Планирование доходов и расходов предприятия

курсовая работа

1.3 ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

В рыночных условиях предприятию необходима эффективная система управления финансами, способная обеспечивать компромисс между интересами развития предприятия, наличием достаточного уровня денежных средств и обеспечением платежеспособности предприятия.

Система финансового планирования на предприятии включает:

1. систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений;

2. систему сводного бюджетного планирования деятельности предприятия

В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

1. бюджет фонда оплаты труда;

2. бюджет материальных затрат, составляемый на основании и норм расхода сырья, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;

3. бюджет потребления энергии;

4. бюджет амортизации;

5. бюджет прочих (командировочных, транспортных и др.) расходов;

6. Бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемы на основании графика платежей;

7. Налоговый бюджет

Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе, когда бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются ежемесячно.

Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности - центров затрат и центров доходов. Подразделения, которые работают на внутреннего потребителя, преобразовывают в центры затрат. Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры доходов.

В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, с отсрочкой платежа, по бартеру. Обычно используются два метода:

1. Определение денежных поступлений (выручки, ссуд и др.) и определение оттока денежных средств (оплата счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы др.);

2. Исходной точкой является прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств 9например увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств).

В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязывание.

Доходная часть баланса включает источники поступления средств:

1. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

2. поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит;

3. доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

4. доходы по ценным бумагам;

5. ссуды;

6. прочие поступления

Расходная часть баланса включает направления использования средств:

1. покупка товаров;

2. заработная плата;

3. платные услуги;

4. ремонт и содержание оборудования;

5. реклама;

6. погашение ссуд;

7. прочие платежи [9]

Планирование выручки.

В современных условиях предприятие выбирает метод учета выручки от реализации продукции (работ, услуг):

1. кассовый метод - по мере оплаты продукции и поступления денег на расчетный счет в банке;

2. метод начисления - по мере отгрузки товаров и поступления расчетных документов

предприятия используют два метода определения плановой выручки:

1. метод прямого счета:

выручка = объем реализованной продукции * цена реализации

2. расчетный метод. Предполагает корректировку объема реализованной продукции на входные и выходные остатки:

выручка = нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода + продукция, планируемая к выпуску - остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода

На размер выручки оказывают влияние цены, качество продукции, влияние инфляции, каналы реализации.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции.

При планировании затрат используют следующие методы:

1. сметный - предполагает планирование по элементам затрат;

2. сводный - применяется на крупных предприятиях и осуществляется центрами ответственности;

3. калькуляционный - калькуляция себестоимости продукции осуществляется по каждому виду единицы продукции (используется в тех отраслях где не полностью осуществляется реализация, используется в переработке;

4. метод бюджетирования - основывается на составлении бюджетов и осуществляется в несколько этапов. [4]

Поиск путей сокращения затрат для любого предприятия всегда является актуальной темой. Автор статьи "Как сократить издержки" - П. Лукша пишет, что: "затраты - необходимая часть бизнеса. Как автомобиль должен сжигать бензин, чтобы двигаться, так и предприятие должно расходовать средства, чтобы работать и развиваться. Поэтому следует понимать, насколько производительны осуществляемые расходы, работает ли каждый рубль, вложенный в основную и вспомогательную деятельность на создание прибыли…Три основных принципа, которые помогут добиться успеха в борьбе за сокращение издержек - планирование, дисциплина и контроль. Руководитель, который управляет исключительно платежами, вскоре сталкивается с хронической нехваткой финансовых средств. Единственный способ не потерять контроль - составить финансовый план, причем желательна система таких планов: от краткосрочного (например месячного с разбивкой по декадам) до долгосрочного (годового) - поскольку некоторые решения (инвестиционные проекты) могут быть затратны в краткосрочной перспективе, но выгодны в долгосрочной." [10]

Планирование собственных доходов и расходов предприятия позволяет решить такие задачи как : анализ финансового и экономического состояния предприятия; анализ ассортимента выпускаемой продукции с целью определения наиболее выгодных ее видов, управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями, затратами, достижения максимума прибыли предприятия.

Делись добром ;)