Планирование деятельности торгового предприятия ООО "ЮгРегионСнаб"

курсовая работа

1.2 Алгоритм и основные разделы типового плана деятельности компании

Алгоритм процесса планирования в организации состоит из девяти этапов, следующих друг за другом.

1. Исследование своей внешней и внутренней среды, определение основных компонентов организационной среды, которые действительно имеют значение для компании, проведение сбора и отслеживание информации о них, составление прогнозов будущего состояния среды, оценка реального положения компании.

2. Установление желаемых направлений и ориентиров своей деятельности (видение, миссия, комплекс целей). Иногда данный этап предшествует оценки среды.

3. Сопоставление целей (желаемых показателей) и итогов исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определение несоответствия между ними. Методами стратегической оценки формируются разные варианты стратегии.

4. Выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

5. Подготовка окончательного стратегического плана деятельности компании.

6. Разработка среднесрочных планов и программ.

7. На основании стратегического плана и итогов среднесрочного планирования компания разрабатывает годичные планы и проекты.

8. Сопоставление реальных итогов с плановыми показателями, а также определение путей корректировки действий организации в нужном направлении, т.е. осуществление контроля.

9. Обратная связь

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.

При плановой экономике каждое компания на основании надзорных цифр, которые доводились ему вышестоящей организацией, по строго определенной методу разрабатывало техническо-финансовый план, который состоял из 13 разделов.

С переходом на рыночные отношения компаниям уже никто не устанавливает надзорные цифры и не требует представить к определенному сроку план экономического и социального развития. Почувствовав свободу и безнадзорность, некоторые компании стали меньше внимания уделять прогнозированию и планированию своей деятельности, и это была одна из первых и весьма значительных их ошибок. Как показывает оценка, такие компании в своем существенном большинстве оказались в тяжелом финансовом положении либо стали банкротами.

Сегодня не существует какой-то строгой, официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития компании. По этой причине на многих компаниях к данному процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.

Но на большинстве компаний план экономического и социального развития состоит из следующих разделов:

* планы производства и продаж товаров (услуг); данный раздел еще называется производственной программой;

* планы научно-технического прогресса;

* планы инвестиций;

* планы материально-технического обеспечения;

* планы по труду и кадрам;

* планы по издержкам производства и продаж товаров;

* финансовый план;

* планы социального развития коллектива компании;

* планы мероприятий по охране природы и рациональному употреблению природных ресурсов.

Многие из данных разделов плана рассмотрены в соответствующих главах учебника. По этой причине более подробно остановимся на производственной программе компании.

Под производственной программой компании понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемых товаров, разработанное на основании заключенных договоров и утвержденное в компании соответствующим органом.

Производственная программа состоит из следующих разделов:

I. Плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров.

II. Плановое задание по качеству выпускаемых товаров.

III. План по специализации и кооперированию.

При разработке производственной программы нужно соблюдать такие принципы:

- научное обоснование употребления производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемых товаров и увеличение ее качества;

- согласованность производственной программы компании с производственными программами иных компаний, тесно связанных по линии кооперирования;

- наиболее полное и рациональное употребление всех имеющихся ресурсов в компании;

- непрерывное наращивание выпуска и продаж товаров, если на нее имеется спрос.

Основой для разработки производственной программы являются итоги маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов в компании.

Производственную программу характеризуют такие показатели: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественные (объемные) показатели: объем продаж, объем товарной, валовой и чистых товаров.

Объем реализуемых товаров по плану (Vp) можно определить по формуле

где Vт -- объем товарных товаров по плану;

Vнп1, Vнп2 -- остатки нереализованных товаров на начало и конец планового периода.

Товарная продукция -- это готовая продукция, предназначенная для продаж на сторону, а также для удовлетворения собственных нужд как производственного, так и непроизводственного характера. Объем валовых товаров (Vв) включает в себя объем товарных товаров и разницу незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода.

Объем чистых товаров (Vчп) может быть определен из выражения

где МЗ -- материальные расходы;

А -- амортизация.

Качественные показателя: сортность, марка, содержание полезного компонента, доля товаров, соответствующая мировым стандартам и превышающая их, доля экспортных товаров, главнейшие технические параметры выпускаемых товаров.

Натуральные и стоимостные показатели: плановый выпуск товаров. В производственной программе данный показатель указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Натуральные измерители зависят от специфики выпускаемых товаров, по этой причине она может быть указана в погонных метрах, м3, штуках, кг, т, секциях и иных единицах, а также в условных. Объем реализуемой и товарных товаров показывается в действующих оптовых ценах компании, в сопоставимых ценах и в оптовых ценах отчетного периода.

Продукция, отправляемая на экспорт, показывается в конвертируемой иностранной валюте с пересчетом в рубли в соответствии с действующим курсом. Такая стоимостная оценка нужна не только для планирования производственной программы, но и для оценки ее выполнения.

Финансовый план является, по сути, заключительным разделом плана экономического и социального развития компании, так как в нем отражаются конечные финансовые итоги хозяйственной деятельности компании.

Финансовый план состоит из двух разделов:

I. Доходы и поступления средств; II. Расходы и отчисления средств.

Раздел I содержит такие показатели:

1. Прибыль от продаж товаров, работ, услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (ОПФ, иных активов).

3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе:

доходы от долевого участия в уставном капитале иных компаний;

доходы, полученные по ценным бумагам;

доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление ОПФ и по нематериальным активам.

5. Поступление средств от иных компаний, в том числе:

в порядке долевого участия в строительстве;

по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.

6. Поступления из внебюджетных фондов.

7. Прочие доходы.

Раздел II содержит показатели:

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

на накопление (по направлениям употребления);

на потребление (по направлениям употребления).

3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе: за счет амортизационных отчислений; за счет иных источников финансирования (по видам источников).

4. Прочие расходы.

В финансовом плане акционерного общества в доходной части нужно выделить средства, мобилизуемые посредством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчисления прибыли в резервный фонд и выплату доходов по акциям и облигациям.

На многих отечественных компаниях параллельно разрабатывают как план экономического и социального развития, так и бизнес-планы.

Бизнес-планы в данном случае разрабатываются для экономического обоснования выпуска новых товаров, внедрения новой продукции и иных нововведений. И если бизнес-планы одобрены и приняты к реализации, то в данном случае это должно быть отражено в плане экономического и социального развития компании.

Бизнес-план -- это документ, описывающий все главные аспекты будущего коммерческого мероприятия, рассматриваемые проблемы, с которыми может столкнуться компания, и методы их решения.

Бизнес-план позволяет: всесторонне обосновать тот либо иной проект, либо мероприятие; разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели; определить финансовые итоги от реализации проекта либо мероприятия.

Верно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще браться за то либо иное дело?

Бизнес-план -- это не только внутрифирменный документ, но и внешний. Он может сыграть главную роль для получения кредита и иностранных инвестиций. Получить иностранные инвестиции без наличия бизнес-плана почти невозможно.

Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя компании с привлечением консультантов со стороны.

Какова структура бизнес-плана?

Бизнес-план начинается с конца, т.е. с резюме, которое открывает бизнес-план, но составляется в самом конце работы над ним. Объем резюме не должен превышать 3--4 машинописных страниц, а само изложение должно быть простым, лаконичным и доступным для любого инвестора. Наибольшее внимание, должно быть уделено разъяснению назначения продукции, источников финансирования, чем будущий товар будет отличаться от товаров конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его. Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым итогам, ожидаемым от проекта. После этого излагаются главные разделы бизнес-плана. Перечислим главные из них:

- в первом разделе, обычно, описываются товар либо услуга, ради производства которых задумывался весь проект;

- во втором -- анализируется рынок сбыта продукции;

- в третьем -- оценивается информация о своих возможных конкурентах: их товар, качество товаров, примерные цены и условия продажи.

- в четвертом -- рассматривается план маркетинга. Данный план, кстати, представляет собой самостоятельный, чрезвычайно главный документ для внутрифирменного пользования. К главным элементам плана маркетинга относят: схема распространения продукции, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических продукции), формирование общественного мнения о фирме и товарах;

- в пятом -- рассматривается план производства. Основная задача здесь -- доказать, что компания в состоянии производить нужное количество продукции требуемого качества;

- в шестом -- рассматривается организация: надо указать, с кем будет организовано дело и как планируется наладить деятельность персонала;

- в седьмом -- рассматриваются правовые аспекты компании, в частности организационно-правовые формы хозяйствования;

- в восьмом -- освещаются оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками, т.е. что нужно сделать, чтобы эти риски свести к минимуму;

- в девятом -- рассматривается финансовый план, который как бы обобщает все прошлые разделы и представляет их в стоимостном выражении (прогноз объемов продаж, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, баланс активов и пассивов компании, график достижения безубыточности);

- в десятом разделе, который называют «стратегия финансирования», определяются средства, нужные для финансирования проекта, источники их получения, срок окупаемости затрат.

Такова примерная структура бизнес-плана, которая излагается во многих отечественных учебниках.

Делись добром ;)