Анализ предприятия отрасли на примере РУП "Минский автомобильный завод"
2. Научно-технический прогресс на предприятии
Большое внимание уделяется правовой защите изобретений и промышленных образцов. В отдельных моделях автомобилей, в изготавливаемых на МАЗе к ним узлам и поставляемых комплектующих используется до 70 изобретений, созданных в последние 20 лет. Большое количество изобретений в продукции отражает ее высокий технический уровень Заводом за 1993-2009 гг. получен 21 патент Республики Беларусь на изобретения и одно свидетельство на промышленный образец, 12 заявок на изобретения находятся на рассмотрении в патентном ведомстве РБ. На заводе рассматриваются вопросы патентования изобретений за рубежом и заключения лицензионных соглашений на право использования изобретений.
На заводе проводится проверка создаваемой техники на патентную чистоту по Республике Беларусь и странам экспорта для исключения нарушения действующих патентов в странах-покупателях продукции Минского автозавода. Завод следит за тем, чтобы и поставляемые на завод комплектующие также обладали патентной чистотой по РБ и странам экспорта.
Ежегодно на заводе используются сотни рационализаторских предложений, годовой экономический эффект от использования которых составляет 10 млрд. руб. и более. В 2009 году для повышения творческой активности автозаводцев, создания ими и внедрения большого количества рациональных предложений предполагается увеличить размеры авторского вознаграждения за использование рацпредложений.
Научно-исследовательский сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода, среди которых 1 доктор и 9 кандидатов наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.
Завод тесно сотрудничает и с большой наукой. Специалисты завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и стран СНГ. Наибольший объем научных исследований на хоздоговорной основе выполняется с институтами Академии наук Беларуси и Политехнической академией.
Технической политикой предприятия является освоение и производство новых видов автотехники с учетом рыночного спроса и выполнение пожеланий конкретного покупателя, а также увеличение производства автобусов, дальнейшее повышение качества и конкурентоспособности продукции.
Выпускаемые автомобили отличаются от зарубежных аналогов лучшей приспособленностью к эксплуатации в условиях СНГ и более низкой ценой.
Однако в последние годы темп производства и реализации автотехники Минского автозавода снизился из-за недостатка оборотных средств, низкой платежеспособности потребителей, недостаточной конкурентоспособности продукции. В результате, как показал анализ, финансовое состояние завода ухудшилось, хотя и остается управляемым.
Учитывая эти обстоятельства, основной стратегической целью завода на ближайшие годы является повышение конкурентоспособности продукции и за счет этого увеличение объемов производства и реализации продукции. В последние годы Минский автомобильный завод проводил последовательную политику на расширение номенклатуры выпускаемой продукции. За счет удовлетворения запросов массового потребителя удалось стабилизировать работу предприятия. В настоящее время главную задачу предприятие видит в повышении качества выпускаемой автомобильной техники, в совершенствовании структуры сервиса и сбыта. Только реализация комплекса мер в этом направлении позволит укрепить конкурентные преимущества МАЗа на рынке и получить на этой основе прибыль, достаточную для дальнейшего совершенствования и развития производства, более полного удовлетворения материальных потребностей коллектива.
В настоящее время заявлено о прогрессивной динамично развивающейся форме европейского уровня, способной удовлетворять самые изощренные требования отдельных потребителей и реализовывать такие стратегические программы, как оснащение своей техникой ряда отраслей экономики не только в рамках отдельной страны, но и союза Беларуси и России.
В современных условиях одно из основных требований потребителей автотехники состоит в том, что им нужны экологически чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства. Однако необходимые для этого отдельные материалы и комплектующие либо в странах СНГ не выпускаются, либо не соответствуют международным требованиям. Поэтому завод вынужден ряд из них покупать в странах дальнего зарубежья при острой нехватке собственных оборотных средств или получать по бартеру.
В соответствии с утвержденным Министерством промышленности Республики Беларусь заданием с февраля 1998 года ведется большая работа по техническому перевооружению завода. Все затраты предполагается осуществить за счет собственных средств из прибыли и амортизационных отчислений.
На основании анализа состояния технического уровня и организации производства и труда на предприятии разрабатываются организационно-технические мероприятия (ОТМ), предусматривающие повышение эффективности производства.
Разработка плана мероприятий по повышению эффективности производства необходима для устранения недостатков, выявленных в ходе анализа деятельности предприятия.
Таблица 3. Мероприятия по сокращению затрат на производство и реализацию продукции по РУП "Минский автомобильный завод" на 2010 год и выхода на безубыточную работу
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Экономия в натуральном выражении |
Ответственный |
Дата внедрения |
|
1. Увеличение объема производства, повышение эффективности хозяйствования |
|||||
1.1 |
Снижение условно-постоянных расходов за счет обеспечения прироста объема производства продукции |
||||
1.2 |
Дальнейшее развитие системы маркетинга и товаропроводящей сети, расширение рынков сбыта |
зам. директора по коммерческим вопросам, |
в течение года |
||
продукции с целью уменьшения остатков на складе готовой продукции |
начальник маркетинга |
||||
1.3 |
Сокращение затрат на содержание зданий, сооружений за счет сдачи в аренду площадей |
зам. директора по общим вопросам |
в течение года |
||
1.4 |
Совершенствование структуры управления (сокращение численности) |
4 чел. |
зам. директора по экономике, начальник ООТиЗ |
в течение года |
|
1.5 |
Сокращение численности вспомогательных цехов |
6,5 чел. |
зам. директора по экономике, начальник ООТиЗ |
в течение года |
|
2. Мероприятия по топливно-энергетическому сбережению |
|||||
2.1 |
Установка энергосберегающих светильников |
25,3 тыс. кВт. ч. |
гл. инженер нач. ОМ Э |
в течение года |
|
2.3 |
Установка терморегулятора на главном производственном корпусе |
20 Гкал. |
-/- |
в течение года |
|
2.4 |
Оптимизация систем теплоснабжения: отопления и вентиляции |
180 Гкал. |
-/- |
в течение года |
Для большинства процессов на предприятии, начиная с основного производства и заканчивая ремонтом оборудования необходимо снабжение различными видами энергии. Эту задачу берет на себя энергетическое хозяйство предприятия. Назначение энергетического хозяйства - бесперебойное обеспечение всех подразделений предприятия необходимыми видами энергетических услуг при минимальных затратах на содержание данной службы.
Потребности промышленных предприятий в энергоресурсах обеспечиваются за счет трех источников: централизованного снабжения, собственного производства энергии, использования вторичных энергоресурсов.
Основным источником в современных условиях является централизованное снабжение предприятия энергоресурсами общепромышленного назначения: электроэнергией, паром, горячей водой - от районных теплоэлектроцентралей, природным газом - от государственной сети газоснабжения, твердым и жидким топливом - в порядке поставок от предприятий топливодобывающих отраслей через систему договоров заключенных с этими предприятиями. Собственное производство энергии силами самого предприятия организуется применительно к тем ее видам, централизованное обеспечение которыми либо технически невозможно, либо нерационально из-за утери его полезных свойств при передаче на большое расстояние при значительной удаленности предприятия от источника централизованного обеспечения. Это относится к таким энергоносителям, как сжатый воздух, насыщенный пар и т.д.
Важная роль в организации рационального энергоснабжения принадлежит также использованию вторичных энергоресурсов на предприятии: использованию тепла печей для производства горячей воды, пара; вторичное использование пара, горячей воды для отопления помещений и хозяйственных нужд и т.д. В состав энергохозяйства предприятия входит теплосиловой, энергосиловой, газовый, слаботочный, электроремонтный участки и др. Теплосиловой участок охватывает котельные, компрессорные установки, тепловую и канализационную сети, водоснабжение. Его назначение - обеспечение производства паром, водой, сжатым воздухом. Электросиловой участок объединяет понижающие подстанции, электрические сети, генераторные и трансформаторные установки. Его задача - обслуживание всех подразделений предприятия электроэнергией. Газовый участок располагает газовыми сетями, кислородными и ацетиленовыми станциями, холодильными установками, промышленной вентиляцией. Он отвечает за обеспечение производства кислородом, ацетиленом и другими газами. Слаботочный участок охватывает всю заводскую телефонную и радиотрансляционную связь, а также другие виды связи и сигнализации, обеспечивая их бесперебойную работу в установленном режиме. Электроремонтный участок располагает соответствующими средствами и кадрами для осуществления ремонта электрооборудования и электроаппаратуры. Руководит энергетическим хозяйством главный энергетик, опирающийся в своей работе на отдел главного энергетика. В составе отдела обычно выделяют бюро энергоиспользования и энергооборудования, а также лаборатории - электрическую и тепловую. На небольших предприятиях руководство энергохозяйством осуществляет заместитель главного механика по энергетической части.
Рациональное использование энергетических ресурсов предполагает строгое нормирование их выработки и расхода. Разработка соответствующих норм ведется отделом главного энергетика для служб, вырабатывающих энергоресурсы, для производственных цехов и других подразделений, расходующих энергию для производства основной продукции, инструмента, на хозяйственные нужды и т.д.
Основными технологическими мероприятиями по рационализации использования энергии являются: интенсификация производственных процессов (скоростные режимы обработки); внедрение более совершенной технологии и техники производства (замена обработки металлов резанием точным литьем, ковки - штамповкой и т.д.).
Для экономии двигательной энергии большое значение имеет лучшее использование мощности оборудования. В числе мероприятий в этом направлении можно назвать повышение коэффициента использования мощности токоприемников путем перераспределения электродвигателей в соответствии с характером выполняемых работ и потребной мощностью; повышение загрузки оборудования в смену.
Выводы: патентно-лицензионная работа на заводе проводится на уровне современных требований. В патентном ведомстве Республики Беларусь зарегистрирован заводской товарный знак, который помещается на выпускаемой заводом продукции. Продукция Минского автомобильного завода хорошо зарекомендовала себя и пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках, стал известным во многих странах мира и товарный знак, отличающий заводскую продукцию от аналогичной других производителей. Завод дорожит своей репутацией и стремится, чтобы продукция, обозначенная заводским товарным знаком, была высокого качества, удовлетворяла потребностям покупателей и, чтобы качество непременно повышалось. МАЗ постоянно расширяет рынки сбыта и в целях правовой защиты экспортных поставок регистрирует товарный знак за границей. Знак зарегистрирован в 12 странах, начиная с 1999 года продолжается регистрация еще в 14 странах. Большое внимание уделяется правовой защите изобретений и промышленных образцов. В отдельных моделях автомобилей, в изготавливаемых на МАЗе к ним узлам и поставляемых комплектующих используется до 70 изобретений, созданных в последние 20 лет. Большое количество изобретений в продукции отражает ее высокий технический уровень.
Предложения: для повышения творческой активности работников РУП "МАЗ", создания ими и внедрения большого количества рациональных предложений необходимо увеличить размеры авторского вознаграждения за использование рацпредложений. Повышение качества выпускаемой автомобильной техники, совершенствование структуры сервиса и сбыта позволит укрепить конкурентные преимущества МАЗа на рынке и получить на этой основе прибыль, достаточную для дальнейшего совершенствования и развития производства, более полного удовлетворения материальных потребностей коллектива.