Планирование на предприятии

реферат

1.1 Понятие, задачи и сущность планирования

Планирование - определение (выработка) целей на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:

ь цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);

ь средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

ь правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

ь этапы и сроки выполнения работ;

ь исполнители плана по срокам и видам работ;

ь методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать, все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров. Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2--3 года, а средствами управления -- достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом грозят убытками и даже полным разорением. Фирме необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

Среди предпринимателей редко можно встретить человека, который пассивно наблюдает за происходящими событиями. Любой собственник стремится реализовывать свои личные интересы посредством использования потребностей других людей. А это требует осознания целей деятельности и волевых усилий по их достижению. Поэтому на уровне субъекта хозяйствования процесс прогнозирования органично трансформируется в процесс планирования, при котором к пониманию объективных условий жизни добавляются субъективные факторы, отражающие интересы предпринимательства. Рациональное достижение субъективных факторов в бизнесе претворяется посредством планов.

План -- это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

Приведенное определение плана содержит следующие ключевые слова:

"инструмент" -- означает, что план не самоцель, а средство достижения цели. Арсенал средств достижения цели может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Средства достижения цели могут меняться, и в этом заключается смысл понятия "рабочий инструмент", когда в механизме планирования предусматривается постоянная возможность уточнить используемые средства, если это потребуют цель и изменившиеся условия бизнеса. Такой подход означает доминанту адаптации плана над его стабильностью;

"достижения поставленной цели" -- определяет удовлетворение личных и коллективных интересов работников объекта хозяйствования. Цель -- как желаемый результат, как центр стремлений в плане -- должна осуществляться точно к намеченному сроку;

"на основе конъюнктурного прогноза" -- означает, что в основе субъективных действий исполнителей плана находится их понимание объективных закономерностей существования хозяйственной среды и ее использование: знание механизма рынка, в том числе по рынку своего товара, и разработка прогноза как предварительной части планирования;

"расписанный по исполнителям, времени и средствам" -- означает, что план действий обязательно должен быть обеспечен ресурсами: временными и пространственными, то есть должен быть обеспечен по срокам исполнения материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными средствами. Без такого обеспечения план превращается в фантазию, но никак не в реально достижимое событие.

На основании приведенного определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Основные характеристики плана:

v волевое и активное воздействие на будущее;

v отражение субъективного представления о будущем;

v является разновидностью управленческой деятельности;

v является дешифратором целевых установок;

v может использоваться для достижения любых целей, в том числе неправых или справедливых в понятиях отдельной группы людей;

v представляет собой числовую модель будущего развития;

v предполагает ответственность за осуществление будущего;

v отражает учет условий внешней среды хозяйствования, в том числе конъюнктуру рынка;

v учитывает возможности внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся ресурсы;

v должен быть реальным, то есть выполнимым;

v определяет представление о рациональном соотношении внешнего и внутреннего для субъекта хозяйствования;

v определяет порядок поведения для достижения лучших условий существования;

v является мотивированной схемой действий на будущее;

v является первопричиной мотивации персонала и оценки его работы;

v должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;

v может предусматривать меры ответственности для исполнителей;

v должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;

v оформляется документально в письменной форме;

v является внутренним документом фирмы;

v может использоваться для установления контактов с партнерами и инвесторами, для чего обычно используется сокращенный вариант плана;

v утверждается руководством фирмы;

v должен быть достаточно стабильным по времени;

Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества планирования:

Ш стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;

Ш обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;

Ш улучшение координации действий исполнителей;

Ш усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;

Ш более рациональное использование ограниченных ресурсов;

Ш возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

Недостатки планирования:

Ш невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;

Ш стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;

Ш необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

Делись добром ;)