Анализ последствий государственного регулирования агропродовольственного рынка в России на примере рынка зерна

курсовая работа

1.2 Особенности агропродовольственного рынка в системе рыночной экономики

Современный рынок агропродовольственных товаров можно условно разделить на четыре основных типа, характеризующихся сырьевой направленностью, однородностью продукции с относительной низкой степенью переработки, процессом полной переработки и сервисом.

Рисунок 1. - Типы агропродовольственного рынка.[7, 23-29 с.]

В настоящее время в экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «рынок». Так, например, американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара». Другие экономисты Э. Додан и Д. Линсдей понимают под ним «любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом». С. Брю и К. Макконнелл и считают, что «рынок - это инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей (представляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг» Макконел К.Р., Брю С.А. Экономика: принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с англ., 11-е изд. Т.2. [Электронный ресурс] / К.Р. Макконел, С.А. Брю. - М.: Республика, [2016]. - Режим доступа: http://institutiones.com/download/books/805-economics.html.

Многие российские ученные-экономисты в отношении рынка продовольственных товаров склоняются к следующим определениям: рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов [17]. Продовольственный товар - это продукт, позволяющий удовлетворить физиологическую потребность человека в жизненной энергии, а также незаменимых веществах, что необходимо для обеспечения нормального функционирования его организма. Рынок продовольственных товаров - это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции [21].

Исходя из значимости агропродовольственных товаров можно рассматривать в трех уровнях: локальный, региональный и национальный, каждая из которых характеризуется определенными характеристиками исходящих из условии функционирования рынка.

Решающими условиями функционирования агропродовольственного рынка являются [11]:

- право собственности хозяйствующих субъектов на средства производства, землю, произведенные продукты, доходы, свобода выбора видов и форм деятельности для любого хозяйствующего субъекта;

- равноправие субъектов различных форм собственности; свобода ценообразования;

- обеспечение продовольственной безопасности страны, в особенности в товарах первой необходимости;

- создание рыночной инфраструктуры.

Агропродовольственный рынок характеризуется и качественно выделяется среди других рынков совокупностью реализуемых на нем товаров, которые можно объединить, согласно мнению большинства исследователей, в такие группы взаимозаменяемых продуктов питания, как зерно и хлебопродукты; мясо и мясопродукты; молоко и молочные продуты; рыба и рыбопродукты; сахарная свекла, сахар и кондитерские изделия; картофель и картофелепродукты; овощи и овощепродукты; яйцо; семена и маслопродукты; фрукты и фруктопродукты; безалкогольные напитки.

Перечисленные группы товаров составляют основу соответствующих продуктовых рынков АПК, между которыми существует косвенная связь через единый платежеспособный спрос населения на агропродовольствие и определенную взаимозаменяемость в потреблении. Сам рынок предоставляет своим участникам необходимую информацию о соотношении между спросом и предложением агропродовольственных товаров, их качестве, ассортименте, ценах.

Также способствует установлению хозяйственных связей между его субъектами, регулирует производство продовольственных товаров по объему и структуре, стимулирует внедрение достижений науки и техники в производство продовольствия АПК, повышения качества, постоянное изменение и расширение ассортимента.

Рынок уравновешивает производство агропродовольственных товаров с объемом и структурой общественных потребностей в них и в то же время участвует и влияет на уровень дифференциации доходов своих участников.

На эффективную деятельность агропродовольственного рынка оказывает влияние состояние системы сбыта продовольственной продукции, так как он представляет собой тип функционирования хозяйства, в котором рыночные отношения не ограничены сферой обмена, а включают в себя товарно-денежные отношения, регулирующие производство, сбыт и потребление продукции.

Сам по себе агропродовольственный рынок является инструментом согласования интересов сферы производства и сферы потребления, для которого необходимы определенные условия [19]:

- право собственности хозяйствующих субъектов на средства производства, землю, произведенные продукты, доходы;

- свобода выбора видов и форм деятельности для любого хозяйствующего субъекта;

- равноправие субъектов различных форм собственности;

- свобода ценообразования, при которой цена на продукцию, работы, услуги формируется на основе соглашения между продавцом и покупателем при минимизации государственного вмешательства;

- самофинансирование;

- конкуренция;

- создание рыночной инфраструктуры.

Важной предпосылкой создания агропродовольственного рынка является формирование специализированных зон производства сельскохозяйственной продукции, а также наличие постоянного спроса на продовольствие, с учетом которого формируется предложение продукции. От соотношения спроса и предложения зависят рыночные цены на товары и на сбалансированность спроса и предложения, оказывает влияние конкуренция, стимулирующая снижение цены, повышение качества продукции, расширение ассортимента продукции и т.д.

В практике продовольственный рынок включает четыре основных инструмента рыночного механизма: спрос, предложение, цену и конкуренцию.

Сущность агропродовольственного рынка, как и рынка вообще, проявляется и реализуется через выполнение выше перечисленных функций, среди которых явно выделяются: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, социальная [24]. Суть же рыночных отношений в данном случае сводится к возмещению общественных затрат на производство продовольствия на основе эквивалентности обмена и удовлетворению потребностей населения в нем.

Таким образом, агропродовольственный рынок рождает продовольственную цепочку, в которой непосредственно осуществляется ряд конкретных функций по доведению продукта от поля до конечного потребителя: заготовка, сортировка, транспортировка, хранение, переработка, финансирование, перераспределение и др. Все эти функции имеют две ключевые характеристики: во-первых, добавляют стоимость к продукту, во-вторых, требуют определенных ресурсов для их реализации и тем самым порождают издержки.

Разница между конечной ценой и ценой сельскохозяйственного продукта характеризует величину рыночной маржи, которая, как правило, с развитием сферы маркетинговых услуг, увеличивается по данным некоторых исследователей.

Сущность агропродовольственного рынка, его конъюнктуру нельзя понять и исследовать без использования категорий спроса и предложения.

Спрос можно определить в соответствии с традиционными представлениями, как совокупную потребность в продовольственных товарах при данном уровне цен и доходов, предъявляемая на рынке [22].

Под понятием «предложение», понимается совокупность товаров, при сложившемся уровне цен может быть предъявлена к реализации на продовольственном рынке страны всеми товаропроизводителями, включая и импорт продовольствия из-за рубежа, то есть количество продовольственных товаров, которые при данной цене согласны произвести и предложить к продаже товаропроизводители [22].

Важнейшими элементами агропродовольственного рынка, как и любого, являются конъюнктура, инфраструктура, субъекты рынка, которые можно охарактеризовать и оценить с помощью системы социально-экономических показателей, приведенной в таблице 1.

Таблица 1.

Система социально-экономических показателей, характеризующих состояние агропродовольственного рынка Казыбаев А.К. Агропродовольственный рынок: сущностные аспекты и основные функции//Агропродовольственная политика России. - 2015. - №2. - 23-29 с.

Элемент рынка

Группы показателей, позволяющие характеризовать состояния агропродовольственного рынка по его основным элементам

1

2

Инфраструктура

- объем торговых сделок на объектах рыночной инфраструктуры (сельские базары, городские рынки, ярмарки, магазины оптовой и розничной торговли продовольствия, биржи, перерабатывающие предприятия АПК, посредники-агенты местной администрации);

- объем торговых сделок вне рыночной инфраструктуры (непосредственно у продавцов или покупателей, обмен, прямые поставки).

1

2

Конъюнктура

- общеэкономические - объемы и динамика валового внутреннего продукта, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, уровень и динамика занятости, реальных доходов населения;

- показатели внутреннего и внешнего товарооборота, межрегионального товарооборота - объемы и динамика продаж розничной и оптовой торговли, внешних и внутренних перевозок, экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и готовой продукции, движение товарных запасов;

- показатели кредитно-денежной сферы - курс акций, величина учетного процента, банковские депозиты, количество банкротств;

- объемы инвестиций;

- объемы заказов;

- уровень и динамика цен.

Субъекты

- состав и структура покупателей - население, перерабатывающие предприятия и предприятия торговли, государственные организации;

- состав и структура продавцов - сельскохозяйственные производители (население, мелкотоварные хозяйства, акционерные общества, агрохолдинги, концерны) и продавцы готовой продовольственной продукции АПК, импортеры продовольствия;

Агропродовольственный рынок включает в себя рынок сельскохозяйственных продуктов (аграрный рынок) и рынок продовольствия, получаемого в результате переработки сельскохозяйственного сырья Ушвинский Л.И., Собонь А.Я. Методология анализа развития продовольственного комплекса. [Электронный ресурс] / Л.И. Ушвинский, А.Я. Собонь. - СевКавГТУ, [2016]. - Режим доступа: http://www.molych.ru/raznoe/metodologija-analiza-razvitija-prodovolstvennogo-kompleksa.html.

Формирование и функционирование агропродовольственного рынка осуществляется через взаимодействие различных отраслей экономики, совокупность которых составляет агропромышленный комплекс, объединяющий традиционно три сферы, что представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. - Сферы функционирования субъектов продовольственного рынка [7, 23-29 с.]

В первой сфере производства средств производства можно выделить проблемы, требующие своего решения в ходе развития и регулирования продовольственного рынка, на которые также обращает внимание ряд авторов - Розанова Н. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой// Экономический журнал. - 2011. - № 2, Серова Е. Серова Е.В., Храмова И.Г., Карлова Н.А., Тихонова Т.В., Письменная О. Л. Факторы продовольственной безопасности, проистекающие из агропродовольственного развития. [Электронный ресурс] / Е.В. Серова, И.Г.Храмова, Н.А.Карлова, Т.В.Тихонова, О.Л.Письменная. - М., [2016]. - Режим доступа: httр://www/iet/ru/publics/agro/golod/2.htlm и другие:

- низкий спрос на товары и услуги со стороны сельскохозяйственных производителей;

- несоответствие стоимости, предлагаемых сельскому хозяйству машин и оборудования, их качеству и производительности;

- несвоевременность поставок средств производства;

- несовершенство и нехватка энергоснабжения аграрной сферы производства.

В сельскохозяйственной сфере выделяется следующий перечень проблем:

- отсутствие или недостаток оборотных средств;

- нарушение специализации хозяйств;

- сокращение объемов производства, снижение качественных показателей продукции и производительности труда;

- ослабление позиций сельскохозяйственных предприятий в условиях монополизма отдельных субъектов рынка;

- медленное переоснащение материально-технической базы;

- нехватка трудовых и человеческих ресурсов.

В сфере переработки и сбыта (оптовые закупки и продажа, хранение, розничная торговля) сельхозпродукции можно выделить особые проблемы, к ним можно отнести:

- недостаток производственных мощностей, неравномерное их размещение и неритмичное (по периодам года) использование;

- техническое и технологическое несовершенство производственных мощностей;

- недостаток оборотного капитала;

- невысокая квалификация обслуживающего персонала;

- наличие необоснованного количества посреднических структур;

- недостаток и низкий технический уровень транспортной инфраструктуры;

- недостаток и низкий технический уровень складской инфраструктуры;

- монополизация продовольственных рынков;

- отсутствие должного контроля качества и стандартизации продукции;

- невысокая покупательная способность;

- недостаточный уровень развития вспомогательных институтов;

- недостаточная информационно-аналитическая база.

Развитие и функционирование агропромышленного комплекса и в его составе сельского хозяйства осуществляется в условиях меняющихся характеристик субъектов продовольственного рынка - состава и структуры производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) продовольствия.

Поэтому для выявления сущности современного состояния продовольственного рынка и выработки адекватной аграрной политики необходимо постоянно исследовать происходящие на нем изменения, выявлять проблемы и основные тенденции развития, учитывать основные элементы продовольственного рынка, такие как субъекты продовольственного рынка, его инфраструктура, конъюнктура.

Основными потребителями (покупателями) на аграрном рынке выступают различного рода заготовители, оптовые торговцы, перерабатывающие предприятия, на рынке продовольствия основной покупатель - население, которое, как правило, обслуживают предприятия розничной торговли и общепита [19].

Поскольку между субъектами рынка в новых экономических условиях устанавливаются связи нового типа, создаются новые продовольственные цепочки, обусловленные текущей конъюнктурой, меняющимися методами государственного регулирования, оценка изменений в этой области должна проводиться регулярно для корректировки основ формирующейся системы агробизнеса в государстве в соответствии с принципами кластерной структуризации. Переход от нынешней системы к кластерной, предполагает не только формирование рыночно ориентированных производителей в самом сельском хозяйстве, но и создание принципиально иной рыночной инфраструктуры, позволяющей эффективно перемещать продукт к конечному потребителю, с одной стороны, с другой, - эффективно доставлять рыночную информацию от потребителя к производителю и обратно.

Для нормального функционирования рынка необходима пропорциональность между объемом производства продуктов питания и мощностями инфраструктуры: емкостями элеваторов, хранилищ, холодильного оборудования, тарно-контейнерного фонда, с акцентом на оптимальном пространственном распределении продуктов питания.

В настоящее время региональная среда производства характеризуется теснотой связей между регионами. Складывается высшая форма региональной среды - социально-экономические комплексы, которые образуются вокруг крупных городов в границах региональных систем, и формируется пригородный агропромышленный комплекс - высокоинтенсивный многоотраслевой комплекс, основанный на системе взаимосвязей предприятий производства, переработки и сбыта продовольствия, на базе малотранспортабельного скоропортящегося сырья. В рамках решения продовольственной безопасности региона актуальность приобретает проблема развития инфраструктуры реформируемого АПК, вычленение инфраструктуры как подсистемы АПК дает возможность для эффективного развития его сфер и решать социальные задачи обеспечения продовольствием в регионах.

Делись добром ;)