qi1 ·100] / [ (Pj2 - Pj1) /Pj1 ·100], (1)

где Qi1 и Qi2 - соответственно, объём реализации i-го товара в предыдущем и оцениваемом периоде, в натуральных или стоимостных единицах измерения;

Pj1 и Pj2 - соответственно, цена j-го товара в предыдущем и оцениваемом периоде, р.

При значении Eij 0 сравниваемые товары взаимозаменяемы (например, стеновые материалы, кирпич и ячеистый бетон), а при Eij 0 - товары взаимодополняемые (например, цемент и бетон). Чем выше положительное значение коэффициента перекрёстной эластичности спроса, тем больше степень взаимозаменяемости сравниваемых товаров.

Взаимозаменяемость товаров по производству оценивается на качественном уровне и характеризуется двумя моментами:

во-первых, наличием свободных производственных мощностей, которые можно использовать для производства другого товара данной группы;

во-вторых, технологическими возможностями переключения производственных мощностей предприятия-производителя с одной товарной группы на другую.

2. Субъекты товарного рынка представляет собой состав продавцов и покупателей. При его характеристике определяется перечень всех фактически действующих и потенциально возможных субъектов на определяемом товарном рынке.

3. Географические границы товарного рынка представляет собой территорию, на которой покупатели приобретают или могут приобретать изучаемый товар и не имеют такой возможности за её пределами. Географические границы определяются также как и товарные - путём опроса покупателей. Если покупатели считают, что какой-то товар, который продаётся в одном регионе, является заменителем товара, продаваемого в другом, то эти два региона представляют собой один и тот же географический отраслевой рынок.

При оценке географических границ определяют возможности перемещения покупателей и товаров между регионами, для чего проверяют следующее:

· доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

· незначительность транспортных расходов на эти цели;

· незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;

· сохранность свойств товара при транспортировке;

· отсутствие административных ограничений на ввоз-вывоз товара;

· насколько сопоставим уровень цен в различных регионах географического рынка.

4. Объём товарного ресурса рынка количественно измеряется общим объёмом реализации (или продажи, поставки) товара в географических границах рынка (V) - в стоимостных или в натуральных показателях. Рассчитывается по следующей формуле:

конкурентная среда отрасль оценка

n

Vт = Vi = Vр + Vim - Vex, (2)

i =1

где Vi - объём реализации определённого товара i-м продавцом;

n - количество действующих на отраслевом товарном рынке продавцов;

Vр - объём реализации местными товаропроизводителями;

Vim - объём импорта (ввоза) на территорию рынка;

Vex - объём экспорта (вывоза) с территории рынка.

5. Доля хозяйствующего субъекта на рынке (Di), определяется по формуле:

Di = Vi / Vт ·100. (3)

По величине данного показателя оценивается наличие на данном рынке хозяйствующих субъектов с доминирующим положением (обладающих рыночной властью). Доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара составляет 65 и более процентов. Если доля хозяйствующего субъекта не превышает 35 процентов, то его положение не считается доминирующим и, соответственно, он не имеет рыночной власти.

6. Структура товарного рынка. Для её количественной оценки используют три показателя:

численность действующих на товарном рынке продавцов;

доли продавцов на рынке (Di - определяются по формуле 3);

показатели рыночной концентрации - коэффициенты рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации (поставки) на данном товарном рынке. В отечественной практике обычно рассчитывают коэффициенты концентрации трёх (CR-3), четырёх (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10) или двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов (производителей-поставщиков).

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нём продавцами:

n

HHI = Di2. (4)

i = 1

По показателям рыночной концентрации делают предварительную оценку степени монополизации рынка и равномерности (или неравномерности) присутствия на нём различных по размерам хозяйствующих субъектов. Чем меньше значения показателей CR и HHI, тем больше на данном рынке продавцов с равномасштабными объёмами поставки продукции.

7 Барьеры входа на рынок. Под ними понимают обстоятельства, препятствующие возможности войти на товарный рынок новым хозяйствующим субъектам. При этом дают качественную характеристику двух моментов - во-первых, наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок и степень их преодолимости для потенциальных конкурентов (тех, кто может производить такой товар, и тех, кто производит, но на данной территории пока не продаёт) и, во-вторых, открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

При оценке седьмого параметра в качестве барьеров обычно рассматривают наличие следующих ограничений:

а) экономические и организационные - государственная политика по инвестициям, кредитам, налогам, ценам и т.п., среднеотраслевая норма прибыли, сроки окупаемости капитальных вложений (инвестиционных проектов), наличие неплатежей между хозяйствующими субъектами, поддержка (или её отсутствие) малого предпринимательства - для рынков с мелкими организациями;

б) административные - необходимость лицензирования своей деятельности, наличие квот на выпуск и продажу продукции, ограничение её ввоза-вывоза, сложности с отводом земельных участков и т.п.;

в) неразвитость рыночной инфраструктуры - транспорта, связи, консалтинговых, лизинговых, информационных и других услуг;

г) наличие вертикальных объединений (ассоциаций, союзов, фондов и т.п.) действующих на рынке организаций и стратегия их поведения - резервирование своих производственных мощностей, заключение долгосрочных контрактов по материально-техническому обеспечению, наличие поставок по государственным нуждам, ценовая конкуренция и др.;

д) влияние эффекта масштаба - если минимальные объёмы (масштабы) производства и реализации продукции, приносящие доход, велики, то входящие на рынок потенциальные конкуренты до достижения этих объёмов могут иметь более высокие затраты, чем уже действующие на рынке хозяйствующие субъекты, и, следовательно, быть менее конкурентоспособными;

е) абсолютное превосходство в уровне затрат - затраты на единицу продукции у действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок;

ж) экологические ограничения - факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями отдельных видов деятельности и расширения производств;

з) ограничения по спросу - характеризуются эластичностью спроса. При этом рассчитывают коэффициент эластичности спроса (Ed) как отношение процентного изменения объёма спроса на товар к процентному изменению цены данного товара:

Ed = [ (Q2 - Q1) /Q1 ·100] / [ (P2 - P1) /P1 ·100], (5)

где Q1 и Q2 - соответственно, объём реализации товара в предыдущем и оцениваемом периоде, в натуральных или стоимостных единицах измерения;

P1 и P2 - соответственно, цена товара в предыдущем и оцениваемом периоде, р.

Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса больше единицы (Ed 1), то спрос эластичен, то есть рынок становится более конкурентным. Повышение конкуренции на рынке должно приводить к снижению цены и, соответственно, к увеличению спроса на продукцию - у новых продавцов есть шанс войти в рынок данной продукции;

и) необходимость значительного первоначального капитала.

8. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта. По содержанию он близок к рыночной власти. Под рыночным потенциалом понимается возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам. Эта возможность напрямую не связана с долей хозяйствующего субъекта на рынке. Часто даже при доле на рынке менее 35% отдельные организации могут иметь рыночный потенциал.

Рыночный потенциал может измеряться различными способами и показателями:

по долям хозяйствующих субъектов на рынке - чем больше доля, тем выше рыночный потенциал;

на основе исчисления эластичности спроса по цене - чем больше неэластичность спроса на продукцию данного продавца, тем выше его рыночный потенциал на рынке;

по наблюдению за используемыми продавцом моделями ценообразования - устанавливаются ли цены на уровне выше конкурентного и как долго их удаётся удерживать на этом уровне;

по наличию долговременных (не менее года) отклонений индивидуальной рентабельности от среднеотраслевых уровней - уровень рентабельности хозяйствующего субъекта выше аналогичных показателей конкурентов;

другие способы.

Интегральным показателем рыночного потенциала является превышение цены хозяйствующего субъекта над уровнем конкурентных цен.