Планирование на предприятии

контрольная работа

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК И ЦЕН НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ

В современных условиях экономического развития все более высокую значимость приобретают проблемы рационального использования потенциала или ресурса любой организации, фактически отражающиеся в издержках по производству продукции, выполнению работ и услуг.

Для предприятий сферы услуг проблема управления издержками особенно актуальна. Во-первых, обеспечение высокого качества обслуживания клиентов требует вложения соответствующих средств в организацию обслуживания населения, развитие новых видов услуг и форм обслуживания, рекламу услуг и, следовательно, ведет к росту издержек предприятия. Во-вторых, от затрат на выполнение услуг непосредственно зависит и уровень устанавливаемых цен на услуги и масса получаемой предприятием прибыли. На предприятиях сферы услуг проблеме формирования, анализа, оценке роли издержек в деятельности предприятия сейчас, к сожалению, не уделяется должного внимания. Практически весь учет и анализ сводится к определению абсолютной суммы издержек предприятия в текущем периоде. Однако этот показатель дает лишь общее представление об объеме текущих затрат, но не позволяет судить об их эффективности.

Важнейшими показателями, с помощью которых можно управлять издержками предприятий сферы услуг, должны стать такие относительные показатели, как издержкоемкость и издержкоотдача. Издержкоемкость характеризует долю затрат в каждом рубле выручки, полученной за выполненные услуги и работы, и в связи с этим является хорошим аналитическим инструментом для оценки уровня затрат в целом по предприятию, его структурным подразделениям, отдельным видам работ и услуг. Издержкоотдача -- показатель обратный и характеризует объем выручки, приходящийся на каждый рубль затраченных средств, т.е. свидетельствует о результативности текущих затрат.

Критерием экономичности текущих затрат предприятия выступает минимизация уровня издержкоемкости его деятельности. Низкий уровень издержкоемкости позволяет предприятию получать конкурентные преимущества на рынке, свободнее осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли. Однако снижение уровня затрат на один рубль выручки не является самоцелью предприятия сферы услуг, а всегда должно четко корреспондировать с качеством предоставляемых услуг и соответствующим уровнем обслуживания клиентов.

Проблема управления издержками довольно сложная и зависит как от состояния внутренней среды предприятия, так и от влияния внешних факторов. В связи с этим в целесообразно учитывать следующие внутренние факторы:

1) номенклатура услуг и работ, поскольку различные услуги и работы отличаются по уровню издержкоемкости;

2) скорость обращения оборотных средств предприятия, что влияет на минимизацию накладных расходов в себестоимости услуг и работ;

3) степень прогрессивности и качество используемых технологий выполнения услуг и работ;

4) уровень эффективности труда персонала;

5) уровень организации и культуры обслуживания потребителей;

6) состояние и уровень использования технологического оборудования, поскольку, чем выше степень его износа, тем больше расходов несет предприятие сферы услуг на их ремонт и содержание.

Среди факторов внешней среды, влияющих на управление издержками предприятия, ведущее место занимают следующие:

· темпы инфляции в стране: чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма издержек по оплате труда персонала, обслуживанию заемных финансовых средств, оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий, отчислениям на социальные нужды и т.д.;

· уровень развития инфраструктуры рынка, который влияет на издержки через затраты на рекламу, маркетинговые исследования, подбор персонала через кадровые агентства и др.;

· изменение видов и ставок налоговых платежей и отчислений, входящих в состав издержек предприятия, что отражается на общей сумме и уровне издержек;

· общее экономическое развитие региона: при экономическом росте уровень покупательной способности населения возрастает, и это может благоприятно повлиять на издержки предприятия. Экономический спад будет оказывать обратное влияние на издержки предприятия сферы услуг.

Для эффективного управления издержками предприятиям сферы услуг необходимо при их учете и планировании основываться на классификации издержек, т.е. реально представлять постоянные и переменные издержки при выполнении услуг, основные и накладные, прямые и косвенные. Эффективность процесса управления издержками существенно возрастает при обеспечении качественного управленческого учета. На предприятиях сферы услуг целесообразно организовать такой учет на уровне отдельных элементов и статей затрат, а также в разрезе отдельных групп и видов услуг.

Порядок расчета цены для предприятия в сфере услуг, отражен в таблице 1.

Табл.1. Форма для расчета приемлемой цены в сфере услуг

№ пп

Показатель

Ед.изм.

Значение

Пояснения

1.

Прямые затраты на 1 единицу

руб.

2.

Общая величина косвенных затрат

руб.

3.

Объем оказания услуг (в единицах)

4.

Полная себестоимость услуг

руб.

(с.1 х с.3) + с.2

5.

Норматив целевой прибыли

5.1.

Нижняя граница

%

5.2.

Верхняя граница

%

6.

Сумма целевой прибыли

с.4 х с.5 : 100

6.1.

Минимальная

руб.

6.2.

Максимальная

руб.

7.

Объем выручки от оказания услуг (исходя из целевой прибыли)

с.4 + с.6

7.1.

Минимальный

руб.

7.2.

Максимальный

руб.

8.

Расчетная цена единицы услуг

с.7 : с.3

8.1.

Нижняя граница

руб.

8.2.

Верхняя граница

руб.

9.

Цены конкурентов

9.1.

Минимальная

руб.

9.2.

Максимальная

руб.

10.

Окончательная цена за единицу

руб.

Наиболее распространенной единицей услуг является 1 час или 1 заказ. Окончательная цена услуги должна быть не ниже нижней границы расчетной цены (п.8.1.) и (или) минимальных цен конкурентов (п.9.1), но и не выше верхней границы расчетной цены (п.8.2.) и (или) максимальной цены конкурентов (п.9.2.).

Делись добром ;)