Планирование на предприятии
1.1 Понятие, задачи и сущность планирования
Планирование - определение (выработка) целей на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:
ь цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);
ь средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
ь правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
ь этапы и сроки выполнения работ;
ь исполнители плана по срокам и видам работ;
ь методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать, все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.
Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров. Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2--3 года, а средствами управления -- достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом грозят убытками и даже полным разорением. Фирме необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.
Среди предпринимателей редко можно встретить человека, который пассивно наблюдает за происходящими событиями. Любой собственник стремится реализовывать свои личные интересы посредством использования потребностей других людей. А это требует осознания целей деятельности и волевых усилий по их достижению. Поэтому на уровне субъекта хозяйствования процесс прогнозирования органично трансформируется в процесс планирования, при котором к пониманию объективных условий жизни добавляются субъективные факторы, отражающие интересы предпринимательства. Рациональное достижение субъективных факторов в бизнесе претворяется посредством планов.
План -- это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.
Приведенное определение плана содержит следующие ключевые слова:
"инструмент" -- означает, что план не самоцель, а средство достижения цели. Арсенал средств достижения цели может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Средства достижения цели могут меняться, и в этом заключается смысл понятия "рабочий инструмент", когда в механизме планирования предусматривается постоянная возможность уточнить используемые средства, если это потребуют цель и изменившиеся условия бизнеса. Такой подход означает доминанту адаптации плана над его стабильностью;
"достижения поставленной цели" -- определяет удовлетворение личных и коллективных интересов работников объекта хозяйствования. Цель -- как желаемый результат, как центр стремлений в плане -- должна осуществляться точно к намеченному сроку;
"на основе конъюнктурного прогноза" -- означает, что в основе субъективных действий исполнителей плана находится их понимание объективных закономерностей существования хозяйственной среды и ее использование: знание механизма рынка, в том числе по рынку своего товара, и разработка прогноза как предварительной части планирования;
"расписанный по исполнителям, времени и средствам" -- означает, что план действий обязательно должен быть обеспечен ресурсами: временными и пространственными, то есть должен быть обеспечен по срокам исполнения материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными средствами. Без такого обеспечения план превращается в фантазию, но никак не в реально достижимое событие.
На основании приведенного определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.
Основные характеристики плана:
v волевое и активное воздействие на будущее;
v отражение субъективного представления о будущем;
v является разновидностью управленческой деятельности;
v является дешифратором целевых установок;
v может использоваться для достижения любых целей, в том числе неправых или справедливых в понятиях отдельной группы людей;
v представляет собой числовую модель будущего развития;
v предполагает ответственность за осуществление будущего;
v отражает учет условий внешней среды хозяйствования, в том числе конъюнктуру рынка;
v учитывает возможности внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся ресурсы;
v должен быть реальным, то есть выполнимым;
v определяет представление о рациональном соотношении внешнего и внутреннего для субъекта хозяйствования;
v определяет порядок поведения для достижения лучших условий существования;
v является мотивированной схемой действий на будущее;
v является первопричиной мотивации персонала и оценки его работы;
v должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;
v может предусматривать меры ответственности для исполнителей;
v должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;
v оформляется документально в письменной форме;
v является внутренним документом фирмы;
v может использоваться для установления контактов с партнерами и инвесторами, для чего обычно используется сокращенный вариант плана;
v утверждается руководством фирмы;
v должен быть достаточно стабильным по времени;
Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества планирования:
Ш стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
Ш обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
Ш улучшение координации действий исполнителей;
Ш усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;
Ш более рациональное использование ограниченных ресурсов;
Ш возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.
Недостатки планирования:
Ш невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;
Ш стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;
Ш необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.